Екатеринбург |
|
07 ноября 2019 г. |
Дело N А76-23328/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Жаворонков Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой В.И. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ремжилзаказчик Центрального района" (далее - общество, управляющая компания) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2019 по делу N А76-23328/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления заказными письмами с уведомлениями в их адрес копий определений о принятии кассационной жалобы к производству и о назначении судебного заседания для разрешения вопроса о возобновлении производства по рассмотрению кассационной жалобы общества, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель общества Пономарева Р.В. (доверенность от 06.08.2018 N 593.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2019 производство по указанной кассационной жалобе было приостановлено до разрешения Верховным судом Российской Федерации кассационной жалобы общества по делу N А76-9812/2018 Арбитражного суда Челябинской области. Поскольку Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу управляющей компании по делу N А76-9812/2018 Арбитражного суда Челябинской области, вынес определение от 02.09.2019 N 309-ЭС19-15432, суд округа определением от 27.09.2019 назначил судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по рассмотрению кассационной жалобы общества на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2019 по делу N А76-23328/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по тому же делу, в котором также определил и обратил внимание лиц, участвующих в деле, на то, что в случае возобновления производства по указанной кассационной жалобе и при отсутствии обоснованных возражений сторон суд в том же судебном заседании рассмотрит указанную кассационную жалобу по существу.
В судебном заседании 06.11.2019 судом разрешен вопрос о возобновлении производства по делу. Производство по делу N А76-23328/2018 возобновлено.
От лиц, участвующих в деле, возражений против рассмотрения в этом же судебном заседании кассационной жалобы управляющей компании не поступило.
Суд кассационной инстанции рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу общества в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 28.06.2018 N 2407.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2019 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда первой инстанции от 06.02.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, управляющая компания просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на решения судов общей юрисдикции об отказе в признании незаконным применения обществом тарифа в спорном размере и на судебные акты мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Челябинска, которыми дела об административном правонарушении в отношении управляющей компании прекращены за отсутствием состава административного правонарушения. Общество полагает, что арбитражными судами нарушен принцип правовой определенности, поскольку они не отменили оспариваемое предписание и обязали управляющую компанию произвести перерасчет платежей. Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что решение собственников помещений дома N 17 по улице Барбюса в г. Челябинске было принято без учета предложений управляющей компании; оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает на него обязанности, не предусмотренные самим протоколом общего собрания собственников, во исполнение которого выдано предписание; действие протокола общего собрания от 10.03.2017 закончилось 01.03.2018, иное решение собственниками дома об установлении платы за содержание и ремонт не принималось, поэтому согласно пункту 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в пределах, установленных органом местного самоуправления.
Общество считает, что судами неверно применены положения статьи 156 ЖК РФ; Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22); статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не установил.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управляющая компания осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, 17 на основании лицензии от 02.04.2015 N 0115 и протокола общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 01.11.2007.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, д. 17, на общем собрании, решения которого оформлены протоколом от 29.02.2016, утвердили плату за содержание и ремонт в размере 8 руб./кв.м.
Позднее на общем собрании, решения которого зафиксированы в протоколе от 10.03.2017, собственники помещений в названном многоквартирном доме утвердили плату за содержание и ремонт в размере 8 руб./кв.м.
Указанные протоколы общих собраний собственники помещений в данном многоквартирном доме представили в адрес управляющей компании.
Между тем, согласно платежным документам, выставленным обществом собственникам помещений в указанном многоквартирном доме:
с 01.05.2016 по 31.05.2016 плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляла 13 руб. 79 коп.;
с 01.06.2016 по 30.04.2017 плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляла 15 руб. 17 коп.;
с 01.05.2017 по 31.07.2017 плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляла 16 руб. 41 коп.;
с 01.08.2017 по 31.12.2017 плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляла 17 руб. 21 коп.
Жилищная инспекция предъявила управляющей компании предписание от 06.03.2018 N 826, в соответствии с которым общество обязано до 02.04.2018 произвести собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, д. 17, перерасчет платы за содержание жилого помещения из тарифа 8 руб./кв.м. за период с 27.05.2016 по 31.12.2017 на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (протоколы от 29.02.2016 и 10.03.2017) и с 01.01.2018 обеспечить выполнение решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (протоколы от 29.02.2016 и 10.03.2017), на основании которых утвержден размер платы за содержание жилого помещения из тарифа 8 руб./кв.м. для всех собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
На основании распоряжения от 21.06.2018 N 18-2902-2407 жилищная инспекция провела внеплановую документарную проверку деятельности общества с целью контроля за исполнением выданного ранее предписания от 06.03.2018 N 826, составлен акт от 28.06.2018 N 2407.
В ходе указанной проверки жилищная инспекция выявила нарушение управляющей компанией требований подпунктов "а" и "б" пункта 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), части 7 статьи 156, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, выразившееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении предпринимательской деятельности, использовании тарифов, принятых не на основании решений общих собраний собственников.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 28.06.2018 N 2407, которым обществу в срок до 18.07.2018 предписано:
произвести собственникам помещений в данном многоквартирном доме перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме из тарифа 8 руб./кв.м. за период с 27.05.2016 по 31.12.2017 на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (протоколы от 29.02.2016 и 10.03.2017);
с 01.01.2018 до принятия собственниками иного решения - обеспечить выполнение решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (протоколы от 29.02.2016 и 10.03.2017) на основании которых утвержден размере платы за содержание жилого помещения из тарифа 8 руб./кв.м. для всех собственников помещений в указанном доме.
Полагая, что предписание от 28.06.2018 N 2407 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
При принятии обжалуемых судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 20, 45, 156, 161, 162 ЖК РФ, Положением о лицензировании, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержащимися в пункте 17 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 разъяснениями и исходили из того, что на общих собраниях, оформленных протоколами от 29.02.2016 и 10.03.2017, собственниками помещений в многоквартирном доме утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества; решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении этой платы не признаны в установленном порядке недействительными; решение об изменении платы за содержание и ремонт общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме не принимались; между тем в платежных документах, выставленных собственникам помещений, содержится иная плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (систематическое повышение), установленная в одностороннем порядке.
Судами отмечено, что процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства. Жилищное законодательство не предусматривает каких-либо исключений в части, касающейся одностороннего изменения управляющей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, на одностороннее изменение размера платы за содержание жилого помещения.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Более того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-9812/2018 Арбитражного суда Челябинской области в удовлетворении заявления управляющей компании о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 06.03.2018 N 826 отказано.
Изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы связаны с оценкой доказательств, отнесенной к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, являлись предметом рассмотрения и оценки этих судебных инстанций, и не свидетельствуют о нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела.
Судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения, не допущено нарушений норм процессуального права.
С учетом изложенного суд округа не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2019 по делу N А76-23328/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ремжилзаказчик Центрального района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии обжалуемых судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 20, 45, 156, 161, 162 ЖК РФ, Положением о лицензировании, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержащимися в пункте 17 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 разъяснениями и исходили из того, что на общих собраниях, оформленных протоколами от 29.02.2016 и 10.03.2017, собственниками помещений в многоквартирном доме утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества; решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении этой платы не признаны в установленном порядке недействительными; решение об изменении платы за содержание и ремонт общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме не принимались; между тем в платежных документах, выставленных собственникам помещений, содержится иная плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (систематическое повышение), установленная в одностороннем порядке."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 ноября 2019 г. N Ф09-5017/19 по делу N А76-23328/2018
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5017/19
24.04.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3463/19
06.02.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23328/18
15.08.2018 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23328/18
23.07.2018 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23328/18