Екатеринбург |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А60-61570/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2020 по делу N А60-61570/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Заявителя - Черний М.В (доверенность от 26.10.2020 N 1194-10, диплом),
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - ТФОМС Свердловской области) - Семенов И.Ю. (доверенность от 02.12.2019 N 59),
Министерства здравоохранения Свердловской области - Склямина Н.Н. (доверенность от 30.12.2019 N 12-91, диплом),
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - комиссия, заинтересованное лицо) о признании недействительным протокола от 30.07.2019 N 8 в части подпункта 12 пункта 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ТФОМС Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, СМК "Астрамед", общество с ограниченной ответственностью "СМК "УГМК-Медицина", общество с ограниченной ответственностью "Урал-Рецепт М", акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-мед", общество с ограниченной ответственностью "ВТБ МС" в лице Свердловского филиала общества с ограниченной ответственностью "ВТБ МС".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что судами неправильно применены нормы материального права, не выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Считает неверным и не основанным на законе и обстоятельствах дела вывод судов о том, что решения комиссии в части увеличения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС не могут носить ретроспективный характер. Отмечает, что исполнение бюджета территориального фонда ОМС не может быть безусловным обстоятельством, означающим невозможность исполнения обязательств по выделению медицинскому учреждению сверх установленных средств ОМС. Подробно позиция учреждения изложена в кассационной жалобе.
Министерство здравоохранения Свердловской области представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что 30.07.2019 комиссией принято решение об отклонении заявки учреждения на оплату 144 случаев оказания медицинской помощи по круглосуточному стационару за 2018 год в связи с перевыполнением в Свердловской области установленных объемов медицинской помощи на 2018 год (протокол заседания Комиссии N 8 от 30.07.2019, подпункт 12 пунтка 2).
Не согласившись с обозначенным протокол в указанной части, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признании недействительным оспариваемого протокола.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из совокупного толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 20, статьи 36, пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), следует, что медицинское учреждение, включенное в территориальную программу обязательного медицинского страхования, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Вместе с тем, как верно указано судами, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, осуществляется в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательного медицинского страхования, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 139 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом министерства здравоохранения России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила) объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона N 326-ФЗ в случае превышения установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Частью 10 статьи 36 данного закона установлено, что объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 данной статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
В силу положений части 13 статьи 36 рассматриваемого закона, реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется, в том числе, с учетом условий соглашения о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключенного в соответствии с частью 6 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ).
Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2017 N 1006-ПП "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утверждена территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2018 год.
На заседании комиссии 27.12.2017 учреждению распределены объемы на 2018 год в количестве 5322 госпитализации, с учетом обращения последнего объем предоставления медицинской помощи скорректирован в сторону увеличения на 274 случая госпитализации.
Судами установлено, что доказательств неверного распределения Комиссией объема медицинской помощи в 2018 году, с учетом повышения заболеваемости, или увеличения тарифов на оплату медицинской помощи, или увеличения количества застрахованных лиц и (или) изменение их структуры по полу и возрасту, учреждением в материалы дела не представлено.
Судами также верно отмечено со ссылкой на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, что решения комиссии по распределению объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования не могут носить ретроспективных характер, поскольку определят показатели на текущий год по каждому участнику территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Увеличение объема оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования без учета критериев, поименованных в пункте 8 Положения и фактической ситуации оказания услуг другими участниками территориальной программы обязательного медицинского страхования, не может являться основанием для признания решения комиссии не соответствующим Закону N 326-ФЗ и Закону N 323-ФЗ.
Суды, исследовав имеющиеся в деле доказательства, фактические обстоятельства и доводы сторон в порядке стать 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что комиссия с соблюдением установленных действующим законодательством требований увеличивала для заявителя объемы медицинской помощи на 2018 год - все случаи неотложной помощи, оказанные с превышением утвержденных объемов на 2018 год, были разрешены комиссией для принятия к оплате, 144 случая плановых (то есть регулируемых) госпитализаций был отклонен в связи с отсутствием средства бюджета фонда на соответствующий бюджетный год и превышением ранее установленных лимитов, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований учреждения.
Суд округа отмечает, что отказ комиссии в увеличении объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, являющийся предметом рассмотрения в настоящем споре, не лишает заявителя возможности использования иных процессуальных методов для возмещения случаев оказания медицинской помощи по круглосуточному стационару за 2018 год в связи с перевыполнением в Свердловской области установленных объемов медицинской помощи.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
Кроме того, указанные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судом округа.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 АПК РФ, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2020 по делу N А60-61570/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" Министерства здравоохранения Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений части 13 статьи 36 рассматриваемого закона, реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется, в том числе, с учетом условий соглашения о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключенного в соответствии с частью 6 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ).
...
Судами также верно отмечено со ссылкой на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, что решения комиссии по распределению объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования не могут носить ретроспективных характер, поскольку определят показатели на текущий год по каждому участнику территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Увеличение объема оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования без учета критериев, поименованных в пункте 8 Положения и фактической ситуации оказания услуг другими участниками территориальной программы обязательного медицинского страхования, не может являться основанием для признания решения комиссии не соответствующим Закону N 326-ФЗ и Закону N 323-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 октября 2020 г. N Ф09-4859/20 по делу N А60-61570/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4859/20
09.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4543/20
21.02.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-61570/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-61570/19