Екатеринбург |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А71-3522/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (правопреемник Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики; далее - управление, фонд, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А71-3522/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания суда кассационной инстанции от фонда в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн" (далее - общество, ООО "ЭкоЛайн", страхователь) с заявлением о взыскании 17 256 руб. 41 коп. убытков, образовавшихся в результате незаконной выплаты страховой пенсии работнику Вахрамееву Алексею Геннадьевичу (далее - Вахрамеев А.Г.) за период с 01.04.2017 по 31.12.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Вахрамеев А.Г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.08.2019 заявленные требования удовлетворены. С общества в пользу управления взыскано 17 256 руб. 41 коп. убытков.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает, что право на индексацию пенсии имеют только неработающие пенсионеры. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности осуществляется органом Пенсионного фонда ежемесячно на основании отчетов, представляемых работодателями, по форме СЗВ-М. Если на основании указанных отчетов установлен факт прекращения пенсионером трудовой деятельности, органом пенсионного расчет индексации и выплата пенсии производится фондом в увеличенном размере.
Управление в кассационной жалобе указывает на то, что, являясь страхователем, ООО "ЭкоЛайн" в феврале 2017 года не представлено сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за январь 2017 года в отношении Вахрамеева А.Г., что послужило основанием в соответствии с частью 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) в марте 2017 года вынести решение о выплате страховой пенсии Вахрамееву А.Г. с учетом индексации с 01.04.2017 года (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ). Обществом 28.11.2018 представлены в управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М в отношении Вахрамеева А.Г. за январь 2017 года, с нарушением установленного законом срока; согласно сведениям Вахрамеев А.Г. в январе 2017 года не прекращал работать в ООО "ЭкоЛайн". Несвоевременное представление обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Вахрамеева А.Г. за январь 2017 года повлекло за собой причинение ущерба бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 17 256 руб. 41 коп.
Заявитель жалобы считает, что в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поскольку излишняя выплата сумм страховой пенсии одному работающему в ООО "ЭкоЛайн" пенсионеру явилась следствием непредставления страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учета в отношении данного работающего пенсионера, необходимых для определения размера пенсии, представление которых входит исключительно в обязанности работодателя, обществу надлежит возместить причиненный ущерб в указанной сумме.
В жалобе фонд выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что сведения за февраль 2017 года и последующие периоды, в том числе, на Вахрамеева А.Г. - работника ООО "ЭкоЛайн" предоставлялись в установленный законом срок, следовательно, на момент принятия решения об индексации пенсии Пенсионный фонд располагал сведениями о застрахованном лице - пенсионере Вахрамееве А.Г. фактически не прекратившем осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии.
Управление считает, что факт работы Вахрамеева А.Г. в феврале 2017 года не означает работу в январе 2017 года и не указывает на непрерывность трудовой деятельности застрахованного лица, поскольку при отсутствии сведений от работодателя по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2017 года пенсионер считается уволенным, а при поступлении сведений за отчетный период февраль 2017 года - возобновившим работу. Указывает, что у Пенсионного фонда отсутствуют полномочия и обязанность по проверке факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы каким-либо иным способом, не предусмотренным действующим законодательством. Полагает, что законодательством не установлена обязанность по сопоставлению отчетности за разные периоды. Так как индивидуальные сведения за январь 2017 года ответчиком до 28.11.2018 не представлены, у фонда отсутствовали основания для пересмотра решений об увеличении сумм страховой пенсии, вынесенных за спорный период.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что получение отчета по форме СЗВ-М за февраль 2017 года и последующие месяцы, из которых следовало, что пенсионер осуществляет трудовую деятельность, обоснованно расценено как возобновление работы, которое не влияет в соответствии с частью 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ на сумму проведенной на момент такого возобновления индексации. При этом, не получив сведений о работающем пенсионере - Вахрамееве А.Г. за январь 2017 не позднее 15-го февраля 2017 года, фонд признал его неработающим. В марте 2017 года (месяц, следующий за месяцем, в котором должны быть предоставлены сведения за январь 2017 года) принято решение об индексации получаемой пенсии. С апреля 2017 года (месяц, следующий за месяцем, в котором вынесено решение) стали производится дополнительные выплаты. Получив отчет по форме СЗВ-М за январь 2017 года в ноябре 2018 года, в соответствии с частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в декабре 2018 года (месяц, следующий за месяцем, в котором получены сведения) управлением принято решение, в котором пересмотрено вынесенное решение об увеличении пенсионных выплат, с 01.01.2019 (месяц, следующий за месяцем, в котором было вынесено решение) прекратило дополнительные выплаты работающему пенсионеру. Указывает на то, что спорные выплаты произведены с учетом установленных статьями 26 и 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ сроков.
Фонд считает, что в соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда РФ сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ). Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, представленные обществом 14.03.2017, внесены на лицевой счет Вахрамеева А.Г. 12.04.2017. Решение об индексации пенсии управление приняло 23.03.2017, выплата пенсии с учетом индексации произведена с 01.04.2017, то есть до истечения срока на обработку индивидуальных сведений за февраль 2017 года. Управление не располагало информацией о работе Вахрамеева А.Г. в феврале 2017 года и не могло знать о факте работы до момента загрузки таких сведений на лицевой счет Вахрамеева А.Г. Полагает несостоятельным вывод суда о том, что на момент принятия решения об индексации пенсии фонд располагал информацией о фактическом прекращении Вахрамеевым А.Г. осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации пенсии с 01.04.2017.
Заявитель в жалобе приводит довод о необоснованном выводе суда об отсутствии причинно-следственной связи между действиями учреждения по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М и причиненным фонду ущербом, ссылаясь на часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, где указано на то, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период. При этом частью 2 статьи 28 названного Федерального закона установлена ответственность за несвоевременное представление указанных сведений, а именно - виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб. В данном случае непредставление обществом в установленный срок индивидуальных сведений в отношении Вахрамеева А.Г. за январь 2017 года привело к возникновению излишней выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты). Считает, что отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении заявления управления о взыскании с общества "ЭкоЛайн" в размере 17 256 руб. 41 коп. убытков и отмена решения суда первой инстанции являются незаконными.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что, являясь работающим пенсионером с размером пенсии без индексаций на 01.02.2017 - 8 440 руб. 99 коп, управлением не производилась Вахрамееву А.Г. индексация выплачиваемой ему пенсии по старости.
В феврале 2017 года страхователь не представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Вахрамеева А.Г. за январь 2017 года, в связи с чем в соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ последний учтен в системе персонифицированного учета как неработающий пенсионер.
В порядке части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ и на основании части 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ фондом в марте 2017 вынесено решение о выплате страховой пенсии Вахрамееву А.Г. с учетом индексации с 01.04.2017; выплата пенсии Вахрамееву А.Г. в сумме 9 260 руб. 56 коп. осуществлялась с этой даты.
ООО "ЭкоЛайн" 28.11.2018 представлены в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Вахрамеева А.Г. за январь 2017 года, из которых следует, что в январе 2017 года Вахрамеев А.Г. продолжал работать у общества, соответственно, не имел права на получение с апреля 2017 года по декабрь 2018 года страховой пенсии, с учетом индексации фиксированной выплаты к ней и корректировки размера пенсии.
Несвоевременное предоставление обществом достоверной информации о работающем пенсионере, послужило для излишней выплате из средств Пенсионного фонда Российской Федерации суммы страховой пенсии в размере 17 256 руб. 41 коп.
Поскольку в добровольном порядке ООО "ЭкоЛайн" названная сумма не возмещена, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества убытков в сумме 17 256 руб. 41 коп. в связи с предоставлением недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника Вахрамеева А.Г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что, поскольку факт предоставления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Вахрамеева А.Г. подтвержден материалами дела, виновные лица должны возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания с него убытков.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя убытков и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, а также размер понесенных убытков.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 названного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частей 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 названного закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 данного закона, выплачиваются в размере, исчисленном согласно названного законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 указанного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 данного закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, установленном частями 1-3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
Исходя из указанных выше норм, в случае если сведения о конкретном застрахованном лице (являющимся получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и, соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии согласно части 10 статьи 18 названного закона, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
С 01.01.2016 согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ) факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
С 01.04.2016 вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом N 385-ФЗ, в Федеральный закон N 27-ФЗ, где в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017), страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым согласно с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчетности увеличен с 10-го до 15-го числа месяца. Указанные изменения согласно статье 24 названного закона вступили в силу с 01.01.2017.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Федеральным законом N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению ущерба привели его виновные действия.
Частью 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружена соответствующая ошибка.
На основании части 5 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом приведенных норм права, на страхователя возложена обязанность возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством, в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренные частью 5 статьи 26 Федерального закона N 400-ФЗ, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения по форме СЗВ-М обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовым договорам или заключивших договоры гражданско-правового характера.
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ обязанность по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов проверки, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года, в том, числе, на Вахрамеева А.Г. представлены страхователем в Пенсионный фонд с нарушением срока - 28.11.2018 и приняты фондом; в связи с отсутствием сведений на указанного работника в спорный период за период с 01.04.2017 по 31.12.2018 произведена управлением индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Вахрамеева А.Г.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку факт предоставления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Вахрамеева А.Г. подтвержден материалами дела, общество, как виновное лицо, должно возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб.
Установив, что сведения на Вахрамеева А.Г. за февраль 2017 года и последующие периоды ООО "ЭкоЛайн" предоставлялись в установленный законом срок управлению, суд апелляционной инстанции между тем, обоснованно заключил, что на момент принятия решения об индексации пенсии фонд располагал сведениями о застрахованном лице - пенсионере Вахрамееве А.Г., фактически не прекратившим осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии.
С учетом установленного, оцененного в совокупности, апелляционный суд правомерно посчитал, что фонд не лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, однако, после представления предпринимателем сведений за февраль 2017 года, когда оснований для выплаты индексации не имелось, управлением принято решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованному лицу.
Суд апелляционной инстанции верно заключил, что фактически фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.04.2017 по 31.12.2018 в силу положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, однако, указанной возможностью не воспользовался. Между тем, получив от страхователя 28.11.2018 сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года, выплата пенсии с учетом индексации управлением не прекращена, которая производилась до 31.12.2018.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон, в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания с него убытков.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа фонду в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующие спорные правоотношения. По существу доводы направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, выводов апелляционного суда не опровергают. Оснований для переоценки установленных ими фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств, выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены апелляционным судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А71-3522/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции верно заключил, что фактически фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.04.2017 по 31.12.2018 в силу положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, однако, указанной возможностью не воспользовался. Между тем, получив от страхователя 28.11.2018 сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года, выплата пенсии с учетом индексации управлением не прекращена, которая производилась до 31.12.2018."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2020 г. N Ф09-1444/20 по делу N А71-3522/2019