Екатеринбург |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А76-43597/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, общество, ООО "Перспектива") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.04.2019 по делу N А76-43597/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Сербина Я.М. (доверенность от 23.10.2018 N 167-2018).
ООО "Перспектива" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - жилищная инспекция, управление) от 19.12.2018 N 18-7324 5733 К-Н-18.
Решением суда от 22.04.2019 (судья Добронравов В.В.) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что отопительный период был начат с 30.09.2018, а не с 01.10.2018, о чем ошибочно указал суд, соответственно, сентябрь является отопительным периодом, и начисление платы за отопление необходимо производить в течение 3-х расчетных периодов исходя из среднемесячного потребления в порядке пункта 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), начиная с сентября 2018 года (сентябрь, октябрь, ноябрь). При этом вывод судов о том, что сентябрь не может рассматриваться в качестве отопительного периода противоречит фактическим обстоятельствам дела и доводам надзорного органа. Полагает, что управление по итогам проверки должно было указать на необходимость пересчета платы за отопление не только за октябрь, но и за сентябрь 2018 года. Поскольку ООО "Перспектива" начисления за сентябрь не производило, размер платы за отопление в октябре 2018 года обществом определен исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в соответствии с пунктом 60 Правил N 354, а в ноябре произведен перерасчет за октябрь 2018 года с учетом показаний прибора учета, оспариваемое предписание незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя.
При рассмотрении дела судами установлено, что ООО "Перспектива", в том числе оказывает коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений многоквартирных домов в городе Касли Челябинской области, включая дом N 134 по ул. Лобашова, оборудованный общедомовым прибором учета.
В связи с обращением жителей указанного дома от 26.11.2018 распоряжением зам. начальника управления от 05.12.2018 N 18-7324 5733 в отношении заявителя в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора назначено проведение внеплановой документарной проверки по вопросу соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки составлен акт, которым зафиксировано нарушение обществом порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" по указанному дому за октябрь 2018 года (начисление платы произведено в соответствии с формулой 2 пункта 60 Правил N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, тогда как ввиду вывода прибора учета из эксплуатации с 19.05.2018 и ввода его в эксплуатацию 19.10.2018, расчет платы за отопление за октябрь 2018 года (за период с 01.10.2018 по 18.10.22018) должен был быть произведен в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по показания прибора учета за период не менее 3 месяцев отопительного периода, начиная с даты, когда прибор выведены из эксплуатации, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса, но не более трех расчетных периодов подряд).
По итогам проверки заявителю выдано оспариваемое предписание о необходимости применительно к указанному дому в срок до 25.01.2019 выполнить перерасчет платы за отопление за октябрь 2018 года и период с 01.10.2018 по 18.10.2018.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из вывода о соответствии предписания действующему законодательству.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как верно отмечено судами со ссылкой на положения пункта 1, пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 8 и подпункта 6 пункта 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3, 3 (1), 3 (3), 3 (4) приложения N 2 к этим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 указанных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Материалами дела подтверждено, что в связи с окончанием срока действия государственной поверки расходометров на подающем и обратном трубопроводах (дата окончания поверки - 21.08.2018), ООО "Перспектива" направило уведомление обслуживающей организации (ООО "Теплокомплект") от 09.04.2018 о необходимости поверки приборов учета и 19.05.2018 прибор учета тепловой энергии был выведен из эксплуатации по акту. Прибор учета тепловой энергии был введен в эксплуатацию после проведения поверки 19.10.2018 и в этой связи расчет платы за отопление в период с 01.10.2018 по 18.10.2018 произведен заявителем исходя из норматива предоставления указанной коммунальной услуги.
В соответствии с распоряжением администрации Каслинского муниципального района Челябинской области от 24.09.2018 N 480-р отопительный сезон 2018-2019 годов на территории Каслинского городского поселения 2 начат с 01.10.2018, соответственно, довод заявителя о начале отопительного периода с 30.09.2018 обоснованно отклонен судами как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам.
Приняв во внимание вышеизложенное суды пришли к правильному выводу о том, что начисление платы за отопление следует производить в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с первого месяца отопительного периода - то есть с октября 2018 года.
Также судами обоснованно отмечено, что, исходя из толкования положений пункта 59 (1) Правил N 354, определенный этим пунктом период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга не оказывалась (в настоящем случае - период с июня по сентябрь 2019 года). Соответственно, расчет платы исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, должен производиться за первые после вывода из эксплуатации прибора учета, расчетные периоды отопительного сезона. При этом, под расчетным периодом следует понимать период для оплаты коммунальных услуг равный календарному месяцу.
В этой связи управлением правомерно указано на необходимость расчета платы за отопление за октябрь 2018 года исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Кроме того, судами установлено, что предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости.
При таких обстоятельствах изложенное в оспоренном предписании требование о перерасчете платы за отопление за период с 01.10.2018 по 18.10.2018 правомерно признано законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию кассатора по делу, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.04.2019 по делу N А76-43597/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Перспектива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.