Екатеринбург |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А60-3689/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Поротниковой Е. А., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, управление, антимонопольный орган) и Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам" (далее - СОА "Бюро помощи гражданам") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А60-3689/2019 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
УФАС по Свердловской области - Волков С.Н. (доверенность от 31.07.2019 N 168);
Министерства социальной политики Свердловской области (далее - Министерство) - Завьялова Н.А. (доверенность от 15.01.2019 N 07-03-17/8);
Министерство финансов Свердловской области - Ястремская К.П. (доверенность от 14.01.2019 N 10).
Министерство обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 и предписания от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018.
УФАС по Свердловской области обратилось со встречным заявлением о возложении на Министерство обязанности по немедленному исполнению предписания от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 путем принятия всех зависящих от него мер по аннулированию конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализаций социально значимого проекта "Помощь бездомным", путем отмены протокола от 26.11.2018 (утв. Министром Злоказовым А.В. 05.12.2018) заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий.
Кроме того в производстве суда имелось дело N А60-7586/2019 по заявлению Министерства о признании недействительными решения и предписания от 17.01.2019 по делу N 07-07/3/2018.
Определением суда от 18.03.2019 по ходатайству УФАС по Свердловской области дела N А60-7586/2019 и N А60-3686/2019 объединены в одно производство с присвоением номера N А60-3689/2019.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СОА "Бюро помощи гражданам", автономная некоммерческая организация "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Свердловская региональная общественная организация поддержки социальной деятельности Екатеринбургской епархии "Православная служба милосердия", Министерство финансов Свердловской области, Правительство Свердловской области, СООО "РЦ "Держава".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2019 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования Министерства оставлены без удовлетворения. Встречный иск удовлетворен, На Министерство возложена обязанность исполнить предписание от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018; сообщить управлению о выполнении предписания в течение 5 дней с момента его исполнения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 (судьи Муравьева Е.Ю., Грибиниченко О.Г., Трефилова Е.М.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены, решение и предписание от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018, решение и предписание от 17.01.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 07-07/3/2018 признаны недействительными. На УФАС по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства. В удовлетворении встречного искового заявления УФАС по Свердловской области отказано в полном объеме.
В кассационных жалобах СОА "Бюро помощи гражданам" и УФАС по Свердловской области просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных Министерством требований отказать, указывая на несоответствие выводов указанного суда фактическим обстоятельствам дела.
СОА "Бюро помощи гражданам" в кассационной жалобе приводит довод о неприменении апелляционным судом закона, подлежащего применению; антимонопольный орган в свою очередь указывает на притворность сделки по проведению конкурса по выбору единственной из нескольких социально ориентированных некоммерческих организаций, вместо отбора нескольких и распределения субсидий среди них.
В возражениях на кассационную жалобу СОА "Бюро помощи гражданам" Министерство просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Министерством 24.08.2017 проведен конкурс на право получения субсидии из областного бюджета на реализацию социально значимых проектов в 2017 году в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2015 N 5-ПП "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям" с изменениями от 27.04.2017 N 289-ПП, приказом Министерства от 10.07.2017 N 353 "Об организации проведения конкурса некоммерческих организаций на выполнение социально значимого проекта "Помощь бездомным".
В конкурсе по направлению "Формирование негосударственной системы комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства, граждан с наркотической или алкогольной зависимостью и граждан, освободившихся из мест лишения свободы, включающей внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе" приняли участие СОА Ассоциация "Бюро помощи гражданам" и СООО "Реабилитационный Центр "Держава".
По результатам конкурса в соответствии с протоколом от 24.08.2017 N 18 заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий, который 29.08.2017 утвержден Министром Злоказовым А.В., Свердловская областная общественная организация "Реабилитационный Центр "Держава" признана победителем конкурса.
На основании соглашения от 10.10.2017 N 13-0000-51 СОО "Реабилитационный Центр "Держава" предоставлена субсидия на реализацию социально значимого проекта "Помощь бездомным" в размере 800 000 руб. на 2017 год.
В соответствии с приказом Министерства от 25.09.2018 N 363 организован конкурс социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта "Помощь бездомным".
В соответствии с протоколом от 26.11.2018 (утв. Министром Злоказовым А.В. 05.12.2018), заявки на участие в конкурсе поступили от следующих претендентов: СОА "Бюро помощи гражданам", АНО "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", СРООПСДЕЕ "Православная служба Милосердия".
Протоколом от 26,11.2018 СОА "Бюро помощи гражданам" не допущена к участию в конкурсе, в связи с отсутствием сметы доходов и расходов некоммерческой организации с указанием источников финансирования, в том числе внебюджетных средств, которые некоммерческая организация планирует привлечь на реализацию проекта.
АНО "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства" и СРООПСДЕЕ "Православная служба Милосердия" допущены к участию в конкурсе.
СРООПСДЕЕ "Православная служба Милосердия" признана победителем конкурса как участник, набравший наиболее количество баллов.
В УФАС по Свердловской области поступило заявление Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам" (вх. от 16.10.2017 N 01-18605) о нарушении Министерством действующего законодательства, выразившемся в проведении заседания и принятии решения конкурсной комиссией, часть членов которой не уполномочены для принятия такого решения, а также в отсутствие в нормативно-правовых актах Правительства Свердловской области и Министерства четкого и однозначного порядка определения победителя конкурса.
Указанное обращение послужило основанием для возбуждения в отношении Министерства дела о нарушении законодательства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), по результатам рассмотрения которого выявлен факт нарушения Министерством требований п. 3 ч. 1 ст. 17 названного закона, выразившийся в проведении конкурса на предоставление некоммерческим организациям в 2017 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных социально значимым проектом "Помощь бездомным", что послужило основанием для принятия решения от 17.01.2019 и выдачи на его основании предписания.
Из материалов дела следует также, что в УФАС по Свердловской области поступила жалоба Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам" (вх. от 10.12.2018 N 01-26730) на действия (бездействие) Министерства, совершенные при организации и проведении конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта "Помощь бездомным", по результатам рассмотрения которой, данная жалоба признана обоснованной, Министерство признано нарушившим ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", что послужило основанием для принятия решения от 27.12.2018 N 200/18.1-2018 и выдачи предписания от 27.12.2018 которым Министерству в срок до 31.01.2019 следует принять все зависящие от него меры по аннулированию указанного выше конкурса путем отмены Протокола от 26.11.2018 (утв. Министром Злоказовым А.В. 05.12.2018) заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий.
УФАС по Свердловской области заявлен встречный иск о возложении на Министерство обязанности по немедленному исполнению предписания от 27.12.2018 N 200/18.1-2018.
При рассмотрении данного спора, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными, удовлетворив встречные исковые требования антимонопольного органа.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом не согласился исходя из следующего.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, фактическим основанием для принятия оспариваемых решений и выдачи предписаний послужили выводы антимонопольного органа о нарушении Министерством в 2017 и в 2018 годах запрета, установленного п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в проведении конкурса на предоставление некоммерческим организациям в 2017, 2018 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных социально значимым проектом "Помощь бездомным", вместо осуществления закупки таких работ (услуг) в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) порядке.
Однако выводов о нарушении Министерством порядка проведения конкурса, в том числе порядка предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям оспариваемые решения антимонопольного органа не содержат.
Из решения по жалобе от 27.12.2018 N 200/18.1-2018 следует, что, несмотря на обращение СОА "Бюро помощи гражданам" с жалобой на неправомерный отказ в допуске к участию в конкурсе, в связи с отсутствием сметы доходов и расходов некоммерческой организации с указанием источников финансирования, в том числе внебюджетных средств, которые некоммерческая организация планирует привлечь на реализацию проекта, фактическим основанием для признания Министерства нарушившим ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" послужили обстоятельства, установленные при принятии решения УФАС по Свердловской области по делу N 07-07/3/2018 и выводы о том, что само по себе проведение конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта "Помощь бездомным", по иным, чем установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ правилам, уже признано нарушением антимонопольных требований к торгам.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
В соответствии с п. 20 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов.
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Согласно п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях") органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами нижеперечисленных видов деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 31.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 31.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций; предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 31.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.
В соответствии с п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.
В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Указанные нормативные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 541 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями" (далее - Общие требования), п. 7 которых предусмотрено, что при определении порядка отбора получателей субсидий, предоставляемых в целях финансового обеспечения (возмещения затрат) оказания общественно полезных услуг, путем проведения конкурса правовой акт содержит следующие положения: порядок и требования к объявлению о проведении отбора, в том числе требование об указании наименования общественно полезных услуг, категорий потребителей общественно полезных услуг, объема общественно полезных услуг, в отношении которых проводится отбор, показателей качества, стоимости единицы общественно полезной услуги; порядок отмены отбора;) порядок подачи предложений участниками отбора, а также порядок изменения и отзыва таких предложений; порядок учета квалификации участника отбора при оценке поданных участниками отбора предложений, а также возможности использования стоимостных критериев (при наличии).
Отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки некоммерческим организациям, регулируются Законом Свердловской области от 27.01.2012 N 4-ОЗ "О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области" (далее - Закон N 4-ОЗ).
В качестве одной из мер государственной поддержки, которые могут предоставляться некоммерческим организациям, в ст. 2 названного закона предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий.
Статьей 5 Закона N 4-ОЗ предусмотрено, что меры государственной поддержки, указанные в подп. 1 и 2 ч. 1 ст. 2 настоящего Закона, могут предоставляться некоммерческим организациям исключительно по результатам отбора, осуществляемого в порядке, установленном Правительством Свердловской области, в соответствии с приоритетами в сфере государственной поддержки некоммерческих организаций, предусмотренными законами Свердловской области и указами Губернатора Свердловской области.
Меры государственной поддержки, указанные в подп. 3 и 5 ч. 1 ст. 2 настоящего Закона, могут предоставляться некоммерческим организациям по результатам отбора, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, определяющим организационные и правовые основы защиты конкуренции. Отбор осуществляется путем проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного казенного имущества Свердловской области и договоров безвозмездного пользования государственным казенным имуществом Свердловской области. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного казенного имущества Свердловской области и договоров безвозмездного пользования государственным казенным имуществом Свердловской области устанавливается федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 7 Закона N 4-ОЗ субсидии предоставляются некоммерческим организациям, прошедшим отбор, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области.
Законом Свердловской области об областном бюджете и (или) нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области, могут предусматриваться условия, при выполнении которых некоммерческим организациям предоставляются субсидии.
В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса, в целях реализации ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, Закона N 4-ОЗ, Закона Свердловской области от 03.12.2014 N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", постановления Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1265-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года" Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2015 N 5-ПП утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - Порядок).
Согласно п. 5 названного Порядка предоставление субсидий некоммерческим организациям осуществляется в том числе на формирование негосударственной системы комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства, граждан с наркотической или алкогольной зависимостью и граждан, освободившихся из мест лишения свободы, включающей внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе.
Право на получение субсидии имеют некоммерческие организации, соответствующие следующим критериям отбора, в том числе в целях реализации проектов в соответствии с подп. 1 п. 5 настоящего Порядка: осуществление в соответствии с учредительными документами деятельности по социальной поддержке граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, детей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, жертв политических репрессий, граждан, пострадавших от радиационного воздействия, и членов их семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами, женщин, семей и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории Свердловской области; организации не являются государственными корпорациями и государственными компаниями, государственными и муниципальными учреждениями, религиозными организациями, политическими партиями, их объединениями и союзами (подп. 1 п. 9 Порядка).
Предоставление субсидий некоммерческим организациям на реализацию проектов определено гл. 5 Порядка.
В силу п. 16 названного Порядка объявление о проведении конкурса размещается на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока приема заявок. В объявлении о проведении конкурса указываются сроки и место приема заявок на участие в конкурсе, почтовый адрес для направления заявок на участие в конкурсе, направления, по которым проводится конкурс, а также направления, финансируемые из федерального бюджета, объем субсидии, контактный телефон для получения консультаций по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе, иные необходимые сведения о конкурсе. Прием заявок осуществляется в течение 30 календарных дней со дня размещения объявления. Дата проведения конкурса назначается председателем комиссии. Проведение конкурса осуществляется не позднее 30 календарных дней с даты окончания приема заявок.
В пункте 17 Порядка предусмотрен перечень документов, необходимых для участия в конкурсе.
Порядок оценки комиссией представленных некоммерческими организациями документов определен п. 19 Порядка.
Порядок принят Правительством Свердловской области в целях реализации указанного в Бюджетном кодексе полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению порядка определения объема и предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.
Указанный Порядок, предусматривающий как порядок конкурсного отбора, так и полномочия Министерства по определению параметров социально значимого проекта: целей и задач проекта, мероприятий проекта, значений целевых показателей (индикаторов) проекта, не признан недействующим и не оспорен.
Как верно указано апелляционным судом, осуществление закупок для государственных нужд и предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям относятся к разным сферам деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющим как разные предметы и объекты правового регулирования, так и разные механизмы правового обеспечения.
При рассмотрении данного спора суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Министерство имело законные основания для предоставления субсидии на основании отбора, проведенного в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2015 N 5-ПП.
Действия Министерства по отбору СОНКО для предоставления субсидии согласуются с положениями п. 5 ст. 31.1 ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 8, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 541, Закона N 4-ОЗ.
В Законе Свердловской области "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" (Приложение 12 строка 1253) для Министерства на 2017 год предусмотрены бюджетные ассигнования по целевой статье 1520210000 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты и осуществляющих мероприятия, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан" по виду расходов 630 "Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений".
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что Министерством финансов Свердловской области проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ Свердловской области, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий за 2016, 2017 годы в Министерстве, по результатам которой нарушений процедуры проведения конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, установленной Порядком в целях предоставления субсидии из областного бюджета, не выявлено.
Кроме того, судом учтено, что в рамках дела N А60-47519/2017 по иску СОА "Бюро помощи гражданам" к Министерству, Свердловской областной СООО "РЦ "Держава" о признании результатов конкурса недействительным, о признании протокола от 24.08.2017 N 18 недействительным в части, об обязании заключить соглашение, процедура проведения конкурсного отбора и определение победителя конкурса проверены и признаны состоявшимися в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных актов, оснований для удовлетворения иска и признания соглашения о предоставлении субсидии недействительным судами трех инстанций не установлено.
Таким образом, предоставление Министерством субсидии из областного бюджета по итогам конкурсного отбора, проведенного на основании Порядка, утвержденного Постановлением N 5-ПП, не свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства к торгам, поскольку Министерством процедура конкурсного отбора соблюдена. Субсидии СОНКО выделены в соответствии с целевой статьей и видом расходов. Соответствующие денежные средства не предусматривались в областном бюджете как расходное обязательство по осуществлению закупки для обеспечения государственных нужд.
Правильно применив указанные выше нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемые действия Министерства соответствуют требованиям действующего законодательства и не привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является квалифицирующим признаком для констатации нарушения, указанного в ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом установленного, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные Министерством требования, отказав антимонопольному органу в удовлетворении встречного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А60-3689/2019 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.