Екатеринбург |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А50-26381/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Ященок Т.П., Токмаковой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мкоян Н.С., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - общество "Регион", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.11.2019 по делу N А50-26381/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыл представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) - Леонтьев А.А. (доверенность от 09.01.2020 N 2);
в Арбитражный суд Уральского округа прибыл представитель общества "Регион" - Новоселов В.С. (доверенность от 01.07.2019).
Общество "Регион" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания управления от 23.07.2019 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "НК РегионПермСтрой" (далее - общество "НК РегионПермСтрой").
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Березники, общество "НК РегионПермСтрой".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество "Регион" просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов судов материалам дела, а также нарушение судами норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что антимонопольный орган необоснованно установил в действиях аукционной комиссии, признавшей заявку общества соответствующей требованиям аукционной документации, признаки нарушений части 2 статьи 69, пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Заявитель жалобы полагает, что представленный им договор субподряда от 20.09.2016 N 20/09-001/2016 подтверждает наличие опыта и соответствует установленным дополнительным требованиям, поскольку в рамках названного договора обществом исполнены необходимые виды работ, которые соответствуют видам работ, установленным государственным заказчиком в техническом задании.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа оснований для их отмены не находит.
При рассмотрении спора судами установлено, что 10.06.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок Администрацией города Березники размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0156300046619000215) и конкурсная документация на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство водовода на участке от врезки в деревню Новожилово до микрорайона "З" с начальной (максимальной) ценой контракта 15 144 873 руб. 79 коп.
На участие в конкурсе поступило две заявки: общества "Регион" и общества "НК РегионПермСтрой", которые согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.07.2019 обе признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем аукциона признан заявитель.
Не согласившись с решением аукционной комиссии общество "НК РегионПермСтрой" обратилось в управление с жалобой на действия заказчика.
При рассмотрении жалобы антимонопольный орган пришел к выводу, что вторая часть заявки победителя аукциона не соответствовала требованиям Закона о контрактной системе.
Решением антимонопольного органа от 23.07.2019 жалоба общества "НК РегионПермСтрой" признана обоснованной, в действиях аукционной комиссии выявлено нарушение требований части 2 статьи 69, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
На основании указанного решения заказчику выдано предписание от 23.07.2019 об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола подведения итогов от 11.07.2019; рассмотрения вторых частей заявок повторно с учетом требований Закона о закупках и решения по жалобе общества "НК РегионПермСтрой" от 23.07.2019; опубликования соответствующей информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок; обеспечения возможности исполнения пункта 1 данного предписания. В предписании установлен срок для его исполнения до 12.08.2019.
Аукционной комиссией с учетом решения управления от 23.07.2019 по жалобе общества "НК РегионПермСтрой" 29.07.2019 принято решение об отмене протокола подведения итогов аукциона от 11.07.2019 и повторном рассмотрении вторых частей заявок участников закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.08.2019 заявка общества "Регион" признана несоответствующей требованиям, установленным документацией, заявка общества "НК РегионПермСтрой" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе 16.08.2019 с обществом "НК РегионПермСтрой" заключен муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство водовода на участке от врезки в деревню Новожилово до микрорайона "З".
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество "Регион" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием совокупности условий, необходимых для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
Как следует из материалов дела, спорным обстоятельством в рассматриваемом деле является соответствие второй части аукционной заявки заявителя дополнительным требованиям о наличии опыта работы.
Требования к содержанию второй части заявки установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупкам.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к названному постановлению.
Пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Согласно подпункту 5 пункта 2 Раздела 8 информационной карты аукционной документации вторая часть заявки должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в пункте 4 раздела 6: копию исполненного контракта (договора); копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 данной статьи, не допускается.
Судами установлено, что в составе второй части аукционной заявки заявитель - общество "Регион" (ИНН 0236013353) в качестве подтверждения наличия опыта, связанного с предметом контракта, представило договор субподряда от 20.09.2016 N 20/09-001/2016 на выполнение работ по строительству объекта: "Газификация д. Калиновка Красноуфимского района Свердловской области" на сумму 11 212 573 98 руб., заключенный с генподрядчиком - обществом "Регион" (ИНН 6619012933); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2017, выданное Отделу ЖКХ Администрации муниципального образования Красноуфимский округ.
По мнению антимонопольного органа, указанные документы подтверждают опыт иного лица - генподрядчика (общество "Регион", ИНН 6619012933), в связи с чем вторая часть заявки заявителя не соответствовала требованиям аукционной документации.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке главы 7 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что представленные документы не свидетельствуют о наличии у общества "Регион" (ИНН 0236013353) опыта по строительству линейного объекта, поскольку лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства самого линейного объекта в целом (опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, исполнению гарантийных обязательств по объекту).
На основании технических заданий судами установлено, что часть работ по строительству объекта ("Газификация д. Калиновка Красноуфимского района Свердловской области") в рамках муниципального контракта от 08.09.2016 N Ф.2016.248434, заключенного между обществом "Регион" (ИНН 6619012933) и отделом ЖКХ Администрации муниципального образования Красноуфимский округ, выполнена генподрядчиком - обществом "Регион" (ИНН 6619012933), в том числе обеспечение приемки законченного строительством объекта заказчиком, государственными инспекторами Ростехнадзора и Госстройнадзора, ответственным лицом строительного контроля и эксплуатирующей организации открытого акционерного общества "Уральские газовые сети" с предоставлением исполнительной документации.
Кроме того, исходя из пояснений представителя Администрации города Березники, документы, представленные заявителем в составе второй части заявки, не содержали договора, заключенного между Администрацией муниципального образования Красноуфимский округ и обществом "Регион" (ИНН 6619012933), а также актов выполненных работ по договору субподряда от 20.09.2016 N 20/09-001/2016.
При таких обстоятельствах выводы управления о том, что аукционной комиссией при проведении электронного аукциона допущены нарушения положений части 2 статьи 69, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившиеся в незаконном признании заявки общества "Регион" соответствующей требованиям аукционной документации, являются обоснованными.
Таким образом, суды правильно признали, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют закону; нарушения законных прав и интересов заявителя, которые подлежат восстановлению, отсутствуют.
Юридические факты, имеющие значение для разрешения данного спора, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм процессуального права. Всем доводам общества "Регион", в том числе тем, которые повторно изложены в кассационной жалобе, судами с достаточно мотивированным обоснованием дана надлежащая оценка в обжалуемых судебных актах.
Положениями главы 35 АПК РФ не предусмотрены полномочия суда кассационной инстанции по установлению иных фактических обстоятельств дела и переоценке доказательств.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.11.2019 по делу N А50-26381/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.