Екатеринбург |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А34-6631/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Поротниковой Е. А., Вдовина Ю. В.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.06.2019 по делу N А34-6631/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи принял участие представитель пенсионного фонда - Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2019 N 10).
Пенсионный фонд обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Гефест" (далее - общество "Гефест") штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 500 руб. за отчетный период апрель 2017 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.06.2019 (судья Лунева Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 (судьи Скобелкин А.П., Киреев П.Н., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая, что срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций не истек.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществом "Гефест" 01.03.2018 представлены) сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (исходная) (далее - СЗВ-М) за апрель 2017 года, которые ранее представлены в отношении одного застрахованного лица (отметка Пенсионного фонда от 01.03.2018, протокол поверки отчетности по состоянию на 01.03.2018).
В ходе проверки Пенсионным фондом 23.11.2018 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180005362, а также вынесено решение N 055S19180005888 от 25.12.2018, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 500 руб.
В адрес общества "Гефест" пенсионным фондом направлено требование от 23.01.2019 N 055S01190000253 с предложением уплатить вышеуказанную сумму штрафных санкций в срок до 12.02.2019, которое в установленный срок не исполнено, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из пропуска срока на обращение с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ взыскание сумм финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании абз. 15-17 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Поскольку обществом индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за апрель 2017 года представлены в пенсионный фонд после истечения установленного законом срока, суды установили доказанным факт несвоевременного исполнения обществом обязанности по предоставлению необходимых сведений. Расчет штрафных санкций арифметически верный.
Как установлено судами, Пенсионному фонду известно о совершенном обществом правонарушении в момент непоступления сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года - 16.05.2017.
Вместе с тем, сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлены.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются гл. 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), то есть к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, после 01.01.2017 в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 301- КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).
В силу п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Как следует из материалов дела, что акт о выявлении правонарушения, решение о привлечении к ответственности и требование об уплате финансовой санкции составлены соответственно 23.11.2018 (спустя более одного года после совершения правонарушения - 16.05.2017), 25.12.2018, 23.01.2019, тогда как в суд с настоящим заявлением Пенсионный фонд обратилось 20.05.2019, то есть за пределами установленного законом срока.
То обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.11.2018 N 055S18180005362, составленным спустя более года после совершения правонарушения, не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения, поскольку свидетельствует о нарушении Пенсионным фондом процессуальных сроков проведения проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций, поэтому решение составлено с нарушением срока, установленного ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Несоблюдение сроков проведения проверок влечет нарушение прав страхователя посредством искусственного увеличения срока на взыскание задолженности.
В соответствии с правовой позицией Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 9 Информационного письма Президиума от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Правильно применив указанные выше нормы права, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с общества "Гефест" штрафных санкций.
Все доводы Пенсионного фонда, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и подлежат отклонению судом кассационной инстанции, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права судами применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.06.2019 по делу N А34-6631/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
...
То обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.11.2018 N 055S18180005362, составленным спустя более года после совершения правонарушения, не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения, поскольку свидетельствует о нарушении Пенсионным фондом процессуальных сроков проведения проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций, поэтому решение составлено с нарушением срока, установленного ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Несоблюдение сроков проведения проверок влечет нарушение прав страхователя посредством искусственного увеличения срока на взыскание задолженности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2019 г. N Ф09-7430/19 по делу N А34-6631/2019