Екатеринбург |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А50-6300/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кангина А.В. рассмотрел в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2020 по делу N А50-6300/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по указанному делу.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2020 N 12274 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод судов о допустимости применения температурного режима, утвержденного для центрального теплового пункта (далее - ЦТП), при определении качества поставленного ресурса на границе балансовой принадлежности с многоквартирным домом (в точке поставки), поскольку, по его мнению, судами не учтено, что температурный график разработан не в отношении многоквартирного дома по ул. Луначарского в г. Перми, а для зоны теплоснабжения 95-70 работы после ЦТП и регулирования отпуска тепла на выходе из ЦТП; между ЦТП и многоквартирным домом имеются тепловые сети, на которых неизбежно возникают потери тепловой энергии, учитываемые при формировании температурных графиков.
Общество считает неверным вывод судов о нарушении им температурного режима на границе эксплуатационной ответственности с многоквартирным домом, так как полагает, что судами не учтены установленные в пункте 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, пункте 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, допустимые нормативные отклонения в размере не более +/- 3% от температурного графика.
Кроме того, общество отмечает, что нарушение качества отопления возникло после границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения; обеспечение подачи нормативной температуры воздуха в спорных помещениях возможны только путем устранения недостатков во внутридомовой инженерной системе; лицом, ответственным за содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей, является управляющая компания.
В жалобе также указано на ошибочность вывода судов о нарушении обществом температурного режима подачи горячей воды, поскольку суды не применили положения пункта 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и неверно определили границы ответственности ресурсоснабжающей организации за качество предоставляемых коммунальных ресурсов.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит в удовлетворении требования общества об отмене решения и постановления арбитражных судов отказать, оспариваемое постановление оставить без изменения, ссылаясь на доказанность состава правонарушения и соблюдение порядка производства по делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на неё.
Судами установлено, что 18.12.2019 в 13 ч 00 мин. инспекцией на основании распоряжения от 16.12.2019 N 12274 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества в многоквартирных домах N 35 и N 23 по ул. Луначарского г. Перми, по результатам которой выявлено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (акт проверки от 18.12.2019 N 12274) с учетом следующих обстоятельств.
В многоквартирном доме N 35 по ул. Луначарского г. Перми в жилой комнате (угловой) квартиры N 11 температура воздуха составляет +20 °C; в жилой комнате (угловой) квартиры N 7 температура воздуха составляет +19 °C. Замер температуры произведен термометром контактным цифровым ТК-5.04. На вводе в дом температура ресурса по отоплению составляет +54,7 °C. Согласно температурному графику (независимая система) на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха -6 °C температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +58 °C. Показания сняты с общедомового прибора учета ТСРВ 034.
В многоквартирном доме N 23 по ул. Луначарского г. Перми во вспомогательном помещении (ванной комнате) квартиры N 65 температура горячего водоснабжения в точке водоразбора после трехминутного пропуска составляет +56 °C (при норме не менее +60 °C). Температура горячего водоснабжения на вводе в дом составляет +58 °C. Замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.04.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом пунктов 5, 15 Приложения N 1 Правил N 354, пункта 4.4 ГОСТ 30494-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен в действие Приказом Госстандарта от 12.07.2012 N 191-ст); пунктов 5.2.1, 5.2.3, 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 - Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (далее - ГВС).
Административным органом в отношении общества составлен протокол от 27.01.2020 N 12274 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, и вынесено постановление от 12.02.2020 N 12274 о привлечении его к административной ответственности по указанной статье с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Проверив законность и обоснованность названного постановления по заявлению общества, суд первой инстанции сделал выводы о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и о соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд счел выводы суда первой инстанции правильными.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункт 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354 установлена нормативная температура воздуха в жилых помещениях не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°С (в угловых комнатах - +22°С); допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C); снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами (пункт 5.2.3 Правил N 170).
Пунктом 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
На основании пункта 5 Приложения N 1 Правил N 354 должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Пунктом 5.3.1 Правил N 170 также предусмотрено, что качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60°С и не выше +75°С. Аналогичные требования к качеству горячей воды указаны в пункте 5.3.1 Правил N 170.
Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09).
В силу подпункта "а" пункта 149 Правил N 354 ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг несет исполнитель.
В соответствии с пунктами 2, 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В связи с отсутствием акта разграничения балансовой принадлежности границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, является внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пункт 103 Правил N 354 в рассматриваемом деле применению не подлежит, поскольку регламентирует изменение ресурсоснабжающей организацией размера платы за коммунальную услугу.
Правила, утвержденные приказами Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 и от 19.06.2003 N 229, правомерно не учтены судами при разрешении спора, так как отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, урегулированы Правилами N 354, которые устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Исследовав и оценив материалы дела в порядке, предусмотренном положениями главы 7 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о доказанности административным органом факта нарушения обществом нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами (акт проверки от 18.12.2019 N 12274).
Данный вывод основан на правильном применении судами норм материального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и заявителем не опровергнут.
Доводы общества о том, что нарушение качества отопления возникло после границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, в связи с чем ответственность должна нести управляющая компания, отклоняются судом округа как противоречащие фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Административным органом зафиксировано нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами на вводе в жилой дом, поэтому нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжающей организации - общества как организации, обеспечивающей предоставление коммунальных услуг по отоплению и допустившей нарушения в своей зоне ответственности.
Довод общества о том, что им соблюден температурный график на выходе из ЦТП в данном случае не имеет правового значения, поскольку в соответствии с действующим законодательством температурный режим должен быть соблюден на входе в объект, в который поставляется теплоресурс, то есть в зоне балансовой ответственности заявителя.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Поскольку установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства, суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, правомерно указали на доказанность вины общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, суды правильно установили наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Судами также верно отмечено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Мера ответственности, назначенная обществу в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ, является справедливой и обоснованной.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного нарушения суды не усмотрели.
С учетом изложенного оснований для отмены оспариваемого ненормативного акта административного органа не имеется. Следовательно, суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе заявитель не приводит иных доводов, которые не были бы проверены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы существенное значение, а также влияли на законность и обоснованность судебных актов по данному делу.
Юридические факты, имеющие значение для разрешения данного спора, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм процессуального права, в связи с этим у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление арбитражных судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2020 по делу N А50-6300/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.