Екатеринбург |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А50-39487/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Стиль" (далее - общество "АРТ-Стиль") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А50-39487/2018 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "АРТ-Стиль" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию "Город Пермь" в лице Департамента дорог и транспорта администрации города Перми (далее - Департамент) о взыскании убытков в сумме 759 720 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено муниципальное казенное учреждение "Городское управление транспорта" (далее - МКУ "Гортранс").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.04.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 решение суда изменено, исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования "Город Пермь" в лице Департамента за счет средств муниципальной казны в пользу общества "АРТ-Стиль" взысканы убытки в сумме 531 800 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество "АРТ-Стиль" просит указанные постановление суда апелляционной инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований в части взыскания убытков перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда держателям ЛПД по неактивным картам. По его мнению, убытки в указанном части причинены в результате виновных действий (бездействия) ответчика. В частности, заявитель указывает на то, что обращался к оператору ЛПД с требованием о предоставлении информации и сведений, которая бы позволила исключить поездки по неактивным ЛПД, обращался к МКУ "Гортранс" с письмом о необходимости синхронизации системы оператора ЛПД и системы истца посредством информационного обмена, что позволило получать сведения о неактивных картах ЛПД и исключать возможность проезда по данным картам их держателям, однако указанные обращения оставить без ответа, ссылается на отсутствие у него возможности заключить договор на технологическое присоединение. В связи с чем исключить возможность проезда по неактивным картам отсутствовала.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
В представленном отзыве МКУ "Гортранс" поддерживает позицию Департамента относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда следует оставить без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "АРТ-Стиль", начиная с июня 2015 года, осуществляет пассажирские перевозки по маршруту N 49 сообщением "микрорайон Заозерье - станция Пермь-II" на основании договора от 02.06.2015 N СЭД-12-01-21-ДП-49 с Департаментом; начиная с августа 2015 года, осуществляет пассажирские перевозки по маршруту N 7 сообщением "ПНИПУ - микрорайон Верхняя Курья" на основании договора от 02.06.2015 N СЭД-12-01-21-ДП-61 с Департаментом.
Общество "АРТ-Стиль" ссылается на то, что в период с апреля по июнь 2017 года им предоставлены отдельным категориям граждан установленные действующими нормативными актами Пермского края и города Перми льготы по оплате проезда для отдельных категорий пассажиров, при этом количество поездок пассажиров, имеющих право на льготный проезд, учитывалось в системе автоматизированного учета, используемой обществом на основании заключенного с обществом "Прокарт" договора, им соблюдены установленные требования в части учета поездок льготных категорий пассажиров.
Согласно отчетам истца за период с апреля по июнь 2017 года держателями ЛПД совершено: 17 485 поездок по маршруту N 7 на общую сумму 349 700 руб. (с учетом корректировки); 206 421 поездок по маршруту N 49 на общую сумму 410 020 руб. (с учетом корректировки).
Истцом в адрес ответчика направлены месячные и квартальные отчеты.
По результатам рассмотрения заявок истцу было отказано в возмещении недополученных доходов в связи с невозможностью достоверно проверить информацию о количестве перевезенных пассажиров, указанных в актах перевозчика.
Общество "АРТ-Стиль", полагая, что в возмещении недополученных доходов ему отказано необоснованно, обратилось в адрес Департамента с претензией об уплате указанной суммы убытков.
Поскольку в добровольном порядке убытки в виде недополученных доходов, связанных с предоставлением льготы, не возмещены, общество "АРТ-Стиль" обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта проезда держателей ЛПД в соответствии с действующими на территории Пермского края нормативными актами и признал заявленные исковые требования обоснованными.
Изменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя исковые требования частично, суд апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
На основании статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В статье 790 ГК РФ установлено, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1). В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5).
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Пермской городской Думы от 28.03.2017 N 60 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, далее - решение Пермской городской Думы N 60) установлена с 01.04.2017 по 31.12.2019 дополнительная мера социальной поддержки на оплату проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам города Перми для отдельных категорий лиц, указанных в пункте 2 настоящего решения.
Пунктом 4 решения Пермской городской Думы N 60 предусмотрено, что возмещение недополученных доходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулярные перевозки отдельных категорий лиц с использованием льготного проездного документа по муниципальным маршрутам города Перми, является расходным обязательством муниципального образования город Пермь. Указанное расходное обязательство осуществляется в форме субсидий на возмещение недополученных доходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулярные перевозки отдельных категорий лиц по муниципальным маршрутам города Перми.
Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулярные перевозки отдельных категорий лиц по муниципальным маршрутам города Перми, устанавливается правовым актом администрации города Перми.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решениями Пермской городской Думы от 23.10.2012 N 216 "Об утверждении Концепции развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми", от 26.02.2013 N 35 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих в городе Перми, и расходного обязательства по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих в городе Перми" (не действовавшего в период спорных правоотношений в связи с принятием решения Пермской городской Думы N 60), постановлением администрации города Перми от 09.04.2015 N 193 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по созданию и обслуживанию автоматизированной системы учета пассажиропотока на городском пассажирском транспорте общего пользования города Перми", в целях повышения эффективности предоставления дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и улучшения транспортного обслуживания населения города Перми постановлением администрации города Перми от 30.09.2016 N 752 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих в городе Перми, в виде права на приобретение льготного проездного документа для проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми по регулируемым тарифам (далее - Порядок N 752).
Указанным порядком введен автоматизированный способ учета поездок пассажиров льготных категорий с использованием информационной системы учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок г. Перми.
Согласно пунктам 1, 1.3 Порядка N 752 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений) с 01.01.2017 на территории города Перми введен в обращение льготный проездной документ, который представляет собой карту с электронным чипом и уникальным идентификационным номером.
В пункте 3.4 Порядка N 752 предусмотрено, что учет поездок отдельных категорий граждан осуществляется перевозчиками путем регистрации проезда с использованием ЛПД с помощью валидатора в салоне маршрутного транспортного средства. В случае отсутствия или неисправности валидатора, синхронизированного в соответствии с Правилами технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми, утвержденными постановлением администрации города Перми (далее - Правила технологического присоединения), с данными информационной системы учета пассажиропотока, перевозчик не вправе требовать от граждан, предъявивших ЛПД и документ, подтверждающий право на получение дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренный пунктом 2.7.1 настоящего Порядка, оплаты проезда.
На основании пункта 3.3 Порядка N 752 валидаторы, находящиеся в салоне маршрутного транспортного средства, должны быть синхронизированы хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Перми (далее - перевозчики), в установленном порядке с данными информационной системы учета пассажиропотока в целях обеспечения поступления оператору достоверной информации о количестве перевезенных пассажиров с использованием ЛПД, активированных в соответствующем периоде использования ЛПД.
В силу пункта 3.5 Порядка N 752 информация о количестве перевезенных пассажиров с использованием ЛПД по беспроводным каналам связи с валидатора в соответствии с Правилами технологического присоединения передается в информационную систему учета пассажиропотока.
После изменения правового регулирования вопросов оформления права на дополнительную меру социальной поддержки отдельных категорий лиц посредством перехода от бумажных льготных проездных документов к электронным претерпело изменение и правовое регулирование вопросов возмещения недополученных доходов перевозчикам, фактически предоставляющим льготы по оплате проезда указанным лицам. Однако в спорный период (апрель - июнь 2017 года) действовал ранее принятый порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок города Перми отдельных категорий граждан с использованием льготных проездных документов, утвержденный постановлением администрации города Перми от 13.02.2014 N 87 (в редакции от 06.03.2017, далее - Порядок N 87).
Согласно пункту 2.5 Порядка предоставления субсидий, в редакции постановления администрации г. Перми от 06.03.2017, действующей в спорный период, условиями предоставления субсидий перевозчикам являлись: наличие в период осуществления перевозок отдельных категорий граждан с использованием льготных проездных документов на маршрутах регулярных перевозок города Перми договора на обслуживание работы подвижного состава перевозчика системой диспетчерского контроля и управления движением городского пассажирского транспорта, заключенного с муниципальным казенным учреждением "Гортранс"; наличие заключенного с организатором пассажирских перевозок договора на предоставление субсидии, предусматривающего согласие перевозчика на осуществление организатором пассажирских перевозок и органом муниципального финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии; наличие акта о количестве перевезенных за соответствующий месяц по соответствующему маршруту регулярных перевозок города Перми пассажиров из числа относящихся к отдельным категориям граждан, составленного на основании данных учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронной системы учета (при наличии у перевозчика электронной системы учета, обеспечивающей возможность учета количества поездок отдельных категорий граждан с использованием льготного проездного документа), либо расчетные данные муниципального казенного учреждения "Гортранс" об удельном весе поездок пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, по результатам обследования пассажиропотоков (в случае отсутствия у перевозчика электронной системы учета, обеспечивающей возможность учета количества поездок отдельных категорий граждан с использованием льготного проездного документа).
Постановлением администрации города Перми от 24.07.2017 N 576 в Порядок предоставления субсидий внесены изменения, согласно которым, условия предоставления субсидий являются следующими: осуществление регулярных перевозок отдельных категорий лиц с использованием льготного проездного документа по муниципальным маршрутам города Перми; наличие договора на технологическое присоединение и оказание услуг информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока; наличие договора о предоставлении из бюджета города Перми субсидии на возмещение недополученных доходов от регулярных перевозок отдельных категорий лиц с использованием льготного проездного документа по муниципальным маршрутам города Перми, заключенного по форме, утвержденной в установленном порядке департаментом финансов администрации города Перми; наличие муниципального контракта на выполнение работ либо договора на осуществление перевозок (пункты 2.1.1-2.1.4).
При этом пунктом 3 постановления администрации города Перми от 24.07.2017 N 576 установлено, что вносимые им изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.04.2017.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Пермской городской Думы от 23.10.2012 N 216 "Об утверждении Концепции развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми", постановлением администрации города Перми от 30.09.2016 N 752 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих в городе Перми, в виде права на приобретение льготного проездного документа для проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми по регулируемым тарифам" постановлением администрации города Перми от 18.01.2017 N 39 утверждены Правила технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми.
Согласно пункту 3.1 указанных Правил информационный обмен в информационной системе учета пассажиропотока между оператором и перевозчиком осуществляется путем передачи информации об использовании льготных проездных документов.
Информация об использовании льготных проездных документов представляет собой учетную запись (транзакция), подтверждающую факт проезда держателя указанного документа на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми.
Перевозчик не менее одного раза в сутки осуществляет передачу транзакций за прошедшие сутки оператору путем установления соединения валидатора с сервером оператора по беспроводным каналам связи (пункт 3.2 вышеуказанных Правил).
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество "АРТ-Стиль" в апреле-июне 2017 года осуществляло перевозку пассажиров по маршрутам N 7, 49. В указанный период им были предоставлены отдельным категориям граждан установленные законами Пермского края льготы по оплате проезда, при этом количество поездок пассажиров, имеющих право на льготный проезд, учитывалось в системе автоматизированного учета, используемой истцом на основании заключенного с обществом "Прокарт" договора.
В подтверждение количества перевезенных по льготным проездным документам пассажиров, истцом представлены доказательства о проведении регистрации и формирования транзакций в валидаторе (отчет), а также переписка истца с оператором ЭСПД о направлении отчетов истца как в бумажном так и в электронном виде.
Таким образом, судами установлено и ответчиком не опровергнуто, что общество "АРТ-Стиль" в период с апреля по июнь 2017 года оказывало транспортные услуги льготным категориям граждан, в подтверждение чего своевременно предоставляло Департаменту документы для начисления субсидии, уставленные Порядком предоставления субсидий, в редакции, действовавшей в данный период. При этом суды обоснованно исходили из того, что транспортные услуги оказаны обществом в период с апреля по июнь 2017 года, акты о количестве перевезенных пассажиров за каждый месяц своевременно предоставлялись в соответствии с Порядком предоставления субсидий в действующей это время редакции. Внесение в них изменений постановлением от 24.07.2017 N 576 с приданием нормативному акту обратной силы не свидетельствует о наличии у истца объективной возможности и обязанности по выполнению его требований в период, ранее его принятия.
Определяя размер понесенных обществом "АРТ-Стиль" убытков, апелляционный суд исходил из предоставленных ему допустимых доказательств количества перевезенных им в спорный период пассажиров, имеющих право на льготный проезд.
При этом, изменяя решение суда и удовлетворяя иск частично, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, истец ссылался на неправомерные действия ответчика, выразившиеся в необоснованном отказе в предоставлении предусмотренной законодательством субсидии при доказанности факта соблюдения всех условий для ее получения. В то же время судом на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что за период апрель-июнь 2017 года по данным общества "Прокарт" по маршрутам N 49 и 7 по активным картам совершено лишь 13972 и 12618 поездок по ЛПД соответственно.
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка, утвержденного постановлением N 752, в случаях, когда при регистрации поездки с использованием ЛПД на валидаторе выводится сообщение об окончании оплаченного количества поездок или об окончании периода использования ЛПД, оплата проезда лицом, предъявившим ЛПД, осуществляется в соответствии с утвержденными тарифами.
Таким образом, в отношении отказа в выплате части субсидии, приходящейся на компенсацию стоимости поездок по неактивным картам, по которым оплата проезда осуществляется в полном объеме, действия ответчика являются правомерными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что субсидии предоставляются только при условии применения активных карт, истцом заявлены убытки, причиненные отказом ответчика в выплате субсидии, между тем в указанной части противоправность ответчика не доказана, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что с ответчика в пользу истца следует взыскать убытки в размере 531 800 руб. (13972+12618 x 20 руб.).
Довод истца о том, что в данном случае оказание услуг по перевозке с использованием ЛПД по неактивным картам произошло по вине ответчика, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку они не соотносятся с вышеприведенным основанием иска.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А50-39487/2018 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Стиль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.