Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1463-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 16 октября 2007 г. N 911-ПП
Базовые требования
к охране объектов города Москвы за счет средств бюджета города Москвы
29 декабря 2009 г., 8 февраля 2012 г., 29 мая 2015 г.
1. Область применения
1.1. Охранная деятельность является частью системы комплексной безопасности объектов и находится в тесном взаимодействии с ее другими частями. Настоящие базовые требования разработаны с целью нормативного определения регламентации охранных процессов при обеспечении безопасности существующих, реконструируемых и технически перевооружаемых объектов города Москвы, а также регламентации величин, определяющих стоимость поста охраны объекта.
2. Определения и термины
Объекты города Москвы - здания (помещения), находящиеся в оперативном управлении структурных подразделений Правительства Москвы, бюджетных учреждений, оплата охраны которых производится за счет средств бюджета города Москвы.
Базовые требования - комплекс основных требований, утвержденный компетентным органом.
Безопасность - стабильное состояние среды обитания с существующим уровнем упорядоченности, наиболее благоприятное для функционирования биосферы и техносферы, сохранения жизни, здоровья и благосостояния человека.
Опасность - состояние, при котором возможность осуществления некоторых условий наступления неблагоприятных событий и процессов становится реальной.
Угроза - возможность реализации той или иной опасности.
Риск (степень опасности угрозы) - вероятность появления нежелательных событий за определенный период времени.
Экспертиза - специальное компетентное исследование точно сформулированного вопроса, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения.
Аудит - контроль на основе принятых стандартов, норм, законов и принципов.
Стоимость поста - договорная цена за выставление поста охраны, предъявляемая для оплаты Заказчику.
Зона ответственности охраны - территория, на которой сотрудники охраны исполняют должностные обязанности в соответствии с договорными обязательствами ЧОП.
Инженерно-техническая укрепленность объекта - Техническая укрепленность объекта - совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам (рекомендации МВД России 27 июня 1998 г. N Р 78.36.007-99).
Проходимость объекта - объем людей и автотранспорта, прибывающих на территорию, убывающих с территории объекта.
Прогнозируемый уровень безопасности объекта - уровень безопасности объекта, определяемый руководством объекта в соответствии с уровнем внешних и внутренних угроз.
Подразделения усиления - подразделение организации, осуществляющей охрану объекта, которое должно в соответствии с договоренностью или установленными сигналами прибыть на объект для дополнительного обеспечения его безопасности.
Паспорт безопасности объекта - официальный документ, согласованный с государственными органами, содержащий в себе исчерпывающую информацию о структуре, механизме деятельности организации и подготовленности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
Порядок охраны объекта - последовательность выполнения охранных мероприятий.
Внутриобъектовый режим - установленный руководящими лицами или нормативными документами порядок, закрепленный во внутренних правилах или инструкциях организации и обеспечиваемый уполномоченными на то должностными лицами.
Пропускной режим - установленный руководящими лицами или нормативными документами порядок, закрепленный во внутренних правилах или инструкциях организации и обеспечиваемый уполномоченными на то должностными лицами, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, вноса (выноса) имущества и служебных документов, а также въезда автотранспорта на объект, выезда его с объекта.
Технический мониторинг - совокупность технических способов контроля за обстановкой и событиями на охраняемом объекте на расстоянии (радиоохрана, оптоволоконная сеть, МГТС, спутниковые антенны, позиционирование и т.д.).
Мобильная группа сотрудников охраны - группа сотрудников охраны на автотранспортном средстве, осуществляющая охрану объектов путем патрулирования или оперативного реагирования на сигналы тревоги.
Пост охраны - место или участок местности, на котором сотрудник охраны исполняет должностные обязанности в соответствии с договорными обязательствами ЧОП.
Внутренний пост - пост, расположенный внутри охраняемой территории.
Наружный пост - пост, выставленный за пределами охраняемой территории с целью наблюдения.
Подвижный пост - пост, расположенный на транспортном средстве, на котором сотрудники охраны несут службу, передвигаясь вместе с объектом охраны или меняя свое расположение вокруг объекта в зависимости от решения поставленных задач.
Стационарный пост - пост, расположенный на определенном участке местности.
Постоянный стационарный пост - стационарный пост, на территории которого сотрудники охраны несут службу в течение неопределенного отрезка времени.
Временный стационарный пост - стационарный пост, на территории которого сотрудники охраны несут службу в течение определенного отрезка времени.
Патрулирование - способ охраны поста путем перемещения сотрудников охраны по указанному им маршруту.
Служебное оружие - оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите собственности, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Специальные средства - средства, предназначенные согласно законодательству для использования в служебных целях - защиты жизни и здоровья граждан, собственности, задержания правонарушителей.
Система управления и контроля доступа - электронная система, дающая возможность автоматического считывания информации о процессе входа (выхода) субъектов в соответствии с определенными ограничениями.
Дежурная смена - группа сотрудников охраны, единовременно исполняющих обязанности по обеспечению безопасности объекта.
Сотрудник охраны - лицо, являющееся сотрудником специализированной организации или организации, в ведении которой находится объект охраны, и имеющее соответствующие полномочия, разрешения и профессиональную подготовку.
Старший охранник - руководитель дежурной смены, в то же время несущий службу на одном из постов охраны.
Старший (начальник) объекта - руководитель дежурной смены (всех дежурных смен объекта), осуществляющий контроль за порядком несения службы сотрудниками охраны.
Накладные расходы - расходы предприятия, которые нельзя прямо отнести на производственные установки и технологические процессы производства продукции (работ, услуг).
3. Базовые требования к охране объектов города Москвы
3.1. Комиссия
Для определения уровня безопасности объекта и выработки мер по ее совершенствованию создается комиссия (межведомственная или внутриведомственная) с привлечением специализированных организаций и заинтересованных лиц. Комиссия создается на основании распоряжения органов исполнительных органов города Москвы, имеющих в непосредственном управлении объекты городского хозяйства. В своей работе комиссия руководствуется базовыми требованиями, руководящими и нормативными документами, директивными материалами и рекомендациями. Ее работа осуществляется в форме экспертизы или аудита. В ходе проведенной работы изучаются следующие вопросы:
- внешняя безопасность объекта, в том числе от террористических и криминогенных угроз;
- безопасность объекта от техногенных и природных катастроф;
- внутренняя безопасность объекта.
При оценке физической охраны объекта комиссия учитывает следующие параметры:
- площадь объекта;
- площадь зоны ответственности охраны;
- состояние инженерно-технической укрепленности объекта (ограда, двери, окна и пр.);
- состояние технических средств охраны (видеонаблюдение, системы контроля и управления доступом, системы сигнализации и связи);
- проходимость объекта;
- общественная значимость объекта;
- объем материальных ценностей, находящихся на объекте;
- опасность объекта в случае чрезвычайных ситуаций;
- степень внешних и внутренних угроз;
- прогнозируемый уровень безопасности объекта;
- объем задач, возлагаемый на охрану;
- возможность организации взаимодействия с правоохранительными органами и подразделениями усиления.
Результаты работы комиссии оформляются актом и утверждаются отраслевым органом. На основании данного акта создается (корректируется) паспорт безопасности объекта. В нем указываются реальный уровень безопасности объекта и способы защиты, необходимые для обеспечения его функциональной деятельности, сохранности жизни и здоровья сотрудников и посетителей, а также материальных и финансовых средств. Паспорт безопасности объекта является основанием для определения способа и порядка охраны объекта. Кроме этого, руководитель объекта разрабатывает перспективный план на год по поддержанию уровня безопасности объекта в соответствии с требованиями паспорта.
Паспорт безопасности объекта предоставляет основания для заключения необходимых договоров и планирования соответствующих финансовых расходов. При заключении договора на охрану объекта указывается способ его охраны, а также порядок ее усиления и организации взаимодействия с правоохранительными органами.
3.2. Охрана объекта
Основная задача охраны объекта - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов, сохранность имущества, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.
Эффективность охранной деятельности достигается за счет правильного использования имеющихся в наличии сил и средств, четкого управления, а также взаимодействия с подразделениями усиления и правоохранительными органами.
Охрана объекта может осуществляться путем:
- технического мониторинга;
- использования мобильной группы сотрудников охраны;
- выставления постов охраны.
Технический мониторинг безопасности производится в случае наличия соответствующей инженерно-технической укрепленности объекта, необходимых средств технической охраны, а также возможности быстрого реагирования подразделений охранных структур и правоохранительных органов.
Использование мобильных групп сотрудников охраны производится в случае значительной удаленности объекта от подразделений охранных структур и правоохранительных органов.
В остальных случаях используется выставление постов охраны.
Порядок организации охраны объекта и ведения документации может регламентироваться соответствующими методическими указаниями, утвержденными органом исполнительной власти города Москвы.
3.3. Посты охраны
Посты охраны подразделяются:
по месту расположения - на внутренние и наружные;
по характеру несения службы - на подвижные и стационарные;
по времени использования - на постоянные и временные.
Посты могут быть:
- суточные (24 часа);
- двухсменные (16 часов);
- полусуточные (12 часов);
- односменные (8 часов).
Время непрерывного нахождения на постах определяется с учетом климатических и погодных условий и не должно превышать:
- на внутренних постах - 6 часов;
- на наружных постах - 4 часа;
Общая продолжительность пребывания сотрудника охраны на посту должно быть:
- при суточном графике дежурства - не менее 18 и не более 20 часов;
- при полусуточном графике - не менее 8 и не более 10 часов.
Сотруднику охраны предоставляется время для приема пищи продолжительностью:
- при 24-часовом графике - 2 часа;
- при 12-часовом графике - 1,5 часа.
3.4. Патрулирование
Охрана объекта может осуществляться сотрудниками охраны путем патрулирования. Патруль (подвижный наряд) может состоять из одного, двух и более человек. Патруль может нести службу как на автотранспорте, так и в пешем порядке. Патрулю для несения службы устанавливается маршрут движения и его границы, которые определяются в зависимости от инженерно-технической укрепленности объекта и условий окружающей местности.
Протяженность маршрута патруля, как правило, составляет:
- для патруля на автомобиле - 6-8 км;
- для патруля на мотоцикле (велосипеде) - 3-5 км;
- для пеших патрулей - днем - до 1,5 км, ночью - до 1 км, в том числе для объектов, оборудованных инженерно-техническими средствами охраны (далее - ИТСО) - днем - до 2 км, ночью - до 1,5 км.
Продолжительность непрерывного несения службы патрулями при температуре воздуха -20 градусов С и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 С градусов и выше не должна превышать 2 часов.
3.5. Использование специальных средств и служебного оружия
Сотрудники охраны при выполнении служебных обязанностей на объекте могут использовать необходимые виды служебного оружия и специальных средств. Порядок их использования и применения регламентируется действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими подзаконными актами.
3.6. Использование средств связи
Для организации охраны на объекте и ее взаимодействия с подразделениями усиления и правоохранительными органами сотрудники охраны используют сертифицированные средства связи. Порядок их использования регламентируется действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими подзаконными актами и инструкциями.
Приложение 1 к Базовым требованиям: Методика определения количества постов и сотрудников охраны, достаточного для охраны объекта городского хозяйства.
4. Базовые требования к негосударственным предприятиям безопасности, привлекаемым к охране объектов города Москвы
См. текст раздела 4
5. Базовые требования к расчету величины стоимости поста охраны объектов города Москвы
При определении минимальной величины стоимости поста охраны объектов города Москвы необходимо руководствоваться следующими параметрами:
- текущим прожиточным минимумом жителя Москвы (в руб.);
- продолжительностью рабочей недели сотрудника охраны;
- процентными ставками налогообложения;
- нормами издержек и прибыли для сторонних организаций;
- нормативами страхования сотрудников охраны от несчастных случаев на производстве;
- коэффициентами, используемыми при определении режимов охраны, в том числе с применением специальных средств, служебного оружия и служебного транспорта.
При оптимизации расходов на охранные услуги необходимо учитывать соотношение цена/качество. Это соотношение должно соответствовать утвержденному уровню безопасности объекта.
Абзац третий утратил силу
См. текст абзаца третьего раздела 5
6. Организация охраны объектов города Москвы
1. Общие положения.
1.1. Охрана объектов города Москвы (далее - Объект) осуществляется в соответствии с требованиями изданных на федеральном уровне нормативных актов и настоящим постановлением.
1.2. Руководитель объекта планирует и организует выполнение комплекса мероприятий по защите объекта и несет персональную ответственность за состояние его безопасности.
1.3. Руководитель объекта на основании паспорта безопасности и в соответствии с требованиями действующего законодательства для обеспечения физической охраны и технической защиты объекта обеспечивает размещение государственного заказа по выбору организации на оказание услуг по охране объекта города Москвы (далее - Исполнитель).
1.4. Перед приемкой объекта под охрану данный объект подлежит обследованию со стороны Исполнителя.
2. Порядок обследования объекта при приеме под охрану.
2.1. Обследование объекта - изучение на месте состояния, характеристик и особенностей объекта для определения и разработки исполнителем организационно-технических рекомендаций по охране с учетом стоимостных ограничений и требований руководства объекта (далее - Заказчика).
2.2. Целью обследования объекта является:
2.2.1. Определение необходимого времени, материальных средств, людских ресурсов, позволяющих провести подготовительную работу по приему объекта под охрану.
2.2.2. Определение и разработка комплекса мероприятий и технических предложений по организации охраны объекта, обеспечивающих достаточную безопасность.
2.3. Результаты обследования объекта оформляются актом, подписанным представителями Заказчика и представителями Исполнителя.
Акт обследования составляется в 2-х экземплярах. 1-й экземпляр акта остается у Заказчика для реализации выработанных Исполнителем рекомендаций, 2-й экземпляр - у Исполнителя.
2.4. Отказ Заказчика от выполнения рекомендаций Исполнителя по охране объекта должен оговариваться в акте обследования и подтверждаться подписью Заказчика.
2.5. Подготовка объекта к обследованию Заказчиком должна включать:
выделение представителей для совместного с Исполнителем обследования объекта и подготовки рабочей документации;
проведение инструктажа своего представителя;
разъяснение представителю Исполнителя порядка обследования объекта и согласование с ним предварительной даты и времени работы.
2.6. Обследование объекта Исполнителем производится в следующей последовательности:
2.6.1. Определение необходимых задач, решение которых требуется для организации надежной системы охраны объекта.
2.6.2. Изучение схемы объекта и определение:
расположения объекта на местности (привязки к близлежащим улицам и домам);
занимаемой площади;
конфигурации периметра, его общей протяженности и протяженности линейных участков (участков прямой видимости);
количества административных и производственных зданий, отдельно стоящих складских помещений, вспомогательных и других строений, их размеры по периметру, этажность, наличия подвальных и чердачных помещений;
наличия в черте режимной зоны объекта жилых домов, предприятий, учреждений, организаций, строений, не принадлежащих Заказчику;
наличия смежных строений;
рисков возможного финансового, экономического и т.п. ущерба от несанкционированного проникновения на объект;
аварийной безопасности.
2.6.3. Проверка инженерно-технической укрепленности сооружений периметра и установление:
вида и состояния внешнего ограждения;
состояния инженерных средств охраны;
уязвимых мест;
работоспособности технических средств охраны (далее - ТСО);
наличия контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП), ворот, калиток.
2.6.4. Изучение территории объекта и определение:
количества, размеров, состояния и расположения открытых площадок для хранения ценностей, автостоянок, мест складирования материальных средств.
2.6.5. Проверка зданий, помещений и определение:
уязвимости элементов строительных конструкций (окон, дверей, люков, наличия металлических решеток, запирающих устройств, замков, ТСО и т.д.);
помещений, разделенных на группы в соответствии с их назначением, стоимостью и количеством охраняемых предметов;
режима работы объекта, наличия ограничения доступа в отдельные здания или помещения;
наличия арендаторов;
наличия противопожарного оборудования и средств пожаротушения.
2.6.6. После оценки характеристик и особенностей объекта следует провести проверку состояния и обеспеченности сотрудников охраны необходимыми условиями и средствами для выполнения договорных обязательств:
наличия необходимой документации, определяющей пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте;
наличия оборудованного помещения для приема пищи и отдыха сотрудников охраны;
наличия доступа сотрудников охраны к местам общего пользования;
соответствия дислокации постов охраны местам хранения ценностей;
состояния и технической оснащенности КПП;
количества и состояния запасных ворот, калиток;
наличия досмотровых площадок.
3. Порядок приема объекта под о
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.