Екатеринбург |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А71-14845/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республики (далее - истец, фонд, Управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.02.2020 по делу N А71-14845/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Устиновского районного суда города Ижевска, принял участие представитель публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ответчик, общество, страхователь) - Мерзлякова Н.Н. (доверенность от 01.05.2020).
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу в лице филиала "Удмуртэнерго" о взыскании 16 648 руб. 19 коп. ущерба.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена Никифорова Т.В.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.02.2020 (судья Лиуконен М.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 (судьи Голубцов В.Г., Риб Л.Х., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что излишнее начисление пенсии произошло по вине общества, не выполнившего обязанность, возложенную него статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу общество в лице филиала "Удмуртэнерго" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, Никифорова Т.В. является работающим у ответчика пенсионером.
Страхователем не представлены в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Никифоровой Т.В. за июнь 2017 года, в результате чего и в соответствии с частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, последняя учтена в системе персонифицированного учета как неработающий пенсионер.
В порядке части 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях") истцом 31.07.2017 вынесено решение N 1/В о выплате страховой пенсии Никифоровой Т.В. с учетом индексации за июнь 2017 года в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В электронном виде от ответчика 12.11.2018 получены дополнительные сведения о застрахованных лицах за июнь 2017 года, в соответствии с которыми уточнено, что Никифорова Т.В. являлась работающим пенсионером у ответчика в июне 2017 года.
В связи с не предоставлением ответчиком достоверной информации о работающем пенсионере Никифоровой Т.В., и представлении информации за июнь 2017 года только в ноябре 2018 года, из средств Пенсионного фонда Российской Федерации излишне выплачена сумма страховой пенсии за период с 01.09.2017 по 31.12.2018 в размере 16 648 руб. 19 коп.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком данная сумма Пенсионному фонду Российской Федерации не возмещена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пенсий с учетом индексации.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 ФЗ "О страховых пенсиях", имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях").
В части 4 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
В части 7 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 ФЗ "О страховых пенсиях", и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
Согласно пункту 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 ФЗ "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 88 Правил N 885н).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, в том, числе на Никифорову Т.В. 12.11.2018 представлены страхователем в фонд; в связи с отсутствием сведений на указанного работника в спорный период Управлением на основании решения от 31.07.2017 N 1/В произведена индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Никифоровой Т.В. за период с 01.08.2017 по 31.12.2018.
Сведения на Никифорову Т.В. за июль 2017 года, август 2017 года ответчиком предоставлялись в установленный законом срок.
При этом страхователем были своевременно представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения по форме РСВ-1 за полугодие 2017 года, в которых содержались сведения о всех работниках общества, в т.ч. о Никифоровой Т.В.
Таким образом, на момент принятия решения об индексации пенсий фонд располагал сведениями о застрахованном лице - пенсионере Никифоровой Т.В., как фактически не прекратившей осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации фондом получаемой Никифоровой Т.В. пенсии с 01.08.2017.
С учетом изложенных обстоятельств, суды обоснованно заключили, что Управление не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за июль 2017 года и последующие периоды принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, однако, после представления ответчиком сведений за июль 2017 года и последующие периоды, когда оснований для выплаты индексации не имелось, фондом такое решение принято не было.
Таким образом, фактически фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.09.2017 в силу положений частей 6 и 7 статьи 26.1 ФЗ Закона "О страховых пенсиях" и пунктов 86, 88 и 90 Правил N 885н, однако, указанной возможностью не воспользовался. Между тем, получив от страхователя 12.11.2018 сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, выплата пенсии с учетом индексации управлением не была прекращена, производилась до 31.12.2018.
Истец не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица (отчетность по форме РСВ-1 за полугодие 2017 года), никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М.
С учетом изложенного, суды не усмотрели причинно-следственной связи между действиями страхователя и причиненным вредом в виде выплаченных фондом сумм индексаций размера пенсии.
Доводы фонда о том, что непредставление сведений на Никифорову Т.В. за июнь 2017 года и представление отчетов по форме СЗВ-М за июль, август 2017 года и последующие периоды следует расценивать как возобновление работы после прекращения трудовой деятельности, отклонены судами правомерно, поскольку, как указал суд апелляционной инстанции, опровергаются представленными в дело доказательствами.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.02.2020 по делу N А71-14845/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республики без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сведения на Никифорову Т.В. за июль 2017 года, август 2017 года ответчиком предоставлялись в установленный законом срок.
При этом страхователем были своевременно представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения по форме РСВ-1 за полугодие 2017 года, в которых содержались сведения о всех работниках общества, в т.ч. о Никифоровой Т.В.
Таким образом, на момент принятия решения об индексации пенсий фонд располагал сведениями о застрахованном лице - пенсионере Никифоровой Т.В., как фактически не прекратившей осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации фондом получаемой Никифоровой Т.В. пенсии с 01.08.2017.
С учетом изложенных обстоятельств, суды обоснованно заключили, что Управление не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за июль 2017 года и последующие периоды принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, однако, после представления ответчиком сведений за июль 2017 года и последующие периоды, когда оснований для выплаты индексации не имелось, фондом такое решение принято не было.
Таким образом, фактически фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.09.2017 в силу положений частей 6 и 7 статьи 26.1 ФЗ Закона "О страховых пенсиях" и пунктов 86, 88 и 90 Правил N 885н, однако, указанной возможностью не воспользовался. Между тем, получив от страхователя 12.11.2018 сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, выплата пенсии с учетом индексации управлением не была прекращена, производилась до 31.12.2018."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф09-5578/20 по делу N А71-14845/2019