Екатеринбург |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А60-66182/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е. А., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2020 по делу N А60-66182/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации Щербаков С.В. (доверенность от 30.12.2019 N 967-93/2019).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление) от 30.10.2019 N 066/01/18.1-3509/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - общество).
Решением суда первой инстанции от 14.02.2020 (судья Ремезова Н.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что из текста жалобы общества, поданной в Управление, а также письма общества от 31.07.2019 N 6 не следует, что просьба о продаже права на заключение аренды земельного участка связана с жилищным строительством, в названных документах указан только вид разрешенного использования земельного участка. В связи с этим, Администрация полагает, что названное письмо общества нельзя рассматривать как заявление о проведении аукциона, так как оно не соответствует требованиям ни Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569 (далее - Административный регламент), ни Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Администрация отмечает, что общество должно было подать заявление о проведении аукциона по форме согласно Приложению N 3 к Административному регламенту.
В связи с этим Администрация считает, что в рассматриваемом случае не нарушены положения подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, абзаца 2 пункта 1 статьи 7, абзаца 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество 31.07.2019 обратилось в Администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0106001:139 площадью 7 597 кв. м, с видом разрешенного использования "для многоэтажной застройки", расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, в районе дома N 21, находящегося в муниципальной собственности
Рассмотрев названное обращение, Администрация направила в адрес общества ответ от 03.10.2019 о невозможности организации аукциона на основании подпункта 5.1 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ до установления границ защитной зоны объекта культурного наследия, который расположен на земельном участке, примыкающем к испрашиваемому участку с северо-восточной стороны, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Общество, полагая, что в действиях (бездействии) Администрации при осуществлении процедуры, включенной в пункт 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 (далее - Перечень N 403), имеется нарушение порядка и сроков принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка, обратилось в Управление с жалобой от 22.10.2019.
По итогам рассмотрения жалобы комиссией Управления 30.10.2019 принято решение, согласно которому жалоба общества признана обоснованной, уполномоченный орган в лице Администрации признан нарушившим абзац 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента, что выразилось в бездействии относительно уведомления общества о принятии заявления, а также подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента, что выразилось в нарушении срока принятия решения об отказе в проведении аукциона. Названным решением Управления Главе городского округа Первоуральск указано на необходимость явиться или обеспечить ознакомление с данным решением должностного лица, ответственного за направление уведомления о принятии заявления общества, а также должностного лица, ответственного за рассмотрение заявления общества и принятие решения, их явку на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Администрации надлежит представить документы и сведения в отношении Главы/ответственного должностного лица, поименованные в пункте 5 резолютивной части решения.
Поскольку Администрацией на момент рассмотрения жалобы уже было принято решение по результатам рассмотрения заявления общества, Управление решило не выдавать предписание.
Полагая, что названное решение Управления недействительно, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
К процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство согласно пункту 14 Перечня N 403 относится организация и проведение аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Антимонопольный орган в силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ рассматривает жалобы в части нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Предоставление в аренду земельного участка путем проведения аукциона в силу подпунктов 6, 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: - обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Порядок предоставления земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов регулируется Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Административного регламента получение заявления и прилагаемых к нему документов подтверждается Управлением архитектуры и градостроительства путем направления заявителю специалистом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции, уведомления, содержащего входящий регистрационный номер заявления, дату получения уполномоченным органом указанного заявления и прилагаемых к нему документов, а также перечень наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема. Уведомление о получении заявления направляется указанным заявителем в заявлении способом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в уполномоченный орган.
На основании статьи 20 Административного регламента в перечень административных процедур по предоставлению муниципальной услуги входят следующие процедуры: 1. Прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги; 2. Проведение экспертизы документов, формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги; 3. Оценка возможности образования земельного участка для заявленных целей и принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; 4. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка; 5. Проведение аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, заключение договора по результатам торгов.
Срок принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона принимается в срок не более чем 2 месяца со дня поступления заявления с указанием кадастрового номера земельного участка о проведении аукциона (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента).
В силу пункта 2 статьи 16 Административного регламента заявление и приложенные к нему документы могут быть направлены в Управление архитектуры и градостроительства Администрации и Первоуральское муниципальное казенное учреждение "Кадастровая палата" посредством почтовой связи на бумажном носителе. Требования к формату заявлений и прилагаемых к нему документов, предоставляемых в электронной форме, указаны в пункте 3 статьи 19 настоящего Регламента. Регистрация заявления производится в день поступления специалистом МФЦ в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 49 настоящего Регламента, или специалистом Управления архитектуры и градостроительства в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 21 настоящего Регламента.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что с заявлением о проведении аукциона общество обратилось в Администрацию 31.07.2019. Однако в нарушение абзаца 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента Администрацией не направлено уведомление в адрес общества о получении заявления в срок до 01.08.2019.
В адрес общества направлен ответ по истечении 63 дней. Таким образом, как установлено судами, Администрацией в нарушение подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента ответ направлен с нарушением установленного срока принятия решения об отказе в проведении аукциона.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта Управления недействительными.
Следовательно, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2020 по делу N А60-66182/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставление в аренду земельного участка путем проведения аукциона в силу подпунктов 6, 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: - обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
...
В адрес общества направлен ответ по истечении 63 дней. Таким образом, как установлено судами, Администрацией в нарушение подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента ответ направлен с нарушением установленного срока принятия решения об отказе в проведении аукциона."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф09-7044/20 по делу N А60-66182/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7044/20
12.08.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2837/20
05.03.2020 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2837/20
14.02.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-66182/19