Екатеринбург |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А71-17134/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Рябовой С.Э., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство сельского хозяйства и продовольствия) и Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Министерство финансов) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А71-17134/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном онлайн, приняли участие представители:
сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар" (далее - СПК "Коммунар") - Терентьева Ю.В. (доверенность от 01.06.2020);
Министерства сельского хозяйства и продовольствия - Гараева Э.Ф. (доверенность от 13.03.2020);
Министерства финансов - Походина Н.В. (доверенность от 10.09.2020).
СПК "Коммунар" обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики о взыскании за счет казны Удмуртской Республики 2 500 000 руб. убытков, образовавшихся в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.03.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 решение суда отменено, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства и продовольствия просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что в рассматриваемом случае основания для предоставления СПК "Коммунар" субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники отсутствовали, поскольку в силу пункта 6 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 (в редакции от 16.07.2018), для целей предоставления субсидии договор купли-продажи должен был быть заключен в отчетном финансовом году или до 15 апреля текущего финансового года, то есть в 2018 г. или до 15 апреля 2019 г., однако договора купли-продажи заключен истцом в 2017 г. Кроме того, заявитель полагает, что размер убытков, предъявленный к взысканию, неправомерно рассчитан истцом исходя из 30 % от фактически понесенных расходов на приобретение техники. По его мнению, судами не учтено в соответствии с пунктом 10 Положения о предоставлении субсидии (в редакции от 16.07.2018) размер предоставляемой субсидии на технику составляет 20 процентов понесенных затрат на приобретение техники.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Согласно доводам заявителя, судом не учтено, что исполнение обязательств по предоставлению субсидий в соответствии с Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на соответствующий год. Вместе с тем документы на предоставление субсидии поданы истцом лишь в 2019 г. Кроме того, по мнению заявителя, предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства. Также заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции не исследовал вопрос о соблюдении истцом установленным законом требованиям для предоставления субсидии, отмечает, что согласно Положению о предоставлении субсидии соответствующие предприятия и организации агропромышленного комплекса не должны иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности перед бюджетом Удмуртской Республики.
В отзывах на кассационные жалобы СПК "Коммунар" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что между СПК "Коммунар" и обществом с ограниченной ответственностью фирма "Интерпартнер заключен договора от 18.07.2017 N 902-П/СХТ-12 на приобретение трактора сельскохозяйственного колесного VERSATILE 2375 по цене 11 540 217 руб. 10 коп.
Платежным поручением от 12.09.2017 N 1112 указанная сумма перечислена на расчетный счет поставщика в полном объеме.
На передачу товара составлены универсальный передаточный документ и акт приема-передачи от 25.06.2017.
Согласно техническому паспорту производителем указанного трактора VERSATILE 2375 является общество с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш", Россия, год производства - 2017, мощность двигателя - 375 лошадиных сил, предыдущий собственник - общество фирма "Интерпартнер".
На официальном интернет-сайте завода "Ростсельмаш" опубликована информация о дилерах, в том числе о дилере ООО фирма "Интерпартнер" в Удмуртской Республике (https://rostselmash.com/purchase/dealers/).
СПК "Коммунар", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, 13.06.2019 обратился в Министерство с заявкой о предоставления субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники на основании Положения о предоставлении субсидии.
Уведомлением от 16.08.2019 N 03810-02/2 Министерство отказало заявителю в предоставлении субсидии, ссылаясь на то, что техника приобретена и оплачена истцом в 2017 г., при этом в силу подпункта 1 пункта 6 Положения в редакции от 16.07.2018 субсидия на технику предоставляется заявителю, если договоры купли-продажи техники заключены и техника оплачена в полном объеме, отгружены и получена в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
СПК "Коммунар", указывая на наличие убытков в виде недополученной субсидии, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Истец указывал на то, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 вступило в законную силу 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение о субсидии изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018. Истец приобрел сельскохозяйственную технику в 2017 году и в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией имел право обратиться за субсидией как в 2018 г., так и в 2019 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Министерства в предоставлении субсидии истцу является правомерным, поскольку согласно Положению о предоставлении субсидии в редакции от 16.07.2018 для получения субсидии на основании документов, составленных в 2017 году, истцу следовало подать заявку в 2018 году.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с государственной программой Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидии (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185) указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику предоставляются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются, в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска) и до даты приобретения прошло более трех лет.
В соответствии с пунктом 10 Положения субсидия предоставляется тракторы сельскохозяйственные мощностью от 150 лошадиных сил и выше.
На основании пункта 13 Положения субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения (в частности, на тракторы сельскохозяйственные мощностью двигателя более 300 лошадиных сил в размере не более 2 500 000 руб.).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса".
Согласно пункту 6 Положения (в редакции от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 26 Положения (в редакции от 16.07.2018) основанием для отказа в предоставлении субсидии является в том числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.
На момент обращения истца с заявкой о получении субсидии действовало Положение в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило нарушение подпункта 1 пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, согласно которому субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи техники заключены, а приобретенная техника оплачена в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Ранее действовавшая редакция Положения о субсидии предусматривала, что субсидия предоставляется на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
СПК "Коммунар", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, 13.06.2019 обратился за предоставлением субсидии на возмещение части затрат на приобретенную в 2017 г. сельскохозяйственную технику.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией Положения заявитель имел возможность получить субсидию на технику, приобретенную до 15.04.2019, приобретенную в 2018 году (отчетном финансовому году), приобретенную в 2017 году (в году, предшествующему отчетному финансовому году).
Приобретая в июле 2017 года сельскохозяйственную технику, истец исходил именно из этого порядка предоставления субсидии.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, которое изменило порядок предоставления субсидии, в том числе исключив возможность получения субсидии на технику, приобретенную в году, предшествующему отчетному финансовому году, было опубликовано на сайте www.udmurt.ru 18.07.2018.
При этом, как установлено судом и не оспаривается Министерством, прием заявок на получение субсидий осуществлялся им в 2018 году в период с 23 июля по 31 августа.
В результате истец оказался лишенным права на получение субсидии, на которую он мог обоснованно рассчитывать, приобретая и оплачивая сельскохозяйственную технику в июле - сентябре 2017 года.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2018 по делу N 3а-176/2018 пункты 6, 8, 9 Положение о субсидии в редакции от 16.07.2018 признаны соответствующими требованиям закона.
Однако, оставляя решение Верховного Суда Удмуртской Республики без изменения, Верховный Суд Российской Федерации со ссылкой на часть 3 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части своего определения от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 указал, что истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, в результате которого приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.
Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).
В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
С учетом изложенного, учитывая толкование пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.
В этом случае порядок обращения истца за субсидией является соблюденным.
Следовательно, отказ Министерства в предоставлении субсидии кооперативу не правомерен.
Кроме того, Удмуртским УФАС России Правительству Удмуртской Республики выдано предупреждение, которым установлено, что действия распорядителя субсидии привели или могут привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники сельхозтоваропроизводителям. Предупреждение признано соответствующим действующему законодательству (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2020 по делу N А71-20476/2018).
На основании изложенного следует признать, что суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда, как принятое без учета вышеизложенных обстоятельств, и удовлетворил исковые требования.
Довод Министерства финансов предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, подлежит отклонению. Предоставление субсидии в соответствии с принятым нормативным правовым актом является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации, произвольный отказ в исполнении которого является недопустимым.
Довод Министерства финансов о том, что суд апелляционной инстанции не исследовал вопрос о соблюдении истцом установленным законом требованиям для предоставления субсидии, в частности требований об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности перед бюджетом Удмуртской Республики, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку доводов о наличии вышеуказанных обстоятельств при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций не приводилось и доказательств в их подтверждение не представлялось, в связи с чем они не были предметом исследования судов. Кроме того, данные обстоятельства не являлись основанием отказа в предоставлении субсидии заявителю. В силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Иные доводы, изложенные заявителями в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления апелляционного суда (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А71-17134/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и Министерства финансов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
С учетом изложенного, учитывая толкование пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.
В этом случае порядок обращения истца за субсидией является соблюденным.
Следовательно, отказ Министерства в предоставлении субсидии кооперативу не правомерен.
Кроме того, Удмуртским УФАС России Правительству Удмуртской Республики выдано предупреждение, которым установлено, что действия распорядителя субсидии привели или могут привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники сельхозтоваропроизводителям. Предупреждение признано соответствующим действующему законодательству (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2020 по делу N А71-20476/2018)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф09-5463/20 по делу N А71-17134/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5463/20
15.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3799/20
02.03.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-17134/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-17134/19