Екатеринбург |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А34-15244/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Кравцовой Е. А.
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.04.2019 по делу N А34-15244/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыли представители:
Управления Росреестра - Береженцева К.В. (доверенность от 28.01.2019 N 17); Рогова А.П. (доверенность от 30.07.2018 N 74);
Главного управления по труду и занятости населения Курганской области (далее - Главное управление) - Безносова Е.Д. (доверенность от 19.08.2019).
Управление Росреестра обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Главного управления, выразившиеся в организации, проведении плановой выездной проверки, включении Управления Росреестра в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, а также признании незаконными приказа о проведении проверки от 26.11.2018 N 268, акта проверки от 21.12.2018 N 66 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.04.2019 (судья Пшеничникова И.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 (судьи Скобелкин А.П., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что действия Главного управления по проверке нарушают императивную норму Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) по проведению контрольных мероприятий.
Управление Росреестра также считает, что к нему не применимы положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и Закона Курганской области от 28.10.2002 N 238 "О квоте для приема на работу инвалидов в Курганской области" (далее - Закон о квоте), поскольку квотирование рабочих мест на государственной гражданской службе не предусмотрено в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Главное управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Приказом от 30.10.2017 N 237 Главным управлением утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2018 г., в план проверок включено Управление Росреестра. План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2018 г. согласован с прокуратурой Курганской области. На основании приказа Главного управления от 26.11.2018 N 268, в отношении Управления Росреестра в период с 03.12.2018 по 21.12.2018 проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
По результатам проверки составлен акт от 21.12.2018 N 66, которым установлено отсутствие нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Полагая, что Главное управление не вправе было включать орган Росреестра в план проверок на предмет предоставления квоты рабочих мест инвалидам, а также осуществлять данную проверку, считая незаконными составленный по результатам проверки акт проверки и приказ о ее проведении, Управление Росреестра обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, сделав вывод о том, что действия Главного управления по проведению проверки и включению Управления Росреестра в план проведения проверок не нарушают права и законные интересы Управления Росреестра. Относительно требований о признании недействительными акта проверки и приказа о ее проведении, суд первой инстанции указал, что названные акты не являются ненормативными, следовательно, не подлежат обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 20 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе, установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
На основании положений статьи 5 Федерального закона N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, в частности, имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Главным управлением, в целях осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, вынесен приказ от 30.10.2017 N 237 об утверждении плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2018 г. В план проведения плановых проверок в 2018 г. было также включено Управление Росреестра. При этом план проверок и его содержание были согласованы с прокуратурой Курганской области.
На основании приказа от 26.11.2018 N 268 в отношении Управления Росреестра проведена проверка, о чем составлен акт от 21.12.2018 N 66, в котором указано на отсутствие нарушений.
При рассмотрении дела суды не установили каких-либо нарушений закона при составлении плана проверок и непосредственно проведении проверки. Согласно письму Главного управления от 19.10.2017 N 2921 названная проверка проведена, поскольку среднесписочная численность работающих в Управлении Росреестра лиц превышала 100 человек и фактически, устанавливалось наличие, либо отсутствие обязанности по исполнению требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
Таким образом, судами верно указано, что у Главного управления имелись законные основания для проведения спорной проверки, процедура ее согласования и проведения соблюдена.
Кроме того, судами правильно определено, что оспариваемые в рамках настоящего дела приказ от 26.11.2018 N 268, акт проверки от 21.12.2018 N 66 не обладают признаками ненормативных правовых актов, в связи с этим не могут быть обжалованы в суд в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку не возлагают на Управление Росреестра какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия Главного управления по проведению проверки и включению Управления Росреестра в план проведения проверок не нарушают права и законные интересы Управления Росреестра.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Управлением Росреестра требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с этим на основании статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
Иное толкование Управлением Росреестра положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 08.04.2019 по делу N А34-15244/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
На основании положений статьи 5 Федерального закона N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, в частности, имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2019 г. N Ф09-5564/19 по делу N А34-15244/2018