Екатеринбург |
|
06 ноября 2019 г. |
Дело N А71-1277/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.04.2019 по делу N А71-1277/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала (далее - заявитель, АО "ЭнергосбыТ Плюс") - Сорокин А.С. (доверенность от 28.12.2017, диплом);
Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - заинтересованное лицо, Управление) - Джабраилов С.И. (доверенность от 25.02.2019, диплом).
АО "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению о признании недействительным предписания от 16.01.2018 N 1.
Решением суда от 21.03.2019 (судья Мосина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 (судьи Варакса Н.В., Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что факт подачи потребителю электроснабжения ненадлежащего качества в период с 14.03.2018 по 23.11.2018 подтверждается представленными в материалы дела актами общества с ограниченной ответственностью "Завьялово Энерго" (далее - ООО "Завьялово Энерго"); указывает, что ГОСТ 33073-2014 не распространяется на отношения с потребителем.
В представленном отзыве заявитель просит судебные акты оставить без изменения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, 11.10.2018 в Управление через Прокуратуру Завьяловского района Удмуртской Республики поступило обращение жителя дома N 12 по ул. Свободы с.Завьялово с доводами о некачественном предоставлении электроэнергии.
Управлением на основании приказа от 10.12.2018 N 175 в отношении АО "ЭнергосбыТ Плюс" проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению обязательных требований, связанных с правильностью начисления и расчета размера платы за некачественную электроэнергию по адресу: с.Завьялово, ул. Свободы, д. 12 в период с 01.12.2007 по 01.04.2018.
В ходе проверки установлено, что 17.04.2018 в АО "ЭнергосбыТ Плюс" поступило заявление Алексеевой Е.П. о проведении перерасчета за электроэнергию ненадлежащего качества с приложением к нему акта измерения уровня напряжения, составленного ООО "Завьялово-Энерго" 14.03.2018 и письмом от 27.03.2018 N 185.
09.11.2018 АО "ЭнергосбыТ Плюс" рассмотрев данное обращение, перенаправило его в филиал "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и в ООО "Завьялово-Энерго" для проверки доводов заявителя.
23.11.2018 сотрудниками ООО "Завьялово-Энерго" проверены параметры уровня напряжения по указанному адресу и установлено, что нарушений и отклонений не установлено, о чем составлен акт от 23.11.2018.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" письмом от 27.12.2018 сообщило Управлению о том, что в период с декабря 2017 года по апрель 2018 года жалоб на нарушение качества поставляемой электрической энергии от собственника жилого дома, расположенного по адресу с. Завьялово, ул. Свободы, 12, в АО "ЭнергосбыТ Плюс" от ООО "Завьялово-Энерго" не поступало. На запрос информации сетевая компания письмом от 07.11.2018 N 739 сообщила о том, что в результате проведенной проверки отклонений показателей напряжения, сверх допустимых значений не обнаружено. В связи с чем, оснований для проведения перерасчета размера платы за предоставленную электрическую энергию ненадлежащего качества у АО "ЭнергосбыТ Плюс" не имеется.
Управлением сделан вывод о том, что АО "ЭнергосбыТ Плюс" в результате предоставления потребителю в период с 14.03.2018 по 23.11.2018 коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества, необоснованно отказало произвести перерасчет за электроэнергию за указанный период.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 16.01.2019 N 132 и в адрес АО "ЭнергосбыТ Плюс" выдано предписание от 16.01.2019 N 1, которым предписано в срок до 17.02.2019 произвести перерасчет размера платы за электроэнергию в период с 14.03.2018 по 23.11.2018 собственнику помещения по адресу: д. 12, ул. Свободы, с.Завьялово.
АО "ЭнергосбыТ Плюс", не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании данного предписания незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания предписания недействительным.
Выводы суда первой инстанции были правомерно поддержаны апелляционным судом исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ, Управление осуществляет полномочия по государственному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктами "а", "и", "к" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
В пункте 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а"); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков (подпункт "в"); требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "д").
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно пункту 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению (пункт 104 Правил N 354).
В пунктах 105, 106, 107 Правил N 354 предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (пункт 108 Правил N 354).
В соответствии с пункта 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
Согласно подпункту б" пункта 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются, в том числе дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе, проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы.
В соответствии с пунктом 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104. Правил N 354 в журнале регистрации таких фактов; б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества; в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 Правил N 354; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме (пункт 113 Правил N 354).
Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б", "г" пункта 112 Правил N 354, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги.
Организация и проведение контроля качества электрической энергии определены ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
В пункте 5.2.2 ГОСТ 33073-2014 установлено, что при проведении контроля качества электроэнергии в целях проверки выполнений требований к качеству электроэнергии, установленных в договорах услуг по передаче и договорах купли/продажи электроэнергии, проводят непрерывные измерения по ГОСТ 30804.4.30, класс измерений A, значений показателя качества электрической энергии, установленных в договорах, в течение времени и в условиях, предусмотренных в указанных договорах, но не менее одной недели (семи суток).
Согласно пункту 5.2.5 ГОСТ 33073-2014 число маркированных данных, не учитываемых при оценке соответствии показателей качества электрической энергии установленным нормам, не должно превышать 5% общего числа усредненных на 10-минутных интервалах значений показателей качества электрической энергии в каждые сутки из общего числа периода времени непрерывных измерений. В пункте 5.9.4 ГОСТ 33073-2014 установлено, что после окончания испытаний при просмотре архива (журнала событий) проводится проверка выполнения требования пункта 5.2.5 по числу маркированных данных и в случае невыполнения этого требуется повторение испытаний.
Согласно пункта 4.7 и примечания к нему ГОСТ 30804.4.30-2013 (IEC 61000-4-30:2008). "Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии" во время провала напряжения, перенапряжения или прерывания напряжения алгоритм, применяемый при измерении других показателей качества электроэнергии (например, частоты), может привести к недостоверному результату. Маркирование результатов измерений позволяет избежать учета единственного события более чем один раз для различных показателей (например, учета единственного провала напряжения, как одновременного провала напряжения и отклонения частоты) и показать, что объединенное значение может быть недостоверным.
Исследовав представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, суды установили, что в актах по результатам измерений уровня напряжения от 14.03.2018, от 23.11.2018, подготовленных ООО "Завьялово-Энерго", отсутствуют сведения о маркированных данных измерений в течение установленного срока измерений; отсутствует информация о средствах измерений, в том числе информация о наименовании, маркировке, метрологических характеристиках, дате очередной поверки средств измерения.
Таким образом, является правильным вывод судов о том, что результаты проведенных измерений, зафиксированные актами от 14.03.2018 и от 23.11.2018, не соответствуют требованиям ГОСТ 33073-2014, следовательно, полученные измерения не могут быть положены в основу вывода о несоответствии качества электроэнергии.
С учетом того, что Управлением иных доказательств в подтверждение фактов предоставления АО "ЭнергосбыТ Плюс" коммунальной услуги "электроснабжение" ненадлежащего качества за период с 14.03.2018 по 23.11.2018, в материалы не представлено, следует признать верными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что заинтересованным лицом надлежащим образом не доказан факт предоставления в спорный период коммунальной услуги "электроснабжение" ненадлежащего качества.
Доводы заинтересованного лица о том, что ГОСТ 33073-2014 регулирует отношения между ресурсоснабжающей организацией АО "ЭнергосбыТ Плюс" и сетевой компанией ООО "Завьялово-Энерго", и не распространяется на отношения с потребителем, судом кассационной инстанции также отклоняются как основанные на неверном толковании норм права, поскольку данным ГОСТом установлены методы измерений показателей качества электрической энергии, позволяющие сделать вывод о соответствии или несоответствии качества электроэнергии установленным требованиям.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актом, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.04.2019 по делу N А71-1277/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.