Екатеринбург |
|
20 февраля 2020 г. |
Дело N А76-5085/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Кравцовой Е.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валмакс" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2019 по делу N А76-5085/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства экологии Челябинской области (далее - министерство) - Анцупова Н.О. (доверенность от 30.12.2019 N 178).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписания министерства от 31.01.2019 N 15.
Решением суда от 28.08.2019 (судья Горлатых И.А.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 (судьи Киреев П.Н., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать договоры на предоставление информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
Общество считает, что суды в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали вопрос о фактическом выполнении им мероприятий по сокращению загрязняющих веществ в атмосферный воздух в связи с их учетом. Министерство не представило достаточных и допустимых доказательств того, что общество не выполняет указанные мероприятия. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что за спорный проверяемый период неблагоприятные метеорологические условия в г. Миассе Челябинской области наступали и общество уклонялось от осуществления возложенных законом мероприятий по уменьшению выбросов.
Заявитель жалобы указывает на то, что предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Ввиду того, что министерство оспариваемым предписанием возлагает на общество обязанность, которая не предусмотрена законодательством Российской Федерации, оспариваемый акт нарушает права и законные интересы заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа министерства от 04.12.2018 N 1445 в период с 09.01.2019 по 31.01.2019 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлось выполнение предписания от 27.09.2018 N 182.
По результатам проверки министерством установлено, что обществом не выполнены обязательства по соблюдению требований законодательства в части заключения договора на получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, о чем указано в акте проверки от 31.01.2019 N 15.
Действия (бездействие) общества квалифицированы министерством как нарушение требований части 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологий и о защите информации", статьи 17 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды", приказа Минприроды России от 17.11.2011 N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" (далее - Порядок N 899), раздела РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях", утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986, пункта 3 постановления Губернатора Челябинской области от 25.08.2005 N 343.
Обществу выдано предписание от 31.01.2019 N 15, которым ему в срок до 01.04.2019 предложено заключить договор на получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях и осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий согласно план-графика.
Полагая, что предписание министерства от 31.01.2019 N 15 вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что министерство правомерно вынесло оспариваемое предписание.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и законодательству.
В силу статьи 6, пункта 2 статьи 65 Закона об охране окружающей среды, постановления Правительства Челябинской области от 21.12.2011 N 467-П "Об уполномоченной органе" министерство наделено полномочиями по осуществлению государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха.
В связи с чем судами сделан вывод о том, что оспоренное предписание выдано министерством в пределах предоставленных ему полномочий.
На основании пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции, действующей в спорный период; далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Статьей 19 Федерального закона N 96-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий (пункт 3).
В соответствии с главой 1 Методических указаний Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" (РД 52.04-52-85) под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза неблагоприятных метеорологических условий на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатывают предприятия, организации, учреждения, расположенные в населенных пунктах, где органами Госкомгидромета проводится или планируется проведение прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий.
В главе 3 РД 52.04-52-85 предусмотрено составление предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий в зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы.
Согласно главе 5 РД 52.04-52-85 при первом режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15-20%. Эти мероприятия носят организационно-технический характер, их можно быстро осуществить, они не требуют существенных затрат и не приводят к снижению производительности предприятия.
При втором режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 20-40%. Эти мероприятия включают в себя все мероприятия, разработанные для первого режима, а также мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.
При третьем режиме работы предприятий мероприятия должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 40-60%, а в некоторых особо опасных условиях предприятиям следует полностью прекратить выбросы. Мероприятия третьего режима включают в себя все мероприятия, разработанные для первого и второго режимов, а также мероприятия, осуществление которых позволяет снизить выбросы загрязняющих веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.
В соответствии с главой 8 РД 52.04-52-85 для приема предупреждений на предприятиях назначаются ответственные, которые, приняв текст, регистрируют его в журнале (форма журнала приведена в Приложении 4) и сообщают его содержание всем цехам, участкам и производствам, где осуществляется регулирование выбросов.
Судами установлено, что 27.09.2018 обществу было выдано предписание N 182, которым заявителю предписывалось осуществить мероприятия по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, а именно заключить договор на получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях и осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий согласно план-графика в срок до 28.12.2019.
По результатам проведенной в период с 09.01.2019 по 31.01.2019 на основании приказа министерства от 04.12.2018 N 1445, в период с 09.01.2019 по 31.01.2019 проверки исполнения предписания министерством установлено, что у заявителя имеется проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу КОРЭН-17029.26-ПДВ от 2017 года, разделом 5 которого предусмотрено, что регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза неблагоприятных метеорологических условий на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Между тем, согласно информации из журнала учета неблагоприятных метеорологических условий в период с 01.01.2016 по 28.12.2018 и с 10.01.2019 по 03.06.2019 обществом мероприятия по сокращению выбросов не проводились по причине отсутствия предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях в соответствующий период.
Согласно постановлению Правительства Челябинской области от 02.11.2017 N 573-П "О государственной программе Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018-2025 годы_" министерством предоставляются прогнозы неблагоприятных метеорологических условий через ЦГМС по городам: Челябинск, Магнитогорск, Коркино, Карабаш, Сатка. В 2019 году планируется добавить еще два города: Троицк и Златоуст. Таким образом, прогнозы неблагоприятных метеорологических условий по г. Миассу министерством на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не предоставляются, в связи с чем официальный сайт министерства не может быть отнесен к источникам информации о неблагоприятных метеорологических условиях на территории г. Миасса Челябинской области, соответственно, общество обязано предпринять все зависящие от него меры по получению информации о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условиях, в том числе путем заключения соответствующего договора.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт получения им информации о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условиях.
Порядок N 899 определяет правила предоставления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.
Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2 Порядка N 899).
Пунктом 3 Порядка N 899 к заинтересованным лицам в целях данного Порядка отнесены: 1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организующие в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; 2) территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности; 3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 899 информация о неблагоприятных метеорологических условиях по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы неблагоприятных метеорологических условий, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух часов с момента предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях заинтересованным лицам.
Согласно пункту 11 Порядка N 899 информация о неблагоприятных метеорологических условиях, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 96-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды".
Вопросы предоставления Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) информационных услуг пользователям (потребителям) регламентированы Положением об информационных услугах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 N 1425 (далее - Положение N 1425).
Согласно пункту 3 Положения N 1425 информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в приложении к Положению, предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за плату, в полном размере не возмещающую расходы на эти услуги.
Пунктом 4 Положения N 1425 предусмотрено, что бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.
Судами установлено, что в нарушение природоохранных требований действующего законодательства обществом фактически не обеспечивается выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сам по себе факт отсутствия прогнозов неблагоприятных метеорологических условий по г. Миассу на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не освобождает заявителя от исполнения возложенных на него законом обязанностей по учету выбросов в атмосферный воздух и принятию соответствующих мер, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2019 по делу N А76-5085/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валмакс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Валмакс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 25.11.2019 N 6017.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.