Екатеринбург |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А34-5549/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Поротниковой Е. А., Гусева О. Г.
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане, Курганской области (межрайонное); (далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.06.2019 по делу N А34-5549/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыл представитель управления - Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2019 N 10).
Представители иных лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Айти Контур" (далее - общество, страхователь) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме "Сведения о застрахованных лицах" (исходная); (далее - СЗВ-М) в размере 1 000 руб. за отчетные периоды май, июль 2016 года.
Решением суда первой инстанции от 06.06.2019 (судья Лунева Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 (судьи Скобелкин А.П., Киреев П.Н., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Фонд считает, что правонарушение совершено обществом 27.10.2017, то есть в момент предоставления отчета по форме исходная СЗВ-М за май, июль 2016 года, следовательно, предельный срок для привлечения к ответственности три года истекает 27.10.2020.
Управление также ссылается на то, что из требований об уплате финансовых санкций следует, что за отчетный период май, июль 2016 года, страхователю надлежало уплатить финансовые санкции в срок до 12.02.2019, с рассматриваемым заявлением управление обратилось в арбитражный суд 06.05.2019 (согласно штампу суда), то есть в пределах шестимесячного срока на подачу такого заявления до 12.08.2019.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным номером 1144501037944.
Заявитель является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Так, 27.10.2017 общество представило в фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за май 2016 года.
Указанные сведения представлены в отношении одного застрахованного лица. Данные обстоятельства подтверждаются отметкой органа ПФР, протоколом проверки отчетности по состоянию на 30.10.2017.
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом указанных сведений, в ходе которой установлено нарушение страхователем установленного действующим законодательством срока их представления.
По данному факту управлением 16.11.2018 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180005237, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанного акта и иных материалов проверки Управлением вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.12.2018 N 055S19180005875, которым общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
Требованием от 23.01.2019 N 055S01190000240, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафных санкций в срок до 12.02.2019.
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о том, что фонд обратился в суд с заявленными требованиями за пределами установленного законом срока, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
На основании пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В силу пунктов 5.5, 5.7 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Аналогичная норма установлена пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно абзацам 15 - 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию их взыскание производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2016 года были представлены предпринимателем 27.10.2017, то есть с пропуском срока, установленного законом.
Таким образом, судами верно указано, что учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, фонд пропустил срок обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции (дата обращения в суд - 06.05.2019).
При этом судами верно отмечено, что срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа. Обстоятельств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций Управлением не приведено.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что фонд обратился в суд с заявленными требованиями за пределами установленного законом срока.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, в связи с этим подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.06.2019 по делу N А34-5549/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане, Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2016 года были представлены предпринимателем 27.10.2017, то есть с пропуском срока, установленного законом.
Таким образом, судами верно указано, что учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, фонд пропустил срок обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции (дата обращения в суд - 06.05.2019).
При этом судами верно отмечено, что срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа. Обстоятельств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций Управлением не приведено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2019 г. N Ф09-7175/19 по делу N А34-5549/2019