Екатеринбург |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А50-584/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Турунцевым М.М. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.03.2019 по делу N А50-584/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 11.10.2019 кассационная жалоба Министерства принята к производству с назначением судебного разбирательства на 03.12.2019; для рассмотрения кассационной жалобы сформирован следующий состав суда: председательствующий судья Суспицина Л.А., судьи Купреенков В.А., Татаринова И.А.
Определениями Арбитражного суда Уральского округа от 03.12.2019 и от 09.01.2020 судебное разбирательство дважды откладывалось применительно к части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 09.01.2020, затем на 05.02.2020.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 09.01.2020 в составе суда, первоначально сформированного для рассмотрения кассационной жалобы Министерства, произведена замена судьи Татариновой И.А. судьей Беляевой Н.Г. В связи с заменой судьи в составе суда рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.
Судебное заседание 05.02.2020 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле N А50-584/2019, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 05.02.2020 принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (далее - общество "Лукойл-Пермь", общество, заявитель) - Ивлев С.В. (доверенность от 01.01.2020 N 2).
Общество "Лукойл-Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства об отказе в приеме лесных деклараций, изложенного в письме от 15.11.2018 N СЭД-30-01-25.4, возложении на Министерство обязанности принять лесные декларации от 15.06.2017 N 3 к договору аренды лесного участка от 24.02.2015 N 4/15z0341, от 12.10.2016 N 1 к договору аренды лесного участка от 12.04.2016 N 61/16z0777, от 12.01.2017 N 3 к договору аренды лесного участка от 11.08.2014 N 195/14z2053, от 14.03.2018 N 1 к договору аренды лесного участка от 05.12.2017 N 224/17z2842, от 14.03.2018 N 1 к договору аренды лесного участка от 05.12.2017 N 225/17z2845, от 14.03.2018 N 1 к договору аренды лесного участка от 05.12.2017 N 226/17z2872.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение, постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Кассатор оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о возобновлении договора аренды от 24.02.2015 на неопределенный срок, поясняя, что приказом министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29.12.2016 N СЭД -30-01-02-2332 срок действия договора от 24.02.2015 N 4 продлен до 31.01.2018, между сторонами заключено дополнительное соглашение от 27.01.2017 N 2, на представленное 28.12.2017 арендатором заявление с просьбой о заключении нового договора аренды Министерство письмом от 11.01.2018 N СЭД-30-01-25.4-126 ответило отказом в заключении нового договора в связи с выявленным нарушением пункта 1 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом уведомлением от 07.11.2017 N СЭД-30-01-25.4-7630 арендатор также был поставлен в известность о том, что по ряду договоров истекает срок действия, в частности по договору от 24.02.2015 N 4. Таким образом, кассатор настаивает на том, что Министерство выразило возражение на продление срока действия договора от 24.02.2015 N 4, в связи с чем этот договор не может считаться возобновленным на неопределенный срок.
Далее, со ссылкой на положения статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 30 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его использования лесов" кассатор настаивает на том, что срок действия проекта освоения лесов в отношении линейных объектов определяется сроком действия договора аренды, а лесная декларация должна соответствовать проекту освоения лесного участка. Таким образом, в случае изменения сроков аренды, в том числе продления договора аренды участков лесного фонда, предусмотрена возможность внесения изменений в проект освоения лесов в порядке, предусмотренном для разработки нового проекта освоения лесов. В случае возобновления срока действия договора аренды лесного участка на неопределенный срок по правилам статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению кассатора, невозможно применение ранее разработанного и прошедшего государственную экспертизу проекта освоения лесов без внесения в него изменений, которые также подлежат государственной экспертизе, поскольку ранее определен конкретный срок действия проекта освоения лесов - до первоначально установленной даты окончания срока действия договора аренды лесного участка. Продлевая срок действия договоров на неопределенный срок, суд продлил срок действия проектов освоения лесов, освободив арендатора от обязанности предоставлять новые проекты и вносить в существующие соответствующие изменения.
На основании изложенного кассатор полагает, что основания принимать лесные декларации у Министерства отсутствовали, факт нарушения оспариваемым отказом в приеме лесных деклараций норм действующего лесного законодательства не подтвержден, а также не доказано нарушение им прав и законных интересов арендатора, соответственно, заявленные в рамках настоящего дела требования удовлетворению не подлежат.
Общество "Лукойл-Пермь" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодатель) и обществом "Лукойл-Пермь" (арендатор) заключены следующие договоры аренды лесных участков:
- договор от 24.02.2015 N 4/15z0341 под строительство и обустройство скважин Дозорцевского месторождения (кусты NN 95-бис, 82, 82-бис, 98, 98-бис) с учетом дополнительного соглашения от 29.07.2016 N 1, которым срок действия договора продлен до 15.02.2017, и дополнительного соглашения от 27.01.2017 N 2, которым срок действия договора продлен до 31.01.2018;
- договор от 12.04.2016 N 61/16z0777 под строительство и обустройство скважин Дозорцевского месторождения (кусты NN 95-бис, 82, 82-бис, 98, 98-бис) сроком действия до 12.03.2017;
- договор от 11.08.2014 N 195/14z2053 под строительство и обустройство скважин Дозорцевского месторождения (куст N 95) с учетом дополнительного соглашения от 25.07.2015 N 1, которым срок действия договора продлен до 10.06.2016, и дополнительного соглашения от 10.06.2016 N 2, которым срок действия договора продлен до 31.05.2017;
- договор от 05.12.2017 N 224/17z2842 под капитальный ремонт участка газопровода "Промысловый газопровод "ПКО-НЕСП-1212 Чашкино" (ПК69+83-ПК117+49) сроком действия до 05.11.2018;
- договор от 05.12.2017 N 225/17z2845 под капитальный ремонт участка газопровода "Промысловый газопровод "Ярино-Каменный Лог" (Газопровод от ГК12 К-Ложского до ГК2) (ПК75+00-ПК93+00) сроком действия до 05.11.2018;
- договор от 05.12.2017 N 226/17z2872 под капитальный ремонт участка газопровода "Промысловый газопровод "ПКО-НЕСП-1212 Чашкино" (ПК69+83-ПК117+49) сроком действия до 05.11.2018.
По условиям, согласованным в пунктах 13.4 договоров от 24.02.2015 N 4/15z0341, от 11.08.2014 N 195/14z2053 и в подпунктах "д" пункта 12 договоров от 12.04.2016 N 61/16z0777, от 05.12.2017 N 224/17z2842, от 05.12.2017 N 225/17z2845, от 05.12.2017 N 226/17z2872, общество "Лукойл-Пермь" обязано ежегодно подавать лесную декларацию.
С сопроводительными письмами от 08.11.2018 N N И-28372, И-28373, И-28387, И-28295, И-28297, И-28296 общество "Лукойл-Пермь" направило в Министерство лесные декларации на лесные участки, являющиеся объектом аренды по перечисленным выше договорам.
Письмом от 15.11.2018 N СЭД-30-01-25.4-исх-б Министерство отказало обществу "Лукойл-Пермь" в приеме обозначенных лесных деклараций, указав основанием для отказа истечение срока действия проектов освоения лесов по договорам.
Не согласившись с указанным отказом Министерства, выраженном в письме от 15.11.2018 N СЭД-30-01-25.4-исх-б, общество "Лукойл-Пермь" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что договоры аренды от 24.02.2015 N 4/15z0341, от 11.08.2014 N 195/14z2053, от 12.04.2016 N 61/16z0777, от 05.12.2017 N 224/17z2842, от 05.12.2017 N 225/17z2845, от 05.12.201 N 226/17z2872 возобновлены на тех же условиях на неопределенный срок, руководствуясь статьями 26, 43- 45, 81-84, 88, 89, частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 610, пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 28, 30 Состава проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в приеме лесных деклараций и удовлетворил заявленные требования общества.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд округа не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного решения и постановления апелляционного суда, которым данное решение оставлено без изменения, по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (пункт 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496).
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки.
Согласно пункту 28 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются (пункт 29 Состава проекта освоения лесов).
В соответствии с пунктом 30 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен вид использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Таким образом, срок действия проекта освоения лесов в отношении линейных объектов определяется сроком действия договора аренды.
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
При этом земельное и лесное законодательство не содержит прямого запрета на возобновление договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на неопределенный срок в случае, если, как это имеет место быть в рассматриваемом случае, заключение договоров не требует проведения торгов.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение требований Лесного кодекса Российской Федерации и условий договоров аренды обществом разработаны проекты освоения лесов, на указанные проекты получено положительное заключение государственной экспертизы, о чем выданы заключения N 13-2015/144 по договору от 24.02.2015 N 4/15z0341, утвержденное приказом Министерства от 28.04.2017 N СЭД-30-01-02-591;
N 11-2016/687 по договору от 12.04.2016 N 61/16z0777, утвержденное приказом Министерства от 30.09.2016 N СЭД-30-01-02-1747; N 11-2016/953 по договору от 11.08.2014 N 195/14z2053, утвержденное приказом Министерства от 23.12.2016 N СЭД-30-01-02-2284; N 13-2018/156 по договору от 05.12.2017 N 224/17z2842, утвержденное приказом Министерства от 02.03.2018 N СЭД30-01-02-236; N 11-2018/116 по договору от 05.12.2017 N 225/17z2845, утвержденное приказом Министерства от 22.02.2018 N СЭД-30-01-02-200;
N 13-2018/150 по договору от 05.12.2017 N 226/17z2872, утвержденное приказом Министерства от 02.03.2018 N СЭД-30-01-02-236.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, переписку сторон в связи с исполнением договоров), суды установили, что после окончания срока действия вышеуказанных договоров аренды арендатор продолжал пользоваться лесными участками в отсутствие возражений со стороны арендодателя, в связи с чем признал данные договоры возобновленными на неопределенный срок в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что вышеуказанные договоры аренды были возобновлены на тех же условиях, суды при разрешении спора верно исходили из того, что сроки действия проектов освоения лесов и положительных заключений государственной экспертизы на них, которые производны от сроков действия договоров аренды, не являются истекшими, поскольку состав проекта освоения лесов определяется на весь период использования лесов для строительства объекта и возобновление договора аренды этих лесов на неопределенный срок не является основанием для разработки нового проекта освоения лесов.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что в рассматриваемом случае проекты освоения лесов по факту были исполнены обществом в полном объеме и объективно требовали доработки (внесения изменений) по состоянию на актуальные даты, равно как доказательств несоответствия представленных обществом лесных деклараций установленным требованиям, заинтересованным лицом в материалы дела представлено не было.
Установив, что после окончания срока действия договоров аренды общество продолжало пользоваться арендуемыми лесными участками при отсутствии возражений со стороны арендодателя, представленные обществом декларации соответствуют предъявляемым к ним требованиям, суды обоснованно установили, что у Министерства отсутствовали правовые основания для отказа в принятии лесных деклараций.
Ссылка Министерства на то, что статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменима к спорным правоотношениям, правомерно отклонена апелляционным судом, поскольку противоречит содержанию статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также пункту 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что положения главы Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Ссылки Министерства на то, что им были заявлены возражения против продолжения арендного пользования спорными лесными участками по истечении действия договоров аренды, апелляционным судом были рассмотрены и обоснованно отклонены.
Вопреки доводам Министерства, из буквального толкования содержания письма от 07.11.2017 N СЭД-30-01-25.4-7630 не следует его воля как арендодателя на прекращение арендных отношений с обществом; после окончания установленных сроков аренды, в том числе и по договору аренды от 24.02.2015, требования о возврате лесных участков из аренды Министерством к обществу не предъявлялись.
При установленных по делу обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у судов не имелось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильности выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм права, фактически основаны на неправильном толковании норм закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, которые создали бы препятствия к установлению фактических обстоятельств по делу и которые могли повлиять на исход рассмотрения заявления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в кассационной жалобе не приведено и судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.03.2019 по делу N А50-584/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, переписку сторон в связи с исполнением договоров), суды установили, что после окончания срока действия вышеуказанных договоров аренды арендатор продолжал пользоваться лесными участками в отсутствие возражений со стороны арендодателя, в связи с чем признал данные договоры возобновленными на неопределенный срок в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Ссылка Министерства на то, что статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменима к спорным правоотношениям, правомерно отклонена апелляционным судом, поскольку противоречит содержанию статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также пункту 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что положения главы Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2020 г. N Ф09-6765/19 по делу N А50-584/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6765/19
11.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6765/19
28.06.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6676/19
27.03.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-584/19