Екатеринбург |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А71-18062/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Вдовина Ю. В., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Транс" (далее - общество "Лукойл-Транс", общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2019 по делу N А71-18062/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Лукойл-Транс" - Марцинковский Д.А. (доверенность от 23.07.2019), Ильюшин И.Н. (доверенность от 15.11.2018), Дудко Д.А. (доверенность от 01.01.2019), Игнатков А.С. (доверенность от 01.04.2019);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, инспекция) - Каменских Н.В. (доверенность от 03.10.2019), Коробейникова А.В. (доверенность от 23.12.2019).
Общество "Лукойл-Транс" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к инспекции о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.05.2018 N 08-7-21/6.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.05.2019 (судья Якушев В.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 (судьи Васильева Е.В., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Лукойл-Транс" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Общество в кассационной жалобе выражает несогласие с выводами судов относительно неправомерного применения обществом налоговых вычетов по взаимоотношениям с открытым строительно-промышленным акционерным обществом "Чепецкое управление строительства" (далее - ОСПАО "ЧУС", контрагент) указывая, что деятельность названного контрагента в качестве генерального подрядчика не носила формальный характер, а его выбор обусловлен разумными экономическим смыслом путем проведения тендерных процедур, в ходе которых контрагентом предложена минимальная цена выполнения спорных работ; полагает, что ссылка судов на преюдициальный характер судебных актов по делу N А71-953/2017 является неправомерной.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией с 19.06.2017 по 05.02.2018 проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО "Лукойл-Камбарская нефтебаза" за период 2014-2015 г., реорганизованного 20.06.2017 в форме присоединения к обществу "Лукойл-Транс", о чем составлен акт от 04.04.2018 N 08-6-21/5.
По результатам проведения проверки налоговым органом принято оспариваемое решение, которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 и 4 квартал 2014 года в сумме 8 428 500 руб. соответствующие пени в сумме 2 410 253 руб. 28 коп.
Основанием для доначисления сумм НДС и пени послужили выводы налогового органа о создании налогоплательщиком формального документооборота с ОСПАО "ЧУС", и, как следствие, непринятие налоговых вычетов по счетам-фактурам с названным контрагентом.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 05.07.2018 N 06-07/13737 обжалуемое решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общества "Лукойл-Транс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из наличия у налогоплательщика намерения получить доход преимущественно за счет налоговой выгоды.
Данный вывод судов является верным исходя из следующего.
На основании ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 названного кодекса, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг) приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление N 53) под налоговой выгодой понимается, в частности, уменьшение налоговой базы, получение налогового вычета, возмещение налога из бюджета.
В силу действия принципа презумпции добросовестности налогоплательщиков предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с п. 9 постановления N 53 установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Если главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или экономической деятельности.
При рассмотрении данного спора судами приняты во внимание представленные налогоплательщиком в рамках проверки: договор от 04.12.2013 N КНБ-116/13 с ОСПАО "ЧУС", акты выполненных работ и счета-фактуры от 16.04.2014 N 1 на работы стоимостью 22 101 400 руб. (в том числе НДС - 3 371 400 руб.), и от 05.12.2014 N 2 на работы стоимостью 33 152 100 руб. (в том числе НДС - 5 057 100 руб.) (итого на 55 253 500 руб., в том числе НДС 8 428 500 руб.).
Как установлено налоговым органом, ОСПАО "ЧУС" являлось реально действующей организацией, применяющей общую систему налогообложения, представив за 2,4 кварталы 2014 г. декларации по НДС с заявлением НДС с реализации в суммах 15 388 837 руб. и 42 146 668 руб. соответственно.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.01.2017 по делу N А71-11413/2014 ОСПАО "ЧУС" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Воронцов А.А.
Как указано обществом и налоговым органом не оспорено, его требования об уплате НДС включены в реестр требований кредиторов ОСПАО "ЧУС".
Из вступивших в законную силу судебных актов по делу N А71-953/2017, рассмотренному с участием тех же лиц, что и по настоящему делу, следует, что за 4 квартал 2015 г. налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты в сумме 25 285 500 руб. по счетам-фактурам общества "Легион-А", которому на основании соглашения от 26.03.2015 переданы права и обязанности ОСПАО "ЧУС", связанные с выполнением работ по рекультивации земель по договору от 04.12.2013 N КНБ-116/13. Решением инспекции от 05.08.2016 N 8803 налогоплательщику отказано в возмещении указанной суммы.
Рассматривая спор о признании решения инспекции от 05.08.2016 N 8803 недействительным, суды установили, что в 2009 году Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике проведена внеплановая комплексная выездная проверка в отношении Камбарской нефтебазы ОАО "Удмуртнефтепродукт", в результате которой выявлено, что ее эксплуатация (с 1931 года) привела к крупномасштабному загрязнению прилегающей территории и грунтовых вод на глубину до 8 м. Общая площадь загрязненных земель составила 38,7 га, в том числе, земли лесного фонда - 29 га. Ущерб за порчу земель лесного фонда нефтепродуктами площадью 29 га составил 396 302 400 руб., что послужило основанием для выдачи предписания о ликвидации грунтовых загрязнений. В связи с неисполнением предписания Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к ОАО "Удмуртнефтепродукт" о взыскании 396 302 400 руб. ущерба, причиненного землям лесного фонда, вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды и лесного законодательства (порча почв на землях лесного фонда).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2010 по делу N А71-13813/2009 утверждено мировое соглашение, по условиям которого ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (правопреемник ОАО "Удмуртнефтепродукт" и правопредшественник ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза") обязано в срок до 31.12.2010 разработать проект рекультивации загрязненных земель в квартале N 360 ГУ "Камбарское лесничество" площадью 29 га и в срок до 31.12.2015 осуществить рекультивацию загрязненных Камбарской нефтебазой земель в квартале N 360 ГУ "Камбарское лесничество" площадью 29 га в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом рекультивации загрязненных земель.
В 2011 году в целях исполнения мирового соглашения ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза" разработало и утвердило проектную документацию "Рекультивация земель в районе Камбарской нефтебазы".
В соответствии с проектной документацией "Рекультивация земель в районе Камбарской нефтебазы" от 09.01.2014 предусмотрены следующий объем и перечень работ: свод леса 15,2 га; складирование для последующей передачи заготовленной древесины Росимуществу для реализации в соответствии с Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу - 900 куб. м; складирование для последующей передачи заготовленной древесины МО "Камбарский район" - 350,0 куб. м; обезвреживание или размещение разнородных отходов древесины (древесные отходы, загрязненные нефтепродуктами, на полигоне ТБО - 675 куб. м; утилизация порубочных остатков при своде лесных насаждений в соответствии с Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины" - 6 975,0 п. м; устройство осушительных траншей - 3150 п. м; выполнение работ по обработке биопрепаратом нефтезагрязненных земель (биоремедиация) - 40,0 га; прокладка временных дорог, выемка загрязненного грунта, перемещение грунта на площадки для временного накопления, для последующей передачи грунта для обезвреживания или размещение на полигоне ТБО, организации, имеющей соответствующую лицензию - 18000 куб. м; мониторинг общей площади загрязнения - 38,0 га; контроль качества работ, в том числе, отбор проб, предоставление отчетов -38 га; посадка лесных культур (лесовосстановление) - 15,2 га.
Разделом 7 проектной документации предусмотрено, что для производства работ необходим договор аренды лесного участка, проект освоения лесов с положительным заключением экспертизы, для выполнения требований природоохранного законодательства необходимы: паспорта опасных отходов, образующихся при проведении рекультивационных работ; лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I и IV класса опасности; наличие государственной экологической экспертизы, применяемых технологий по обезвреживанию отходов.
Для выполнения работ по рекультивации земель в районе Камбарской нефтебазы ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза" заключило договор от 11.07.2011 N КН-168/с АУ "Управление Минприроды УР" на срок с 18.07.2011 по 31.12.2011 на сумму 13 900 000 руб., которым предусмотрен перечень и объем работ (приложение N 1). Актами о приемке оказанных услуг от 05.10.2011, 03.11.2011,16.12.2011 услуги выполнены на сумму 13 900 000 руб.
В 2013 году обществом "Лукойл-Транс" проведен тендер на выполнение работ по рекультивации земли, в котором приняли участие ОСПАО "ЧУС" (применяющее общую систему налогообложения) и ООО "УВР" (применяющее упрощенную систему налогообложения), в результате которого исполнителем работ выбрано ОСПАО "ЧУС", с которым налогоплательщиком 04.12.2013 заключен договор N КНБ-116/13.
Однако вступившими в законную силу судебными актами по делу N А71-953/2017, рассмотренному с участием тех же лиц, что и по настоящему делу, установлено, что ОСПАО "ЧУС" на момент заключения договора не имело ресурсов для выполнения работ (находилось в состоянии неплатежеспособности, которое явилось основанием для обращения кредиторов 01.10.2014 в арбитражный суд с заявлением о признании ОСПАО "ЧУС" банкротом), в связи с чем сразу после заключения договора от 04.12.2013 ОСПАО "ЧУС" заключен договор субподряда от 06.02.2014 с ООО "УВР" (субподрядчик) на выполнение работ по рекультивации земель в районе ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза" в соответствии с техническим заданием.
При этом налоговым органом установлено, что на момент заключения договора с ОСПАО "ЧУС" налогоплательщику фактически было известно об ООО "УВР" как об организации, имеющей лицензию на сбор, транспортировку и размещение отходов I - IV классов опасности в Удмуртской Республике, что подтверждается сведениями расчетного счета ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза", поскольку с 2011 года ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза" производило оплату ООО "УВР" за услуги по утилизации жидких бытовых отходов, ламп, нефтешламов, всплывающей пленки из нефтеуловителей, за прием и обезвреживание грунта, загрязненного ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза".
В ходе проверки установлено, что ООО "УВР" ранее по договору от 01.01.2012 N 03/12 выполняло аналогичные работы для ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза" по сбору, транспортировке и обезвреживанию либо передаче на обезвреживание отходов производства и потребления.
В ответ на требование налогового органа ООО "УВР" представило перечень оборудования и техники, с применением которых проводились работы по договору субподряда от 12.05.2015 N 18/15У по рекультивации земли в районе ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза": экскаватор Hyndai, погрузчик фронтальный Mitsuber ML 344, установка для переработки и утилизации замазученных грунтов УЗГ-1-М, установка очистки сточных вод Ключ Н5.
В связи с тем, что ОСПАО "ЧУС" не выполняло взятые на себя обязательства по оплате работ, 26.03.2015 между ОСПАО "ЧУС" и ООО "УВР" заключено соглашение о расторжении договора субподряда от 06.02.2014 N КНБ/13/1.
ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза" 26.03.2015 на основании трехстороннего соглашения N 1 определило нового генподрядчика работ по рекультивации земель - ООО "Легион-А", в соответствии с условиями которого к ООО "Легион-А" перешли все обязанности исполнителя по договору от 04.12.2013 N КНБ-116/13, однако фактически вместо ООО "Легион-А" все работы выполняло ООО "УВР".
При этом инициатором трехстороннего соглашения, заключенного с ООО "Легион-А", явилось общество "Лукойл-Транс", что также установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А71-953/2017, в том числе на основании показаний свидетелей Мартюшевой И.А. (руководитель ООО "УВР"), Чернова Д.С. (заместитель руководителя ОСПАО "ЧУС").
В период после расторжения договора с ОСПАО "ЧУС" (26.03.2015) и по 12.05.2015 (заключение договора субподряда с ООО "Легион-А") ООО "УВР" продолжало ведение работ на спорном объекте, связанных с вывозом зараженного грунта и подготовкой его к утилизации.
С учетом установленного, реальным исполнителем всех работ по рекультивации земель по 1, 2 и 3 этапам являлось ООО "УВР", которое имело квалифицированный персонал, технику и оборудование, необходимые для производства рекультивационных работ, лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности; получило акты-допуски ОАО "РЖД" о предоставлении участков для производства работ; заключило договоры аренды (субаренды) земельных участков; договор с Государственным научным учреждением "Удмуртский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" на выполнение анализов для разработки нормативов допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов после проведения рекультивационных работ на территории Удмуртской Республики.
При рассмотрении данного спора суды пришли к верному выводу, что ОСПАО "ЧУС" включено в цепочку сделок формально, без намерения создать реальные хозяйственные отношения (отраженные в первичных документах и счетах-фактурах), с единственной целью получения налогоплательщиком вычетов по НДС, тогда как фактически спорные работы выполнялись ООО "УВР", которое находилось на специальном режиме налогообложения и плательщиком НДС не являлось.
Правильно применив указанные выше нормы права с учетом установления факта создания формального документооборота в отношении операций с ОСПАО "ЧУС" при выполнении всех объемов работ ООО "УВР", суды правомерно поддержали налоговый орган о непринятии налоговых вычетов по указанным выше счетам-фактурам.
Вопреки доводам общества, установленные в рамках дела N А71-953/2017 обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего дела, в частности, в той части, в какой судебными актами установлен факт выполнения работ ООО "УВР" по рекультивации земель.
Иные доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на опровержение каждого доказательства налогового органа в отдельности по формальным, несущественным основаниями, тогда как, вопреки мнению налогоплательщика, судами всесторонне и полно исследованы все материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2019 по делу N А71-18062/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.