Екатеринбург |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А50-29030/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сушковой С.А.,
судей Рогожиной О.В., Тихоновского Ф.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) на определение Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2019 по делу N А50-29030/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по тому же делу о признании Беккер Надежды Егоровны несостоятельной (банкротом).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.02.2017 Беккер Н.Е. признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества; финансовым управляющим утвержден Леваков Сергей Валерьевич.
Финансовый управляющий Леваков С.В. 11.03.2019 обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением, в котором просит обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми осуществлять перевод пенсии, выплачиваемой Беккер Н.Е., на специальный расчетный счет, открытый финансовым управляющим на имя должника.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2019 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 определение Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, нормами пенсионного законодательства, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", надлежащим образом урегулирован порядок выплаты пенсии гражданину-банкроту. Гражданин имеет право самостоятельно выбрать способ получения пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации организует доставку пенсии только в соответствии с заявлением пенсионера (его законного представителя) (части 13, 18 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 24 Правил выплаты пенсий, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н); каких - либо иных правил о выплате и доставке пенсии, в частности по требованию финансового управляющего на специальный счет, пенсионное законодательство не содержит. По мнению учреждения, вступившая в силу с 01.01.2019 редакция пункта 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фактически вывела из состава конкурсной массы гражданина-банкрота выплачиваемую ему страховую пенсию.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю представило отзыв, в котором поддерживает доводы кассационной жалобы и просит ее удовлетворить.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, Беккер Надежда Егоровна является пенсионером, получает страховую пенсию по старости. Согласно справке УПФР в Индустриальном районе г. Перми от 25.04.2019 N 266015/19 страховая пенсия по старости Беккер Н.Е. составляет 18 208 руб. 63 коп. Причитающуюся пенсию пенсионный фонд доставляет Беккер Н.Е. на дом через ПМП "Ветеран" на основании заявления Беккер Н.Е. от 27.08.2012.
Решением суда от 09.02.2017 Беккер Н.Е. признана банкротом.
Финансовым управляющим на имя должника Беккер Н.Е. в Сбербанке открыт специальный счет в соответствии с требованиями статьи 133 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Финансовым управляющим направлено уведомление в государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми о признании Беккер Н.Е. банкротом и требованием о перечислении пенсии на специальный счет должника в Сбербанке; сообщено, что средства пенсии, сверх установленного размера прожиточного минимума в Пермском крае, в соответствии с положениями статьи 213.25 Закона о банкротстве и статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат включению в конкурсную массу должника.
В связи с отказом государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми в удовлетворении данного заявления финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с требованием о понуждении учреждения к перечислению пенсионных выплат на специальный счет должника.
Удовлетворяя заявление финансового управляющего, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи, согласно которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством (пункты 2, 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В силу абзаца восьмого части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено, в частности, на деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
При этом статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Страховая пенсия по старости к таким доходам не относится.
Соответственно, пенсия, выплачиваемая должнику - гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.
Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях, открывает и закрывает указанные счета в кредитных организациях, принимает меры по блокированию операций с банковскими картами должника по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника. С даты признания банкротом гражданин не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства (пункты 6, 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 9 статьи 213.25 Закона о банкротстве гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.
Пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве установлено, что конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку глава X Закона о банкротстве "Банкротство гражданина" не устанавливает каких-то особенностей в отношении требования об одном (основном) счете должника в отношении должника-гражданина, суды правомерно исходили из того, что в отношении должника - гражданина финансовый управляющий обязан использовать только один счет в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии обязан открыть такой счет в ходе процедуры реализации имущества должника в соответствии с пунктом 1 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь приведенными правовыми нормами, учитывая, что страховая пенсия по старости является доходом должника, на который может быть обращено взыскание по неисполненным долговым обязательствам, учитывая, что гражданин-банкрот по общему правилу не вправе самостоятельно получать денежные средства с банковских счетов, принимая во внимание, что финансовым управляющим в соответствии с требованиями Закона о банкротстве открыт специальный счет должника, суды правомерно удовлетворили ходатайство финансового управляющего, обязав учреждение перечислять пенсию должника по старости на специальный счет, открытый финансовым управляющим в Сбербанке.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что вступившая в силу с 01.01.2019 редакция пункта 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фактически вывела из состава конкурсной массы гражданина-банкрота выплачиваемую ему страховую пенсию, не принимаются ввиду неверного толкования норм права.
В пункте 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данной нормой права гарантируется выплата страховой пенсии гражданину - банкроту в установленном размере без каких-либо ограничений, при этом порядок выплаты пенсии указанная норма права не устанавливает и не исключает включение пенсионных выплат в конкурсную массу должника.
Порядок получения пенсии должником гражданином-банкротом в силу специальных норм права, установленных Законом о банкротстве, определяется финансовым управляющим должника как представителем такого гражданина (разновидность законного представительства), в том числе посредством подачи заявления об изменении порядка выплаты пенсии.
Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное право перед иными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства.
Пенсия, выплачиваемая должнику-гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, подлежит включению в конкурсную массу. При этом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (статья 213.25 Закона о банкротстве).
Пункт 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" означает лишь, что признание гражданина-пенсионера несостоятельным (банкротом) не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсионного обеспечения; пенсионные обязательства государства подлежат исполнению, при этом порядок получения пенсии определяется финансовым управляющим как законным представителем гражданина-банкрота.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов верными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2019 по делу N А50-29030/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Сушкова |
Судьи |
О.В. Рогожина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное право перед иными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства.
Пенсия, выплачиваемая должнику-гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, подлежит включению в конкурсную массу. При этом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (статья 213.25 Закона о банкротстве).
Пункт 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" означает лишь, что признание гражданина-пенсионера несостоятельным (банкротом) не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсионного обеспечения; пенсионные обязательства государства подлежат исполнению, при этом порядок получения пенсии определяется финансовым управляющим как законным представителем гражданина-банкрота."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2019 г. N Ф09-7504/19 по делу N А50-29030/2017