Екатеринбург |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А71-18911/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационный жалобы общества с ограниченной ответственностью ТПК "ВОСТОК-РЕСУРС" (далее - общество ТПК "ВОСТОК-РЕСУРС", ответчик), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", ответчик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А71-18911/2017 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2020 судебное заседание отложено на 11.06.2020 (ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Удмуртской Республики прибыли представители:
общества ТПК "ВОСТОК-РЕСУРС" - Мурашов М.О. (доверенность от 31.12.2019 N 1);
открытого акционерного общества "РЖД"- Ткачева Н.В. (доверенность от 24.05.2018).
В Арбитражный суд Уральского округа явился представитель общества с ограниченной ответственностью "Фактор" (далее - общество "Фактор, истец)" - Григорьев А.С. (адвокат, удостоверение).
Общество "Фактор" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с общества ТПК "Восток-Ресурс" 979 252 руб. 94 коп. убытков в связи с имевшим место 13.05.2017 повреждением железнодорожных вагонов N 60496940, 60496833.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.01.2018 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.08.2018 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество "РЖД".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец просит взыскать с ответчиков 979 252 руб. 94 коп. ущерба.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением от 02.12.2019 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 решение суда отменено. Иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество ТПК "Восток-Ресурс" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что причиной схода вагона и их повреждений явилось неудовлетворительное содержание железнодорожных путей, указывает, что соответствующих доказательств материалы дела не содержат. По мнению ответчика, акт первичного расследования от 13.05.2017 и протокол разбора у начальника железнодорожной станции Ува-1 от 17.05.2017 являются ненадлежащими доказательствами по делу, поскольку данные документы противоречат друг другу, содержат недостоверные сведения. Как полагает заявитель, между действием/бездействием ответчика отсутствует причинно-следственная связь в причинении убытков истцу. Общество ТПК "Восток-Ресурс" не согласно также с размером убытков. Заявитель считает, что суд необоснованно не принял во внимание заключение эксперта, указывает, что согласно выводам судебно-строительной экспертизы техническое состояние подъездного пути ответчика по состоянию на 13.05.2017 соответствовало техническим требованиям и установленными нормам содержания и эксплуатации железнодорожных путей.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель полагает не доказанным факт нарушения обществом "РЖД" норм безопасной эксплуатации
путей необщего пользования, а также вины ответчикам в причинении ущерба, указывает на наличие вины общества ТПК "Восток-Ресурс" в причинении ущерба. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами проведенной по делу судебной экспертизы, считает заключение экспертов ненадлежащим доказательством по делу.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит кассационную жалобу общества ТПК "Восток-Ресурс" оставить без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.05.2017 в 16 ч. 00 мин. при подаче 9 порожних вагонов под погрузку группой из 35 вагонов на путь необщего пользования ответчика (общество ТПК "Восток-Ресурс"), примыкающий к станции Ува-1, произошел сход 5 груженых вагонов. Группа из 35 вагонов состояла из 9 порожних платформ в адрес ответчика 1, в середине состава 15 вагонов, груженых щебнем в адрес пути необщего пользования ГУП УР "Удмуртавтодор", при тепловозе 11 вагонов, груженых лесом, выведенных с пути необщего пользования ответчика.
В сходе с 14 по 18 вагон с хвоста маневрового состава - вагоны, груженые щебнем в адрес ГУП УР "Удмуртавтодор" (N 54036801, 68078906, 60496940, 60496833, 60502937). Вагоны с 14 по 17 - сход всеми колесными парами, 18 вагон - сход первой колесной парой по ходу движения маневрового
состава.
В соответствии с протоколом разбора (совещания) у начальника железнодорожной станции Ува-1 от 17.05.2017, причиной схода явилось уширение колеи пути и сплошная гнилость шпал.
Вагоны N 60496940, 60496833 в результате схода всеми колесными парами повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта. Виновным в сходе вагонов признано общество ТПК "Восток-Ресурс", на которого возложено возмещение расходов на ремонт поврежденных вагонов, действия работников общества "РЖД" признаны верными.
Общество ТПК "Восток-Ресурс" является владельцем спорного железнодорожного пути на основании договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 5/54 от 15.10.2012.
По факту повреждения вагонов 13.05.2017 составлены акты N 33, 34 с указанием первого ответчика в качестве организации, повредившей вагоны.
Причина повреждения: нарушение п. 4 инструкции по текущему содержанию пути ЦП-774. Вагоны направлены для ремонта в ТОР ВЧДэ-Агрыз.
Истец является арендатором спорных вагонов по договору аренды вагонов N 185/18-03 от 01.07.2014.
В соответствии с п. 4.2.3 договора арендатор в период аренды вагонов за свой счет и по своим договорам производит оплату текущего отцепочного и безотцепочного ремонта вагонов. Транспортировка к месту ремонта и из ремонта при забраковке вагонов в ремонт производится арендатором за свой счет, при этом арендная плата на период проведения текущего ремонта начисляется.
Между обществом "Фактор" (заказчик) и обществом "РЖД" (подрядчик) заключен договор от 08.06.2017 на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузового вагона.
Общая стоимость ремонта спорных вагонов с учетом их транспортировки
составила 691 252 руб. 94 коп.
Кроме того в период неисправности вагонов истцом оплачена арендная плата за их пользование в размере 288 000 руб., в отсутствие исключений из общего правила внесения арендной платы по договору аренды вагонов N 185/18-03 от 01.07.2014, исходя системного толкования п. 3.3., 4.2.3., 4.2.4. договора, которую истец также просит взыскать.
Таким образом, общий размер убытков, понесенных истцом в связи с повреждением спорных вагонов, составил 979 252 руб. 94 коп.
Истец направил в адрес общества ТПК "Восток- Ресурс" претензию от 28.08.2017 с требованием возместить убытки в добровольном порядке, которая была оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском к обществу ТПК "Восток- Ресурс", обществу "РЖД" о взыскании 979 252 руб. 94 коп. убытков, 29 377 руб. 50 коп. судебных издержек.
Удовлетворяя иск, апелляционный суд исходил из следующего.
На основании п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков
(пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности, в том числе: акты общей формы от 25.03.2014 N 721, от 21.04.2014 N 1019, акты о повреждении вагона от 24.03.2014 N 19, от 20.04.2014 N 27-30, протоколы совещаний у начальника станции Вожой от 25.03.2014, 21.04.2014; учитывая привлечение первого ответчика к административной ответственности 26.06.2017 за необеспечение безопасных условий для работы маневровой бригады и установления факта дефектности деревянных шпал железнодорожных путей не общего пользования; принимая во внимание выводы экспертов, изложенные в экспертном заключении, суды установили, что причиной схода вагонов и их повреждения явилось ненадлежащее содержание обществом ТПК "Восток- Ресурс" железнодорожных путей и нарушение обществом "РЖД" положений договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 15.10.2012 N 5/54, заключенного между ответчиками.
Доказательства отсутствия вины ответчиков в причинении убытков истцу
или влияния других факторов на их образование в материалы дела не представлены (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Каждым из ответчиков не доказано отсутствие своей вины, наступление негативных последствий исключительно по вине другого ответчика.
Согласно статье 1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.
Установив доказанность всей совокупности условий, необходимой для взыскания убытков, с учетом установления равной вины ответчиков, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск.
Судебные издержки взысканы правомерно (ст. 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителей о несогласии с выводами экспертов отклоняются.
Судами дана оценка заключению экспертов на предмет его достоверности, достаточности в совокупности с иными доказательствам в соответствии со ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и названное заключение на основании такой оценки признано судами полным, достоверным и обоснованным.
Иные доводы заявителей не опровергают выводы суда о доказанности совокупности условий, необходимой для взыскания убытков, сводятся к переоценке доказательств и сделанных судом на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А71-18911/2017 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью ТПК "ВОСТОК-РЕСУРС", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
...
Согласно статье 1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2020 г. N Ф09-5767/18 по делу N А71-18911/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5767/18
15.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5767/18
12.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4085/18
16.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5767/18
22.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4085/18
28.08.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-18911/17
29.08.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5767/18
08.05.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4085/18
19.01.2018 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-18911/17