Екатеринбург |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А07-711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "АДМИРАЛЪ" (далее - заявитель, товарищество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.08.2019 по делу N А07-711/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Уфы" - Кулешов Р.А. (доверенность от 11.03.2019).
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет) о признании незаконным и отмене приказа от 03.12.2018 N 1960 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, обязании комитета внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению многоквартирным домом N 18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своих требований заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что на дату вынесения оспариваемого приказа спорный многоквартирный дом числился в управлении товарищества; заявлений о выходе из членов товарищества не поступало и на момент проведения общего собрания собственников решения об изменении способа управления не имелось, следовательно основания для принятия решения в порядке статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отсутствовали.
Заявитель ссылается на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13.06.2019 по делу N 2-1801/2019, которым протокол от 29.09.2018 N 2 признан действительным.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в комитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению домом N 18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы, по результатам рассмотрения которого, комитетом принят приказом от 03.12.2018 N 1960 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Не согласившись с вынесенными приказом, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно Положению о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 4.11 Положения N 616, к полномочиям комитета, в том числе, отнесено ведение реестра выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, исключение сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр в редакции от 25.12.2015 изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами)
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка N 938/пр, в частности, к заявлению должна быть приложена копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания.
В пункте 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Судами установлено, что в комитет 25.10.2018 поступило заявление общества "Управляющая организация города Уфы" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с изменением способа управления МКД N 18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфа.
Приказом Госкомитета от 08.11.2018 N 1761 рассмотрение заявления общества "Управляющая организация города Уфы" было приостановлено для проведения мероприятий указанных в подпункте "а" пункта 15 Порядка N 938/пр.
В период приостановления рассмотрения заявления общества "Управляющая организация города Уфы", 20.11.2018 в комитет поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан от заявителя.
Приказом комитета от 19.12.2018 N 2106 внесены изменения в реестр лицензии на основании заявления общества "Управляющая организация города Уфы" в связи с заключением договора управления МКД N 18/1 по ул. Адмирала Макарова в г. Уфа Республики Башкортостан.
Приказом комитета от 03.12.2018. N 1960 во внесение изменений в реестр лицензии вышеуказанного дома товариществу отказано.
Основанием для отказа во внесении изменений в реестр послужило выявленное несоответствие представленных документов пункту 3 Порядка N 938/пр.
Из содержания заключения комитета от 03.12.2018 N 453/205 по результатам рассмотрения заявления товарищества следует, что согласно протоколу от 29.09.2018 N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД N 18/1 по ул. А. Макарова в городе Уфа и решениям общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует решение об изменении способа управления, что является несоответствием подпункту "а" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Кроме того, Госкомитетом выявлено несоответствие представленных документов обязательным Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных приказом от 25.12.2015 N 937/пр (далее - Требования N 937/пр), а именно:
- в нарушение подпункта "е" пункта 11 в вводной части протокола общего собрания не указаны сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- в нарушение подпункта "а" пункта 18 в части 1 - "слушали" не указаны имя, отчество выступающего;
- в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 19 в реестре собственников помещений в многоквартирном доме не указано полное наименование и ОГРН юридических лиц, реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения, количество голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме, сообщение о проведении общего собрания оформлено не соответствующим образом;
- в нарушение подпункта "г" пункта 19 и пункта 12 не указаны сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, для физических лиц - реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, подпись указанных лиц, для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица, в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, фамилию, имя, отчество (прир наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица;
- в нарушение пункта 20 не все приложения к протоколу общего собрания пронумерованы.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, учитывая, что заявление товарищества и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 3 Порядка N 938/пр, суды пришли к обоснованному выводу о законности приказа комитета от 03.12.2018 N 1960 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан и правомерно отказали в удовлетворении заявленных товариществом требований.
При рассмотрении спора судами в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам. В силу частей 1, 2 статьи 65 АПК РФ, имеющие правовое значение для дела обстоятельства, определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13.06.2019 по делу N 2-1801/2019 подлежит отклонению, поскольку указанное решение не содержит выводов, касающихся предмета исковых требований по настоящему делу.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.08.2019 по делу N А07-711/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "АДМИРАЛЪ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания заключения комитета от 03.12.2018 N 453/205 по результатам рассмотрения заявления товарищества следует, что согласно протоколу от 29.09.2018 N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД N 18/1 по ул. А. Макарова в городе Уфа и решениям общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует решение об изменении способа управления, что является несоответствием подпункту "а" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Кроме того, Госкомитетом выявлено несоответствие представленных документов обязательным Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных приказом от 25.12.2015 N 937/пр (далее - Требования N 937/пр), а именно:
- в нарушение подпункта "е" пункта 11 в вводной части протокола общего собрания не указаны сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- в нарушение подпункта "а" пункта 18 в части 1 - "слушали" не указаны имя, отчество выступающего;
- в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 19 в реестре собственников помещений в многоквартирном доме не указано полное наименование и ОГРН юридических лиц, реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения, количество голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме, сообщение о проведении общего собрания оформлено не соответствующим образом;
- в нарушение подпункта "г" пункта 19 и пункта 12 не указаны сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, для физических лиц - реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, подпись указанных лиц, для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица, в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, фамилию, имя, отчество (прир наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица;
- в нарушение пункта 20 не все приложения к протоколу общего собрания пронумерованы.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, учитывая, что заявление товарищества и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 3 Порядка N 938/пр, суды пришли к обоснованному выводу о законности приказа комитета от 03.12.2018 N 1960 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан и правомерно отказали в удовлетворении заявленных товариществом требований."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2020 г. N Ф09-9256/19 по делу N А07-711/2019