Екатеринбург |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А50-916/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Полуяновой Е.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу администрации Свердловского района города Перми (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.03.2020 по делу N А50-916/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, в связи с чем председательствующим судьей объявлено о прерывании видеоконференц-связи и рассмотрении дела в обычном режиме.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Индивидуальный предприниматель Елкина Олеся Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации от 17.12.2019 N 059-39-01-01-663 "О принудительном демонтаже вывесок" в части включения настенной конструкции, расположенной по адресу:
г. Пермь, пр. Комсомольский, 68, в Перечень вывесок, не приведенных в соответствие Стандартным требованиям к вывескам, утвержденным решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми, о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы" (далее - Перечень), и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории города Перми, подлежащих принудительному демонтажу, перемещению, хранению.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.03.2020 требования заявителя удовлетворены полностью, распоряжение администрации в оспариваемой части признано недействительным, как не соответствующее Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265 (далее - Правила).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что с момента официального опубликования распоряжения до момента его отмены заявитель не прекращал предпринимательской деятельности, следовательно, права и законные интересы заявителя не нарушены, никаких действий по демонтажу в отношении вывески заявителя не производились.
Кроме того, администрация указывает, что суды не приняли во внимание то, что на момент рассмотрения заявления спорная вывеска не приведена в соответствие Стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации, утвержденным решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265, не зафиксирована в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), следовательно, подлежит принудительному демонтажу, как не соответствующая Правилам.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание на то, что на момент вынесения решения суда распоряжение от 17.12.2019 N 059-39-01-01-663 уже было актуализировано в части исключения спорной конструкции из Перечня вывесок, подлежащих демонтажу; считает, что распоряжение в актуализированной редакции не могло создать для заявителя каких-либо ограничений в его предпринимательской деятельности, нарушить его права и интересы.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, должностным лицом администрации по результатам осмотра территории и здания организации кафе "Кофе СИТИ" по адресу г. Пермь, пр. Комсомольский, 68, в котором предпринимательскую деятельность осуществляет заявитель, составлен акт от 20.12.2019 N 164 планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в границах Свердловского района города Перми.
До составления акта, администрацией вынесено распоряжение от 17.12.2019 N 059-39-01-01-663, которым принадлежащая предпринимателю вывеска на вышеуказанном здании включена в перечень подлежащих принудительному демонтажу, перемещению, хранению.
14.01.2020 по указанному адресу явились представители организации для демонтажа вывески, размещенной на фасаде здания, предъявив акт планового (рейдового) осмотра земельных участков от 20.12.2019 N 164, со ссылкой на то, что демонтаж осуществляется на основании распоряжения от 17.12.2019 N 059-39-01-01-663, в соответствии с утвержденным Перечнем.
Полагая, что указанное распоряжение, в части включения вывески, принадлежащей заявителю в Перечень, не соответствует законодательству, а также нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о несоответствии распоряжения в оспариваемой части нормам действующего законодательства.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265 утверждены Правила благоустройства территории города Перми.
В разделе XI Правил закреплены требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений, к размещению информации на территории города, в том числе установке указателей с наименование улиц и номерами домов (зданий), вывесок.
Согласно пункту 11.4.3.1 Правил вывески, размещаемые на фасадах, архитектурно-конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, должны соответствовать Стандартным требованиям, установленным приложением 3 к Правилам, либо колерному паспорту, согласованному в установленном порядке, за исключением визуальных устройств и средств информации, используемых для маломобильных групп населения (инвалидов).
Вывески, не соответствующие Стандартным требованиям, установленным Правилами, и не зафиксированные в колерном паспорте, подлежат приведению в соответствие требованиям к размещению вывесок, указанным в подпункте 11.4.3.1 Правил (далее - требования к вывескам), или демонтажу силами и за счет средств владельца вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельца здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска.
Приведение вывески в соответствие требованиям к вывескам осуществляется в течение 10 рабочих дней после дня получения лицом, указанным в абзаце первом настоящего подпункта, предупреждения, направленного должностным лицом территориального органа администрации города Перми, уполномоченным на осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил (пункт 11.4.3.2 Правил).
В соответствии с пунктом 11.4.3.3 Правил в случае неприведения вывески в соответствие требованиям к вывескам лицами, указанными в подпункте 11.4.3.2 настоящего раздела, вывеска подлежит демонтажу в соответствии с Порядком выявления и демонтажа вывесок, не приведенных в соответствие Стандартным требованиям и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории города Перми, утвержденным приложением 4 к Правилам, с последующей оплатой демонтажа, перемещения, хранения владельцем вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельцем здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении.
Таким образом, Стандартные требования, а также Порядок выявления и демонтажа вывесок, не приведенных в соответствие Стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории города Перми (далее - Порядок) установлены нормативным правовым актом органа местного самоуправления и подлежат обязательному применению.
Пунктом 3 Порядка установлено, что выявление вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется уполномоченными должностными лицами территориальных органов администрации города Перми (далее - должностное лицо) в соответствии с Административным регламентом по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Перми, утвержденным правовым актом администрации города Перми.
Организация демонтажа, перемещения, хранения, транспортирования и утилизации вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется территориальным органом администрации города Перми (далее - территориальный орган). Демонтаж, перемещение, хранение, транспортирование и утилизация вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляются муниципальным учреждением, подведомственным функциональному органу администрации города Перми, осуществляющему функции в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми, исполняющим функции собственника по содержанию и сохранению имущества муниципальной казны города Перми (далее - муниципальное учреждение) (пункт 4 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка должностное лицо при обследовании территории выявляет вывески, не соответствующие установленным требованиям. В день выявления такой вывески должностное лицо составляет акт проверки. В акте проверки отражается факт выявления вывески, не соответствующей установленным требованиям. Не позднее рабочего дня, следующего за днем составления акта проверки, должностное лицо направляет владельцу вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельцу здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска, не соответствующая установленным требованиям, предупреждение о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям с указанием срока. Срок для добровольного приведения выявленной вывески установленным требованиям составляет 10 рабочих дней после дня получения предупреждения (пункт 6 Порядка).
Вывески, не соответствующие установленным требованиям, подлежат учету. Учет вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется территориальными органами посредством включения сведений о таких вывесках в Реестр вывесок, подлежащих принудительному демонтажу (далее - Реестр), в течение 10 рабочих дней после дня выявления (пункт 8 Порядка).
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что территориальный орган в течение 3 рабочих дней после дня окончания срока, предусмотренного на добровольное приведение вывески в соответствие установленным требованиям, осуществляет проверку исполнения предупреждения, указанного в пункте 6 Порядка.
В случае установления факта неисполнения предупреждения, указанного в пункте 6 Порядка, территориальный орган составляет акт проверки, в котором отражается факт его неисполнения (пункт 12 Порядка). На основании акта проверки, указанного в пункте 12 Порядка, территориальным органом осуществляется организация принудительного демонтажа вывески, не соответствующей установленным требованиям. Для организации принудительного демонтажа руководитель территориального органа издает правовой акт о принудительном демонтаже вывески за счет средств бюджета города Перми (пункт 13 Порядка).
При рассмотрении дела судами установлено отсутствие доказательств составления и направления предпринимателю акта проверки выявления вывески, не соответствующей установленным требованиям, предупреждения о добровольном приведении вывески, а также составление акта проверки исполнения предупреждения.
Кроме того, судами установлено, что акт планового (рейдового) осмотра составлен 20.12.2020, т.е. после даты вынесения оспариваемого распоряжения - 17.12.2019, что свидетельствует о несоблюдении требований, установленных в правилах.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о недоказанности администрацией факта соблюдения установленных требований при принятии оспариваемого распоряжения и обоснованность включения спорного объекта в Перечень.
При вынесении решения, судами также учтено признание ответчиком факта ошибочного включения настенной конструкции, расположенной по адресу: г. Пермь, проспект Комсомольский, 68, в Перечень вывесок, подлежащих демонтажу.
Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требований предпринимателя о признании недействительным распоряжения администрации в оспариваемой части.
Отклоняя доводы администрации о том, что отмена распоряжения в оспариваемой части исключает нарушение прав и законных интересов предпринимателя, суды правомерно отметили, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения от 17.12.2019 оно нарушало права и законные интересы заявителя. То, что с момента официального опубликования распоряжения от 17.12.2019 N 059-39-01-01-663 до момента его отмены, заявитель не прекращал предпринимательской деятельности, не говорит о том, что распоряжение не действовало и, как следствие, прав и законных интересов заявителя не нарушало. К тому же судами установлено, что 14.01.2020 на основании распоряжения от 17.12.2019 N 059-39-01-01-663 была предпринята попытка принудительного демонтажа спорной вывески.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 АПК РФ имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.03.2020 по делу N А50-916/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Свердловского района города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.