Екатеринбург |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А60-69534/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Суспициной Л. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - министерство, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2020 по делу N А60-69534/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель министерства - Жумагулова Ж.Т. (доверенность от 10.01.2019 N 12-04-01/57).
Общество с ограниченной ответственностью "Выйский деревообрабатывающий комбинат" (далее - общество "Выйский Док", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к министерству о признании незаконными отказов, оформленных письмами от 18.10.2019 N 12-01-82/17848, от 23.10.2019 N 12-01-82/18128, от 29.10.2019 N12-0182/18649, в принятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 24.04.2008 N 91; об обязании повторно принять лесные декларации и выдать их в соответствии с приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2020 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными отказы министерства в принятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 24.04.2008 N 91, оформленные письмами от 18.10.2019 N 12-01-82/17848, от 23.10.2019 N12-01-82/18128, от 29.10.2019 N 12-0182/18649.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель указывает, что неоплата обществом "Выйский Док" арендной платы явилась основанием для подачи министерством иска по делу N А60-48477/2018, по результатам рассмотрения которого решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2019 по делу N А60-48477/2018 исковые требования министерства о расторжении договоров аренды удовлетворены. При этом ссылаясь на положения статей 71, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель настаивает на том, что в случае неисполнения арендатором обязанности по внесению арендной платы он мог использовать возможности ограничения права на изъятие лесных ресурсов, в том числе при приеме лесных деклараций. Кроме того, по мнению заявителя, административный регламент, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641, может применяться только в условиях отсутствия очевидного отклонения действий участников гражданского оборота от добросовестного поведения. При этом ответчик ссылается на разъяснения, изложенные в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", и настаивает на том, что действия по приостановлению исполнения встречных обязательств в отношении недобросовестного арендатора являются законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Между министерством (правопреемник - Департамент лесного хозяйства Свердловской области, арендодатель) и обществом "Выйский Док" (арендатор) 24.04.2008 был заключен договор аренды лесного участка N 91, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.10.2008 за N 66-66-02/147/2008-257, по которому арендатору был предоставлен лесной участок для заготовки древесины общей площадью 38510,0 га, имеет: Местоположение Свердловская область, Нижне-Тагильское лесничество (бывший Нижне-Тагильский лесхоз) Городское участковое лесничество Городской участок кварталы 1, 2, 5-11, 15, 17-19, 21-26, 30-33, 38, 40, 41, 47-51, 56, 59-61, 64, 95, 143, 146, 147, 175, 176, 178, 180, 182, 183, 192, 193, 200, 201, 203, 212, 213, 218, 222, 229-231 площадью 10391,0 га; Николо-Павловское лесничество Николо-Павловский участок кварталы 51, 53, 106, 107, 110-112, 114, 115, 117, 122, 123, 127, 138, 139, 158, 159, 162, 163, 170, 171, 188 площадью 2369,0 га; Николо-Павловское участковое лесничество Черноисточинский участок кварталы 2, 9, 10, 15, 21. 22, 24, 32, 33, 35, 45, 47, 48, 59, 60, 65, 71, 72, 82-86, 88, 89, 91, 95-98, 107-110, 120-123, 127, 132-134, 149, 158, 162, 170, 172, 175, 178 площадью 5681,0 га; Уральское участковое лесничеством Уральский участок кварталы И, 12, 15, 16, 18, 20, 30, 37, 38, 45-53, 57, 59-66, 68-81, 83-88, 90-93, 129, 142, 152, 153, 156, 157, 164, 170, 171, 178, 185, 195, 196, 202-205, 211-218, 220-222, 229238, 242-252, 255-266, 274, 277-283, 285, 289, 290, 294, 296-301, 311, 313-318, 320, 325, 326, 331-335, 345-351, 353, 355, 356, 367-370, 377, 380-382, 385, 388, 396-399 площадью 20069,0 га.
Данный участок был предоставлен в целях заготовки древесины. Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации договора 10.10.2008 на 49 лет. Кадастровый номер лесного участка: 66:19:0000000:309.
В соответствии с пунктом 4 договора аренды арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к настоящему договору.
Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду обществу "Выйский ДОК" по договору аренды от 24.04.2008 N 91, для заготовки древесины на землях лесного фонда Нижне-Тагильского лесничества Свердловской области, разработанный на 10 лет до 31.12.2028, прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 24.09.2019 N 1268-Э.
Конкурсный управляющий общества "Выйский ДОК" Лихачев Андрей Викторович, действующий на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2019 по делу N А60-45654/2018, обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с заявлением о принятии лесных деклараций N 91-1, 91-2, 91-3, 91-4, 91-5, 91-6, 91-7 за 2019 год.
Письмами от 18.10.2019 N 12-01-82/17848, от 23.10.2019 N 12-01-82/18128, от 29.10.2019 N 12-01-82/18649, ответчик отказал в принятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 24.04.2008 N 91.
Не согласившись с указанными отказами, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Так, лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 Порядка).
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов (пункт 3).
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме с обоснованием отказа (пункт 6).
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
Регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1 Регламента).
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, которыми являются несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
Судами установлено и следует из материалов дела, что единственным основанием для отказа в приеме лесных деклараций общества "Выйский Док" явилось наличие задолженности за использование лесов.
Поскольку такого основания для отказа в приеме лесной декларации, как наличие задолженности, действующее законодательство не содержит, отказ министерства в приеме представленных обществом "Выйский Док" лесных деклараций признан судами незаконным и необоснованным, а также нарушающим права и законные интересы общества "Выйский Док" как арендатора лесного участка.
Наличие задолженности по арендной плате влечет иные правовые последствия и позволяют арендодателю воспользоваться способами защиты нарушенного права, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Между тем, поскольку решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2019 по делу N А60-48477/2018 договор аренды от 24.04.2008 N 91 расторгнут, суд первой инстанции отказал в части возложения на ответчика обязанности принять лесные декларации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании изложенных выше норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2020 по делу N А60-69534/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
...
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Между тем, поскольку решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2019 по делу N А60-48477/2018 договор аренды от 24.04.2008 N 91 расторгнут, суд первой инстанции отказал в части возложения на ответчика обязанности принять лесные декларации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2020 г. N Ф09-5506/20 по делу N А60-69534/2019