Екатеринбург |
|
04 марта 2020 г. |
Дело N А07-10677/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рогожиной О.В.,
судей Столяренко Г.М., Шавейниковой О.Э.,
при ведении протокола помощником судьи Шваревой Е.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Шакирова Фанила Фаритовича на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 по делу N А07-10677/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определениями Арбитражного суда Уральского округа от 28.01.2020, 04.02.2020 судебное заседание отложено на 27.02.2020.
В судебном заседании принял участие Шакиров Ф.Ф., а также представители:
Шакирова Ф.Ф. - Галиахметов А.Х. (доверенность от 15.08.2017);
Росимущества - Кочнева К.М. (доверенность от 09.01.2020).
государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - Епифанова Д.Р. (доверенность от 02.12.2019).
Шакиров Фанил Фаритович обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан о признании договора купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2012, заключенного между Шакировым Ф.Ф. и государственным унитарным предприятием "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан" (далее - предприятие УКС Минстройтранса РБ, должник) недействительным в силу его ничтожности, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата предприятию УКС Минстройтранса РБ в пользу Шакирова Ф.Ф. 13 156 034 руб. 79 коп.
Производство по заявлению Шакирова Ф.Ф. приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Уфимского районного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании 10.07.2019 заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчиков Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан; уточнено заявление, согласно которому заявитель просит взыскать с Пономарева Андрея Николаевича, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, предприятия УКС Минстройтранса РБ, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан солидарно в пользу Шакирова Ф.Ф. убытки в размере 4 180 260 руб.
Определением суда от 10.07.2019 уточненное заявление принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов по Республике Башкортостан.
С учетом принятых судом первой инстанции уточнений заявленных требований, Шакиров Ф.Ф. просит взыскать солидарно с Пономарева Андрея Николаевича, предприятия УКС Минстройтранса РБ, Республики Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан, Республики Башкортостан в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре за счет казны Республики Башкортостан, Республики Башкортостан в лице Правительства Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан в его пользу убытки в размере 4 180 260 руб. составляющих стоимость приобретенного на торгах имущества, проведенных в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия УКС Минстройтранса РБ.
Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.10.2019 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Шакиров Ф.Ф. обратился в суд округа с кассационной жалобой, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение конституционных гарантий равенства участников хозяйственного оборота, принципов возмездности изъятия имущества.
В кассационной жалобе Шакиров Ф.Ф. ссылается на то, что на то, что конкурсному управляющему предприятием УКС Минстройтранса РБ Понамареву А.Н. известно об отведении спорного земельного участка под строительство фермы для федерального государственного учреждения, следовательно, он знал, что имущество не принадлежит должнику. Судебными актами установлено, что оснований для возникновения у предприятия УКС Минстройтранса РБ права хозяйственного ведения на спорный объект не имелось. Действия Пономарева А.Н. по продаже заявителю спорного имущества, не принадлежащего должнику, привело к нарушению прав Шакирова Ф.Ф. Учредители должника также действовали недобросовестно, наделив должника имуществом, которым были не вправе распоряжаться. Конкурсная масса должника, за счет которой было бы возможно произвести возврат уплаченной должнику суммы, не имеется. При таких обстоятельствах, указанная сумма подлежит взысканию солидарно с конкурсного управляющего и учредителей должника. Оснований для отказа в удовлетворении требовании не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Госстрой РБ по доводам жалобы возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением правительства Республики Башкортостан от 28.11.2005 N 1125-р государственное учреждение Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан реорганизовано в форме преобразования в Государственное унитарное предприятие Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, закреплено имущество, передаваемое государственному унитарному предприятию Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения.
Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан по согласованию с Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан поручено утвердить устав предприятия УКС Минстройтранса РБ.
Согласно приложению к уставу предприятия УКС Минстройтранса РБ в перечень государственного имущества Республики Башкортостан, переданного в хозяйственное ведение предприятия УКС Минстройтранса РБ по состоянию на 01.12.2005 вошли: Административное здание, г. Уфа, Ленина, 70 (2 этаж, 180 кв. м, гараж, г. Уфа, ул. Окт. Революции, квартира по ул. Пархоменко, 95-41, квартира по ул. Цюрупы, 84, кв./оф. 177).
Между государственным учреждением УКС и предприятием УКС Минстройтранса РБ 10.02.2006 подписан передаточный акт N 322, согласованный Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и утвержденный Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан, согласно пункту 14 которого содержится перечень объектов незавершенного строительства, передаваемых от государственного учреждения УКСа к предприятию УКСа по состоянию на 01.12.2005, в числе прочих которых указаны - БГАУ ферма КРС, д. Миловка, полигон фермы.
Общество "Союзспецмонтаж" 28.05.2009 обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании предприятия УКС Минстройтранса РБ несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2010 предприятие УКС Минстройтранса РБ признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Пономарев А.Н.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2013 конкурсный управляющий Пономарев А.Н. освобожден от должности конкурсного управляющего предприятием УКС Минстройтранса РБ.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2018 очередным конкурсным управляющим предприятием УКС Минстройтранса РБ утвержден Хакимов Тимур Фаритович.
Конкурсный управляющий Пономарев А.Н. 01.04.2010 провел инвентаризацию имущества должника. Согласно инвентарной описи недвижимого имущества и незавершенного строительства N 04 от 01.04.2010 в конкурсную массу включено 13 объектов недвижимости, в том числе БГАУ-Ферма КРС Уфимский район, п. Миловка.
Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Башкортостан от 09.06.2010 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подтвердило, что объекты: Автовокзал на 200 пассажирских мест, г. Кумертау, ул. Бабаевская, д. 4, районный суд с автостоянкой, р.п. Чишмы, ул. Первомайская, 26А, Теплотрасса, г. Уфа, ул. Зенцова, Общежитие пединститута, литер А, г. Бирск, ул. Коммунистическая, 63А, Школа на 108 уч.мест, литер А, Кушнаренковский район, с/с Старокамышлинский, д. Ильмурза, Клуб литер А, Буздякский район, с/с Арслановский, д. Шланлыкуль, Клуб литер А, Давлекановский район, с/с Казангуловский, д. Новый Яппар, ул. Школьная, 20, Школа литера А, Буздякский район, с/с Копей-Кубовский, д. Большая Устюба, Дом 22-квартирный, Бакалинский район, с/с Бакалинский, с. Бакалы, Забор-ограждение, г. Бирск, Дома-лаборатории, г. Бирск, Ветстанция, Бирский район, с/с Старобазановский, д. Старобазаново внесены в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан в составе государственного имущества Республики Башкортостан, не закрепленного за предприятием и государственным учреждением Республики Башкортостан, находящегося у предприятия УКС Минстройтранса РБ на основании распоряжения правительства Республики Башкортостан N 610-р от 08.07.2002, распоряжения правительства Республики Башкортостан N 782-р от 30.08.2002, распоряжения правительства Республики Башкортостан N 281-р от 15.04.2004, акта приема-передачи N 492 от 27.01.2006.
Между предприятием "БТИ Республики Башкортостан" и предприятием УКС Минстройтранса РБ в лице конкурсного управляющего Пономарева А.Н. 23.07.2010 заключен договор N 14 на проведение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства, по условиям которого предприятие УКС Минстройтранса РБ поручило предприятию "БТИ РБ" изготовить технический паспорт на следующий объект капитального строительства: "Ферма КРС в поселке Миловка Уфимского района".
Письмами от 14.09.2010, 02.11.2010 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило конкурсному управляющему Пономареву А.Н., что объекты: Автовокзал на 200 пассажирских мест, г. Кумертау, ул. Бабаевская, д. 4, Районный суд с автостоянкой, р.п. Чишмы, ул. Первомайская, 26А, исключены из объектов ГУП УКС Минстройтранса РБ, учитываемых в Реестре госимущества РБ, уведомило о внесении изменений в Реестр в части исключения из числа объектов предприятия УКС Минстройтранса РБ жилого 22-х квартирного дома, Бакалинский район, с/с Бакалинский, с. Бакалы.
Письмами от 01.02.2011 конкурсный управляющий предприятием УКС Минстройтранса РБ Пономарев А.Н. обратился к МЗИО РБ, Управлению Росреестра по РБ с просьбой оформить право хозяйственного ведения на объекты: незавершенного строительства (ферма КРС) литера А на основании распоряжения Правительства РБ N 44-р от 16.01.1998, договор подряда N 12 от 16.01.2011; объект незавершенного строительства (ферма КРС) литера Б на основании распоряжения Правительства РБ N 44-р от 16.01.1998, договор подряда N 12 от 16.01.2011; объект незавершенного строительства (ферма КРС) литера А на основании распоряжения Правительства РБ N 44-р от 16.01.1998, договор подряда N 12 от 16.01.2011.
На собрание кредиторов предприятия УКС Минстройтранса РБ от 14.10.2011 приняты следующие решения: отчет к сведению не принимать; утверждение Положение о порядке и условиях продажи и начальной цены имущества должника: ферма КРС Уфимский район (начальная цена продажи 3 981 200 руб.; привлечение специалиста для консультационных услуг, оплата 35% от цены продажи имущества должника - решение не принято; обязать конкурсного управляющего в целях погашения требований кредиторов выполнить оценку и подготовить документы для реализации следующих объектов: клуб литер А по адресу Буздякский район, сельсовет Арслановский, д. Шланлыкуль; школа литер А по адресу: Буздякский район, сельсовет Копей-Кубовский, д. Большая Устюба.
Пономаревым А.Н. в материалы дела 19.10.2011 представлены положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника: незавершенного строительства - фермы КРС, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, отчет общества "Информ-Эксперт" N 71-11 от 16.09.2011, заключение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 23.09.2011 и соответствии отчета федеральным стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности и рекомендации для целей совершения сделок.
Предприятие УКС Минстройтранса РБ 08.06.2012 предъявило требование к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства "Ферма КРС", расположенный по адресу: Уфимский район, с/с Миловский, с. Миловка Литера А площадь застройки 3361,6 кв. м, кадастровый номер 02:47:000000:1174, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т- 0,40-70%, кирпичные Т-0,40, 50-30%; Литера Б площадь застройки 57,5 кв. м, кадастровый номер 02:47:000000:0:1172, инвентарный номер 20633 согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материал стен кирпичные Т-0,25; Литера В площадь застройки 64,3 кв. м, кадастровый номер 02:47:000000:0:1173, инвентарный номер 20633 согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т-0,65 (с учетом принятых судом уточнений).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что согласно выписке из реестра государственного имущества РБ от 07.06.2012 на балансе предприятия УКС Минстройтранса РБ находится объект незавершенного строительства ферма КРС Уфимский район, п. Миловка, литера А, Б, В реестровый номер 05500732 от 09.06.2000. В материалах дела имелась копия свидетельства о внесении в реестр государственного имущества РБ о закреплении государственного имущества РБ на праве хозяйственного ведения за ГУП УКС Минстройтранса РБ на указанный объект, которому 09.06.2000 присвоен реестровый номер 05500732.
Из представленных в материалы указанного дела доказательств и обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-10220/2012 усматривается, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 1125-р от 28.11.2005 проведена реорганизация в форме преобразования с передачей всех прав, обязанностей и имущества Государственного учреждения Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в Государственное унитарное предприятие Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
Согласно приказу Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 02.02.2006 N 56, государственное имущество Республики Башкортостан, находящееся во владении и пользовании реорганизованного предприятия (в том числе ферма КРС, полигон фермы) было закреплено на праве хозяйственного ведения и передано истцу по передаточному акту N 332 от 10.02.2006.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.01.2012 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на следующие объекты: производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 3067,5 кв. м, инв. N 20633, лит. А, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка; производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 47,4 кв. м, инв. N 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка; производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 42,7 кв. м, инв. N 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка.
В качестве основания осуществления государственной регистрации указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 признано право хозяйственного ведения за предприятием "УКС Минтранса РФ на объекты незавершенного строительства (ферма КРС), расположенные по адресу: Уфимский район, с/с Миловский, с. Миловка: Литера А площадь застройки 3 361,6 кв. м, кадастровый номер 02:47:000000:1174, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т- 0,40-70%, кирпичные Т-0,40, 50-30%; Литера Б площадь застройки 57,5 кв. м, кадастровый номер 02:47:000000:0:1172, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материал стен кирпичные Т-0, 25; Литера В площадь застройки 64,3 кв. м кадастровый номер 02:47:000000:0:1173, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т-0,65.
Шакиров Ф.Ф. обратился в Уфимский районный суд Республики Башкортостан с иском к предприятию УКС Минтранс РФ о прекращении права хозяйственного ведения за предприятием УКС Минстройтранс РБ на незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: РБ, Уфимский район, с. Миловка и признани права собственности за Шакировым Ф.Ф. (с учетом принятого судом уточнения).
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 исковые требования Шакирова Ф.Ф. удовлетворены, прекращено право хозяйственного ведения ГУП УКС Минстройтранс на объект площадью застройки 3361,6 кв. м, степенью готовности 60%, условный номер 02:47:00000:1174, литера А, запись N 02-04-01/414/2012-364 от 02.11.2012, находящийся по адресу: Уфимский район, с. Миловка.
Признано право собственности за Шакировым Ф.Ф. на объект незавершенного строительства - Ферма КРС общей площадью - 3082,7 кв. м; расположенный по адресу: РБ, Уфимский район, с. Миловка.
Из указанного решения следует, что согласно ответу от 04.12.2012 из Управления Росреестра по РБ за ГУП УКС Минстройтранс РБ зарегистрирован объект площадью застройки 3361,6 кв. м, степень готовности 60%, условный номер 02:47:00000:1174, литера А, инв N 20633, на праве хозяйственного ведения, о чем в ЕГРП сделана запись N 02-04-01/414/2012-364 от 02.11.2012, объект находится по адресу: Уфимский район, с. Миловка.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 16.09.2014 решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 отменено, принято новое решение, в удовлетворении исковых требований Шакирова Ф.Ф. к предприятию УКС Минстройтранс РБ, ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный аграрный университет" о прекращении права хозяйственного ведения предприятия УКС Минстройтранс на объект площадью застройки 3361,6 кв. м, степенью готовности 60%, условный номер 02:47:00000:1174, литера А, запись N 02-0401/414/2012-364 от 02.11.2012, находящийся по адресу: Уфимский район, с. Миловка и признании права собственности за Шакировым Ф.Ф. на объект незавершенного строительства - Ферма КРС общей площадью 3082,7 кв. м, расположенный по адресу: РБ, Уфимский район, с. Миловка, отказано.
Предприятие УКС Минтранса РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: производственное, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 3 067,5 кв. м, инвентарный номер: 20633, лит. А, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, кадастровый номер 02:47:000000:7959, условный номер 02-0401/451/2011-428; производственное, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 47,4 кв. м, инвентарный номер: 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, условный номер 02-0401/451/2011-429; производственное, назначение: нежилое, 1- этажный, общая площадь 42,7 кв. м, инв. номер: 2 А07-26333/2016 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, кадастровый номер 02:47:000000:7960, условный номер 02-04-01/451/2011-430.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Башкирский государственный аграрный университет", Федеральное государственное унитарное предприятие "Учебно-опытное хозяйство "Миловское" Башкирского государственного аграрного университета, Министерство финансов Республики Башкортостан, Шакиров Ф.Ф.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2017 по делу N А07-26333/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
При рассмотрении заявленных требований суд установил, что предприятие УКС Минстройтранса РБ зарегистрировало право хозяйственного ведения на объект недвижимости незавершенного строительства, назначение: не определено, площадь застройки 57,5 кв. м, степень готовности 40%, инв. N 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка (Свидетельство о государственной регистрации права N 04 АД 068867, выдано 02.11.2012, кадастровый (или условный) N 02:47:000000:1172).
Предприятие УКС Минстройтранса РБ также зарегистрировало право хозяйственного ведения на объект недвижимости незавершенного строительства, назначение: не определено, площадь застройки 64,3 кв. м, степень готовности 30%, инв. N 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка (Свидетельство о государственной регистрации права N 04 АД 068868, выдано 02.11.2012, кадастровый (или условный) N 02:47:000000:1173.).
Российской Федерацией зарегистрировано право федеральной государственной собственности на следующие объекты: производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 3067,5 кв. м, инв. N 20633, лит. А, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 04 АГ 598324 от 27.01.2012, выдано на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, кадастровый (или условный) N 02-04-01/451/2011-428, о чем в ЕГРП 27.01.2012 сделана запись регистрации N 02-04-01/451/2011-428; - производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 47,4 кв. м, инв. N 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 04 АГ 598323 от 27.01.2012 г., кадастровый (или условный) N 02-04-01/451/2011-429, о чем в ЕГРП 27.01.2012 сделана запись регистрации N 02-04-01/451/2011-429; производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 42,7 кв. м, инв. N 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка также зарегистрировано и за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровый (или условный) N 02-04-01/451/2011-430, о чем в ЕГРП 27.01.2012 г. сделана запись регистрации N 02-04-01/451/2011-430.
При этом суд установил, что спорное имущество возведено в 1994-1997 г.г. ФГБОУ "Башкирский государственный аграрный университет" на земельном участке, отведенном в установленном порядке университету, согласно решению исполкома Уфимского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР N 29/12 от 15.01.1990, Постановления Главы администрации Уфимского района Республики Башкортостан N 131 от 16.03.1993.
Сделав вывод, что такой объект относится к федеральной собственности в силу закона, как имущество высших учебных заведений, в силу пункта 3 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", суд счел, что государственная регистрация права собственности предприятия не подтверждает существование такового в действительности.
Судом также учтено, что рассмотрение дела N А07-10220/2012, в рамках которого решен вопрос о признании права хозяйственного ведения предприятия УКС произведено Арбитражным судом Республики Башкортостан без привлечения к участию в деле представителя собственника федерального имущества.
В названном судебном акте, суд пришел к выводу, что в результате различия описания характеристик объектов и осуществления самостоятельного кадастрового учета, Управлением произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения унитарного предприятия и права федеральной собственности на одни и те же объекты недвижимого имущества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2017 по делу N А07-26333/2016 оставлено без изменения.
С решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 не согласилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, которое не было привлечено к участию в деле в суде первой инстанции.
Определением от 04.12.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А07-10220/2012 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росимущества в Республике Башкортостан.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 отменено. В удовлетворении исковых требований предприятия УКС Минтранса РБ к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства "Ферма КРС в п. Миловка" - отказано.
Учитывая обстоятельства, установленные в рамках дела N А07-26333/2016, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что местоположение и инвентарные номера объектов, находящихся в собственности Российской Федерации и объектов, на которые решением суда первой инстанции от 31.08.2012 признано право хозяйственного ведения, идентичны, в связи с чем право собственности на спорные объекты возникло у Российской Федерации в силу разграничения государственной собственности, соответственно оснований для признания права хозяйственного ведения унитарного предприятия отсутствовали.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2018 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 по делу N А07-10220/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставлено без изменения.
В материалы дела 11.01.2012 представлены отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о движении денежных средств от 11.01.2012, согласно которому в раздел "Сведения о ходе реализации имущества должника" внесены сведения о реализации 09.12.2011 фермы КРС, п. Миловка на сумму 4 180 260 руб. и заключении договора купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2011.
Согласно отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств от 13.03.2012, поступившие по договору купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2011 денежные средства распределены следующим образом: выплата задолженности по возмещению вреда жизни и здоровью Халикову - 324 686 руб. 07 коп., вознаграждение арбитражному управляющему - 960 000 руб., заработная плата помощнику арбитражному управляющему - 480 000 руб., аренда помещения - 480 000 руб., заработная плата бухгалтера - 480 000 руб., хозрасходы - 72 000 руб., ГСМ - 247 000 руб., налоги на заработную плату - 384 000 руб., итого на сумму 4 180 132 руб. 87 коп.
Ссылаясь на то, что Шакиров Ф.Ф. приобрел на торгах у предприятия УКС Минстройтранса РБ объект незавершенного строительства - Ферму КРС, расположенную по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка по договору купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2011 за 4 180 260 руб., исполнив обязательства по оплате в полном объеме, предприятие УКС Минстройтранса РБ распорядилось указанным имуществом, что причинило ему убытки в размере 4 180 260 руб., Шакиров Ф.Ф. обратился в суд настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств нарушения арбитражным управляющим Пономаревым А.Н. обязанностей конкурсного управляющего предприятием УКС Минстройтранса РБ, при выполнении которых возможно наступление гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков; не доказан факт противоправного поведения иных ответчиков - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, как одного из элемента необходимого для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков. Кроме того, заявитель фактически реализовал свое право на денежные средства в судебном порядке в рамках дела N 2-69/2019.
Апелляционный суд, пересмотрев дело, оснований для отмены не усмотрел, с выводами суда первой инстанции согласился.
По результатам проверки доводов кассационной жалобы в части требований о взыскании убытков с конкурсного управляющего должником Пономарева А.Н., суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим предприятием УКС Минстройтранса РБ Пономаревым А.Н. предпринимались меры по установлению имеющегося у должника имущества, сведениями о том, что должник не является собственником спорного имущества, арбитражный управляющий не располагал. В отсутствие сомнений принадлежности спорного имущества должнику, в том числе основанной на состоявшихся судебных актах, конкурсный управляющий с учетом имеющейся у него документации, реализовал спорное имущество в рамках конкурсного производства, а денежные средства направил на погашение текущих платежей и выплату вознаграждения конкурсному управляющему.
Поскольку принадлежность спорных объектов Российской Федерации в силу разграничения государственной собственности и отсутствие оснований для признания права хозяйственного ведения унитарного предприятия установлена постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 по делу N А07-10220/2012, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что действия Пономарева А.Н. по реализации спорного имущества должника отвечали требованиям Закона о банкротстве.
Таким образом, как обоснованно отмечено судами, не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании убытков с конкурсного управляющего, который реализовывая и распределяя денежные средства, подученные от реализации спорного имущества, действовал добросовестно и разумно, доводы кассационной жалобы в указанной части, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению.
Между тем, суд округа по результатам рассмотрения доводов кассационной жалобы относительно требований в отношении остальных ответчиков - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, приходит к следующим выводам.
Пунктами 1 и 2 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданское законодательство основывается в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений и неприкосновенности собственности. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В статье 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Реализация гарантий, предусмотренных в Конституции Российской Федерации, осуществляется в том числе через государственные органы исполнительной власти, деятельность которых должна быть направлена на своевременное и законное осуществление государственного контроля, поддержание стабильности (предсказуемости) экономического оборота.
Правовая природа унитарного предприятия хоть и предполагает определенную сепарацию от своего собственника, в тоже время ключевые управленческие решения относительно предприятия-должника зависят от воли собственника, которым в частности принято решение о наделении должника спорным имуществом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правосудие признается эффективным лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.
В данном случае, отказывая в удовлетворении требований о привлечении к ответственности в виде убытков учредителей должника, суды исходили из того, что покупатель реализовал свое право на судебную защиту в рамках дела N 2-69/2019.
В тоже время в рамках дела N 2-69/2019 с собственника спорного имущества в пользу Шакирова Ф.Ф. взыскана стоимость неотделимых улучшений имущественного комплекса, произведенных Шакировым Ф.Ф. в момент владения спорным имуществом; с должника взыскана сумма, внесенная в счет оплаты за спорное имущество.
В настоящем споре, предъявляя к учредителям должника требования о взыскании убытков в размере стоимости спорного имущества, Шакиров Ф.Ф. ссылается на то, что у должника отсутствует имущество, за счет которого возможно было бы выплатить указанную сумму.
В связи с изложенным, судам надлежало включить в предмет судебного исследования обстоятельства наличия (отсутствия) у должника реальной возможности возвратить Шакирову Ф.Ф. денежные средства; утрачена ли указанная возможность. Между тем указанные обстоятельства в предмет судебного исследования включены не были, отклоняя требования к учредителям должника, суды лишь сослались на то, что право уже было реализовано в рамках дела N 2-69/2019, при том, что это не соответствует фактическим обстоятельствам, не отвечает принципу эффективности правосудия.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что полученные от Шакирова Ф.Ф. денежные средства поступили в конкурсную массу и распределены между кредиторами должника, в данном случае существенным для разрешения спора является установление возможности компенсировать возникшие на стороне Шакирова Ф.Ф. убытки за счет конкурсной массы, а в случае невозможности - установить лицо, осуществляющее полномочия собственника имущества должника, порядок его взаимодействия с должником в связи с наделением (распоряжением) спорным имуществом, источник компенсации.
Учитывая изложенное, выводы судов об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных Шакировым Ф.Ф. требований в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан являются преждевременными, сделанными без установления всех значимых для разрешения дела обстоятельств.
Поскольку вышеизложенное, исходя из содержания мотивировочных частей обжалуемых судебных актов, в нарушение положений статей 71, 168 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не получили должного исследования и оценки, такие нарушения влекут отмену принятых по обособленному спору судебных актов.
Указанные нарушения могут быть устранены только посредством направления спора на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и пункта 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу положений статьи 286 данного Кодекса Российской Федерации суд округа не наделен компетенцией, позволяющей осуществлять процессуальные действия, связанные с непосредственным исследованием и оценкой доказательственной базы по делу и установлением на ее основании фактических обстоятельств.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить вышеупомянутые нарушения, рассмотреть все доводы лиц, участвующих в деле, и дать им надлежащую оценку, установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по заявленным основаниям, при необходимости предложить заявителю скорректировать круг лиц, участвующих в споре, разрешить по существу возникший спор, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 по делу N А07-10677/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении требований к Республике Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан, Республике Башкортостан в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре за счет казны Республики Башкортостан, Республике Башкортостан в лице Правительства Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан о взыскании в пользу Шакирова Фанила Фаритовича убытков в размере 4 180 260 рублей отменить, в указанной части обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
В остальной части определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 по делу N А07-10677/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по тому же делу оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Рогожина |
Судьи |
Г.М. Столяренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 1 и 2 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданское законодательство основывается в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений и неприкосновенности собственности. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В статье 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Реализация гарантий, предусмотренных в Конституции Российской Федерации, осуществляется в том числе через государственные органы исполнительной власти, деятельность которых должна быть направлена на своевременное и законное осуществление государственного контроля, поддержание стабильности (предсказуемости) экономического оборота."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2020 г. N Ф09-1206/16 по делу N А07-10677/2009
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
02.06.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5915/2022
11.04.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1741/2022
14.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
23.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10498/2021
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
21.07.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4329/20
04.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
21.10.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13698/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
19.12.2018 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
02.10.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
20.08.2018 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12274/18
31.01.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
09.11.2017 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
03.11.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2441/13
19.07.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8215/16
16.03.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
14.01.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15675/15
13.03.2015 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
26.12.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13090/13
09.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
04.06.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4478/13
11.03.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2441/13
02.03.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09