Екатеринбург |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А76-26010/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2019 по делу N А76-26010/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Хальфин Д.А. (доверенность от 26.12.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными предписаний инспекции от 27.06.2018 N 2214-1, 2214-2, 2214-3.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики по Челябинской области.
Решением суда от 01.04.2019 (судья Добронравов В.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание инспекции от 27.06.2018 N 2214-1 в части возложения на общество обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с июля 2015 года по август 2016 года, а также за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года в соответствии с требованиями пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), признал недействительным предписание инспекции от 27.06.2018 N 2214-2 в части возложения на общество обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с января 2017 года по ноябрь 2017 года, а также за период с января 2018 года по апрель 2018 года исходя из нормативов потребления, в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признал недействительным предписание инспекции от 27.06.2018 N 2214-3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Киреев П.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что нормативы потребления электроэнергии на общедомовые нужды (в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) были утверждены постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/1 (в период с января 2016 г. по май 2017 г.), от 19.05.2017 N 25/2 (в период с июня 2017 г. по настоящее время). Для многоквартирного дома N 13 по ул. Кузнецова в г. Челябинске (оборудованного лифтами и насосным оборудованием и не оборудованного электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения) указанный норматив составил: 4,57 киловатт-часов/кв. метр (в период с января 2016 года по май 2017 года); 2,777 киловатт-часов/кв. метр (в период с июня 2017 года по настоящее время). В связи с тем, что в предписании от 27.06.2018 N 2214-1 был ошибочно указан одинаковый период, в который предписывалось произвести перерасчет платы за электроэнергию и холодное водоснабжение на общедомовые нужды, инспекцией в определении об исправлении описок от 17.09.2018 данный период был конкретизирован, где мероприятия были заменены в части электроэнергии на период с февраля 2016 года по декабрь 2016 года, а не в те периоды, которые указаны судами.
Наличие или отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета не может повлиять на размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, так как абзацами 2, 3 пункта 44 Правил N 354 (в редакции постановления от 16.04.2013 N 344), определено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Собственники дома N 13 по ул. Кузнецова в г. Челябинске указанного решения не принимали, следовательно, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды должен быть ограничен объемом коммунальных услуг, определенным исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Инспекция по предписанию от 27.06.2018 N 2214-2 в части признания незаконным обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию считает, что начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в спорном доме, должно производится по нормативам потребления с последующим перерасчетом исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета после утверждения Правительством Российской Федерации порядка перерасчета.
При вынесении обжалуемых судебных актов судами не учтено, что решение на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 13 по улице Кузнецова в г. Челябинске по фактическим показаниям общедомового прибора учета, собственники помещений указанного многоквартирного дома не принимали. Таким образом, независимо от наличия общедомового прибора учета коммунального ресурса размер платы определяется исходя из норматива. Формула 15 приложения N 2 к Правилам N 354 применена инспекцией обоснованно. Формула 11 приложения N 2 к Правилам N 354 не позволяет определить размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из норматива потребления, что в отсутствие решения общего собрания собственников об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, противоречит требованиям, установленным частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Заявитель жалобы в части признания незаконным предписания от 27.06.2018 N 2214-3 указывает на то, что многоквартирный дом N 13 по улице Кузнецова в г. Челябинске не имеет централизованного горячего водоснабжения. Горячая вода, которая используется для содержания общего имущества, получается путем подогрева холодной воды, поступающей по централизованным сетям, с использованием общедомового имущества (водонагреватель). Правилами N 354, а также иными нормами жилищного законодательства Российской Федерации не предусмотрен порядок начисления платы за горячую воду в целях содержания общего имущества при отсутствии в многоквартирном доме централизованного горячего водоснабжения. При этом в оспариваемых судебных актах делается ссылка на пункт 44 Правил N 354, согласно которым размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 Правил N 354, однако судами не учтено, что при этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 пункта 44 Правил N 354).
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не установлен норматив на потребление горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, не оборудованных системой централизованного горячего водоснабжения, следовательно, оснований для выставления платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 13 по улице Кузнецова в г. Челябинске у управляющей компании не имелось.
По мнению инспекции, доводы общества об убытках, возникающих вследствие оплаты тепловой энергии, поставленной ресурсоснабжающей организацией, не основаны на действующем законодательстве Российской Федерации. По смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" задолженность управляющей организации при расчетах за коммунальный ресурс перед ресурсоснабжающей организацией может возникнуть лишь в случае, когда начисления потребителям превышают объем перечисленных денежных средств за поставленный коммунальный ресурс ресурсоснабжающей организации. Определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.05.2014 N ВАС-6046/14 установлено, что обязательства управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 08.06.2018 N 2214 и в связи с поступлением обращения жильцов многоквартирного дома N 13 по ул. Кузнецова г. Челябинска о неправомерных действиях управляющей компании при начислении платежей на общедомовые нужды, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества.
При проведении проверки инспекцией установлено, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 13 по ул. Кузнецова г. Челябинска на основании решения общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома, оформленного протоколом от 24.04.2015 N 1.
Многоквартирный дом N 13 по ул. Кузнецова в г. Челябинске оборудован общедомовыми приборами учета холодной воды, электроэнергии и тепловой энергии. При этом во всех помещениях дома введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета электрической, тепловой энергии, холодной и горячей воды.
При проверке порядка начисления платы за использование электроэнергии, холодной и горячей воды на общедомовые нужды инспекцией установлено, что начисление платы на общедомовые нужды указанных коммунальных ресурсов производится управляющей компанией по показаниям общедомовых приборов учета, а не исходя из установленных нормативов.
Инспекцией в связи с этим проверен период начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды с февраля 2016 года по апрель 2018 года.
Расчетным путем инспекцией установлено, что обществом начислен излишний объем электроэнергии на общедомовые нужды в размере 4087,189 киловатт-часов.
При этом собственники помещений многоквартирного дома не принимали решения о распределении объема коммунального ресурса в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми помещениями многоквартирного дома.
При проверке расчета платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды за период с июля 2015 года по апрель 2018 года инспекцией установлено, что управляющей компанией начислен излишний объем холодной воды на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в размере 4256, 535852 куб. метров.
При проверке правильности начисления платы за горячее водоснабжение инспекцией установлено, что подогрев воды в многоквартирном доме производится с помощью теплообменных энергоустановок, централизованное горячее водоснабжение отсутствует.
Из представленных управляющей компанией расчетов платы за горячее водоснабжение (подогрева воды) на общедомовые нужды по лицевому счету квартиры N 21 за период с июля 2016 года по апрель 2018 года установлено, что указанная плата начислялась в межотопительный период исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Инспекцией сделан вывод о неправомерности начисления платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) на общедомовые нужды в неотопительный период в отсутствие установленного норматива потребления, в связи с чем плата за подогрев воды за период с июля 2016 года по сентябрь 2017 года и с июля 2107 года по сентябрь 2017 года начислена с нарушением требований пункта 54 Правил N 354.
По результатам проверки составлен акт от 27.06.2018 N 2214 и выданы предписания от 27.06.2018 N 2214-1 с требованием произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и электроэнергию на общедомовые нужды за период с июля 2015 по декабрь 2016 года в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354; от 27.06.2018 N 2214-2 с требованием произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и электроэнергию в целях содержания общего имущества за период с января 2017 по апрель 2018 года исходя из нормативов потребления в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ; от 27.06.2018 N 2214-3 с требованием произвести перерасчет (сторнировать в полном объеме) платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды и в целях содержания общего имущества за период с июля 2016 по сентябрь 2016 года, а также с июня 2017 по сентябрь 2017 года.
Не согласившись с названными предписаниями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В ходе рассмотрения дела инспекцией 17.09.2018 вынесено определение об исправлении описок в акте проверки от 27.06.2016 N 2214 и предписании N 2214-1.
В определении инспекцией изменен норматив потребления холодной воды на общедомовые нужды за период с января 2016 года по апрель 2018 года, указанный в акте проверки, с 0,01874 на 0,01871. В связи с указанной корректировкой начисление излишнего объема холодной воды за период с июля 2015 года по апрель 2018 года определено в размере 4257,43845 куб. метров. Таблица начисления платы за подогрев воды на квартире N 21 также скорректирована в части размера платы за подогрев воды в июле 2016 года.
Кроме того, инспекцией в указанном определении внесены исправления в предписание от 27.06.2018 N 2214-1, а именно скорректирован период перерасчета платы: февраль - декабрь 2016 года.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, исходили из неправомерности требования инспекции о перерасчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с июля по апрель 2018 года исходя из норматива потребления (предписания инспекции от 27.06.2018 N 2214-1, 2214-2). Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, не требуется принятия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, поскольку такое включение является первоначальным. В случае, когда объем электроэнергии и холодной воды на общедомовые нужды, рассчитанный в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 исходя из фактически потребленного объема по показаниям общедомового прибора учета, не превышает объем ресурса, рассчитанного по нормативу, оснований для перерасчета платы в размере норматива не имеется. У инспекции имелись основания для выдачи предписания о перерасчете платы за электроэнергию только за периоды, в которых установлено превышение норматива потребления коммунального ресурса. Предписание инспекции от 27.06.2018 N 2214-3 предусматривает запрет на начисление в неотопительный период платы за горячее водоснабжение, вместе с тем, отсутствие норматива потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды для спорного многоквартирного дома не является основанием для запрета начисления платы за фактическое использование горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда и плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством утверждены Правила N 354.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к названным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положения Правил N 354 предусматривают, что плата за использование коммунального ресурса (услуг) рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуального прибора учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. При этом полученный объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (разница между общим и индивидуальным потреблением) сравнивается с нормативом потребления. Если полученная разница превышает объем по нормативу, то начисление ограничивается нормативом.
Согласно пункту 45 Правил N 354, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Пунктом 46 Правил N 354 определено, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 указанных Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 названных Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ положения ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
Коммунальные услуги на общедомовые нужды переведены в разряд жилищных услуг. Вместе с тем, коммунальные ресурсы, в том числе электрическая энергия, как и до 01.01.2017, распределяются на содержание общедомового имущества.
При этом указанные положения Правил N 354 не устанавливают прямого запрета на включение расходов на оплату коммунальных услуг в составе платы за содержание жилого помещения, в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг, определяемого по общедомовому прибору учета.
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 (часть 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ).
Порядок применения установленных до 01.01.2017 нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды регламентировался пунктами 40, 44 - 46 Правил N 354, которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета
Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения, в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, не требуется принятия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, поскольку такое включение является первоначальным.
Кроме того, положения частей 9.1 - 9.3 статьи 156 ЖК РФ не исключают возможность учета показаний общедомового прибора учета коммунальных ресурсов при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и после утверждения уполномоченными органами нормативов потребления холодной воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в ситуации, когда объем электроэнергии и холодной воды на общедомовые нужды, рассчитанный в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 исходя из фактически потребленного объема по показаниям общедомового прибора учета, не превышает объем ресурса, рассчитанного по нормативу, оснований для перерасчета платы в размере норматива не имеется.
Суды указали, что названный подход соотносится с целью правового регулирования отношений между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, направлен на обеспечение баланса интересов сторон затрагиваемых отношений, в том числе на обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг и недопущение возложения на них необоснованных имущественных затрат по содержанию используемых ими помещений в многоквартирном доме, наряду с необходимостью реализации мероприятий по энергосбережению путем сокращения объемов ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ по содержанию общего имущества.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о неправомерности требования инспекции о перерасчете платы за электроэнергию в целом за весь период исходя из норматива потребления. Исполнение предписания за весь спорный период приведет к необходимости начисления собственникам помещений в многоквартирном доме платы за объем электрической энергии, которая фактически на общедомовые нужды не распределялась, что не соответствует требованиям Правил N 354.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлено в числе иных коммунальных услуг горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил.
В силу пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Судами в отношении предписания N 2214-3, обязывающего сторнировать в полном объеме плату за горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества за период с июля 2016 года по сентябрь 2017 года и с июня 2017 года по сентябрь 2017 года, установлено, что спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, во всех помещениях дома введены индивидуальные приборы учета тепловой энергии. С учетом указанных положений Правил N 354 собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, установлен пунктом 22 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Из материалов дела следует, что приготовление горячей воды в спорном многоквартирном доме осуществляется обществом самостоятельно, при этом используется коммунальный ресурс (тепловая энергия) в том числе в неотопительный период для подогрева холодной воды. Расчет за коммунальную услугу горячего водоснабжения производится с использованием двухкомпонентного тарифа, соответственно, в неотопительный период плата за горячее водоснабжение на общедомовые нужды выставляется исходя из расхода объема тепловой энергии, использованной для подогрева воды. Объем тепловой энергии, распределяемой на отопление и на подогрев горячей воды в целях оказания услуг горячего водоснабжения, фиксируется общедомовым прибором учета в целом, раздельного учета тепловой энергии, использованной на нужды отопления и для приготовления горячей воды, не ведется.
Поскольку в рассматриваемой ситуации спорным является межотопительный период, когда поставляемый обществом коммунальный ресурс (тепловая энергия) расходовался исключительно на подогрев воды для целей оказания ответчиком услуги по горячему водоснабжению, управляющая компания вправе претендовать на возмещение расходов на оплату поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии в межотопительный период), объем которого возможно определить по показаниям общедомового прибора учета.
Предписание инспекции N 2214-3 предусматривает запрет на начисление в неотопительный период платы за горячее водоснабжение. Вместе с тем, отсутствие норматива потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды для спорного многоквартирного дома не является основанием для запрета начисления платы за фактическое использование горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах судами сделаны правильные выводы о том, что предписания инспекции от 27.06.2018 N 2214-1, 2214-2, 2214-3 в обжалуемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя кассационной жалобы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2019 по делу N А76-26010/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.