Екатеринбург |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А47-2606/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Сирота Е.Г., рассмотрел кассационную жалобу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Оренбургский областной медицинский колледж" (далее - учреждение "ООМК", колледж, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2020 по делу N А47-2606/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к учреждению "ООМК" о взыскании долга по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций в сумме 40 926 руб. 34 коп. за период с сентября по ноябрь 2019.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2020, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Колледж просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель указывает, что судами нижестоящих инстанций необоснованно не приняты доводы ответчика о нарушении обществом "Оренбург Водоканал" порядка отбора проб сточных вод; представленные истцом результаты их исследования неправомерно положены судами в основу выводов о наличии оснований для взыскания долга. Учреждение "ООМК" полагает, что колодец, из которого осуществлялась проба (нижний контрольный колодец по улице Ленинской), не отвечает требованиям контрольного колодца, содержащимся в абзаце седьмом пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В материалы дела обществом "Оренбург Водоканал" представлен мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты в силе, кассационную жалобе - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов кассатора.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Оренбург Водоканал" (организация ВКХ) и учреждением "ООМК" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.12.2018 N 554/9-р/N 277.
В соответствии с пунктом 1 договора организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации определяются в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 1 (пункт 2 договора).
В соответствии с подпунктом "р" пункта 12 договора истец обязан осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В силу подпункта "т" пункта 14 договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Организация ВКХ не позднее 15 минут до проведения обследования и (или) отбора проб, оповещает абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (пункт 24 договора).
В приложении N 5 к договору сторонами согласованы контрольные канализационные колодцы.
Из материалов дела следует, что истец уведомил ответчика о предстоящем 31.07.2019 с 11 час. 15 мин. до 12 час. 00 мин. проведении проверки качественного состава сточных вод, поступающих в систему городской канализации от объекта, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Ленинская, д. 25, о чем имеется соответствующая отметка ответчика о получении.
Представители в указанное время не были допущены на территорию ответчика к контрольным канализационным колодцам для планового отбора проб сточных вод, в связи с чем отбор проб сточных вод осуществлялся в соответствии с пунктом 24 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
Истцом произведен отбор проб сточных вод в первых доступных колодцах от выпусков с объекта за территорией абонента, составлены акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от 31.07.2019 N 499/07, от 31.07.2019 N 500/07 об отборе проб N 1334, N 1333 (л.д. 31-34).
Названные акты содержат указание на точку отбора пробы (КК-1, КК-2), номер пробы (1334, 1335), объем отобранной пробы (0,5 дм3 x 2,0, 1,0 дм3 x 2,0, 0,1дм3 x 4,0, 0,5дм3 x 1,0, 1,0 дм3 x 1,0), вид, материал тары (стекло, пластик) и определяемые показатели.
Из актов следует, что отбор проб производился путем опускания ручного пробоотборника в контрольный канализационный колодец и забора пробы сточных вод из лотка данного колодца (выпускной трубы) в турбулентном проточном потоке на прямолинейном участке лотка контрольного колодца при отсутствии подпора; смешивание сточных вод абонента со сточными водами иных абонентов не происходило.
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод).
По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы от 06.08.2019 N 1561, от 06.08.2019 N 1562 результатов исследований проб.
На основании анализа проб сточных вод истцом установлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в связи с чем ответчик произвел расчет платы за превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в размере 16 847 руб. 71 коп. и выставил счет-фактуру от 30.09.2019 N 25382 на оплату долга за сентябрь 2019 года на указанную сумму.
Также 18.10.2019 сотрудниками истца в присутствии представителя ответчика на объекте по ул. Ленинская, д. 25, проведен отбор проб сточных вод из согласованных ККК, о чем составлены акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от 18.10.2019 N 226/10, от 18.10.2019 N 227/10 об отборе проб N 2081, 2080.
Названные акты содержат указание на точку отбора пробы (КК-1, КК-2), номер пробы (2081, 2080), объем отобранной пробы (0,5дм3 x 1,0, 0,5дм3 x 1,0, 0,1дм3 x 1,0, 0,1дм3 x 1,0), вид, материал тары (стекло, пластик) и определяемые показатели.
Из актов следует, что отбор проб производился путем опускания ручного пробоотборника в контрольный канализационный колодец и забора пробы сточных вод из лотка данного колодца (выпускной трубы) в турбулентном проточном потоке на прямолинейном участке лотка контрольного колодца при отсутствии подпора; смешивание сточных вод абонента со сточными водами иных абонентов не происходило.
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод).
По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы от 24.10.2019 N 2521, от 24.10.2019 N 2520 результатов исследований проб.
На основании анализа проб сточных вод истцом установлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в связи с чем ответчик произвел расчет платы за превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в размере 24 078 руб. 63 коп. и выставил счета-фактуры от 31.10.2019 N 26645 и от 30.11.2019 N 27962 на уплату задолженности.
Общая сумма долга за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года по расчету истца составила 40 926 руб. 34 коп.
Общество "Оренбург Водоканал" направило в адрес ответчика претензию с требованием уплатить задолженность, которая оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Оренбург Водоканал" в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в отводимых в систему канализации сточных водах, а также наличия в них загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения. При этом процедура взятия истцом проб сточных вод признана судом соответствующей нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами N 644, Правилами N 525 (действовавшими в спорный период).
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункту 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены данными Правилами.
В силу подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Абонент, в свою очередь, имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, осуществлять параллельный отбор проб (подпункт "б" пункта 37 Правил N 644).
В случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123 данных Правил.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, в частности акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, протоколы результатов исследований проб, суды установили факт превышения ответчиком нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, в связи с чем, признав соблюденной истцом установленную процедуру отбора проб, пришли к обоснованному выводу о правомерности требований.
Результаты отбора проб сточных вод и исходные данные, положенные в основу расчета платы, Колледжем документально не опровергнуты (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами обеих инстанций отмечено, что абонент был уведомлен о дате, времени и месте проведения отбора проб, однако в нарушение положений подпункта "в" пункта 20 Правил N 525, доступ для отбора проб сточных вод 31.07.2019 последним предоставлен не был, в связи с чем истец отобрал пробы за территорией абонента, в первом доступном колодце на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента, что не противоречит пункту 24 Правил N 525.
Соответствующая отметка о недопуске представителей истца к месту отбора проб сделана в актах отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от 31.07.2019 N 499/07, от 31.07.2019 N 500/07.
18.10.2019 отбор проб производился из ККК N 1 и ККК N 2, согласованных сторонами в договоре холодного водоснабжения и водоотведения от 25.12.2018 N 554/9-р/N277, в присутствии ответчика.
Ответчиком вышеуказанные обстоятельства не оспорены, факт недопуска представителей истца для отбора проб не опровергнут, доказательств ошибочности места отбора проб при отсутствии допуска к ККК N 1 и N 2 не представлено.
Таким образом, изучив и проанализировав представленные истцом акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от 31.07.2019 N 499/07, от 31.07.2019 N 500/07, от 18.10.2019 N 226/10, от 18.10.2019 N 227/10, суды не установили оснований для их критической оценки, признав соблюденной истцом процедуру отбора проб.
Суд округа отмечает, что Правилами N 525 (пункт 29) предусматривается право абонента произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ.
Однако абонент по своему усмотрению 31.07.2019 не воспользовался правом отобрать и исследовать параллельные пробы, а 18.10.2019, несмотря на взятие параллельных проб, результаты их анализа по содержанию загрязняющих веществ в материалы деле не представил, чем по своей воле лишил себя эффективного способа защиты (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В этой связи суды правомерно исходили из результатов исследования проб, отобранных истцом.
Таким образом, удовлетворяя заявленный иск, суды исходили из совокупности установленных по делу обстоятельств и доказанности материалами дела исковых требований, а также из отсутствия надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих об ином (статьи 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя на нарушение истцом порядка отбора проб сточных вод с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления судом округа отклоняется как документально не подтвержденная.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы также отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, и сводятся лишь к иной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2020 по делу N А47-2606/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Оренбургский областной медицинский колледж" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Абонент, в свою очередь, имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, осуществлять параллельный отбор проб (подпункт "б" пункта 37 Правил N 644).
В случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123 данных Правил."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2020 г. N Ф09-6240/20 по делу N А47-2606/2020