Екатеринбург |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А50-9145/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Гавриленко О.Л., Кангина А.В.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - управление казначейства) на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.06.2020 по делу N А50-9145/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда приняли участие представители:
управления казначейства - Котов В,А. (доверенность от 23.12.2019);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра) - Казакова Н.В. (доверенность от 09.01.2020).
Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 представления от 20.03.2020 N 56-12- 09/21- 2602, вынесенного управлением казначейства.
Решением суда от 26.06.2020 заявление удовлетворено.
Суд признал недействительными пункты 1, 2 представления от 20.03.2020 N 56-12-09/21-2602, вынесенного управлением казначейства, как несоответствующие бюджетному законодательству.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление казначейства просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение пункта 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), пункта 3 части 1 статьи 162, части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), части 2 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению управления казначейства, нерезультативность расходования бюджетных средств, выделенных на оплату предрейсовых осмотров, подтверждается проведением оплаченных по контрактам осмотров не в полном объеме; срок оплаты по контракту от 30.12.2018 N 31-18000085 нарушен на три дня, а вина в нарушении данного срока не имеет значения.
В отзыве на кассационную жалобу управление Росреестра просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 09.01.2020 N 5 управлением казначейства проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности управления Росреестра за 2019 год, в ходе которой выявлены, в том числе, оплата управлением Росреестра авансовых платежей, не предусмотренных условиями государственных контрактов, в сумме 2527 руб. 55 коп.; оплата услуг с нарушением установленного срока на 3 календарных дня в сумме 6611 руб.05 коп., по результатам которой составлен акт от 05.02.2020.
Поскольку управление казначейства расценило данные факты как свидетельствующие о несоблюдении проверяемым лицом принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, управление казначейства направило в адрес управления Росреестра представление от 20.03.2020 N 56-12-09/21-2602 с требованием принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, указанных в названном представлении.
О результатах исполнения представления следовало проинформировать до 28.04.2020.
Полагая, что представление в части пунктов 1 и 2 нарушает его права и законные интересы, управление Росреестра обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление в обжалуемой части не соответствует нормам Бюджетного кодекса, нарушает права и законные интересы управления Росреестра.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции счел, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1 положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Положения казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится управление.
В соответствии с пунктом 5 Положения полномочиями казначейства является контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктами 66, 67 Правил осуществления федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092) акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
На основании пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Названные нормативные положения позволили арбитражному суду обоснованно исходить из того, что выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля предписания (представления) содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуется принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов, что влечет возможность обжалования представления в арбитражный суд в порядке части статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом в силу положений норм статей 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат установлению факты несоответствия предписания закону и того, что представление нарушает права и интересы управления Росреестра.
Обстоятельства соответствия закону представления подлежат доказыванию управлением казначейства.
Исходя из предмета настоящего спора управление казанчейства должно доказать, что управлением Росреестра нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса).
В абзаце 4 пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункт 23 введен постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.06.2009 N17) разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективного использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Арбитражным судом установлено, что управлением Росреестра были заключены государственные контракты на оказание медицинскими учреждениями и иными организациями услуг по проведению предрейсовых и послерейсовый медицинских осмотров водителей.
Оплата в декабре 2019 года оказываемых контрагентами управления Росреестра услуг произведена до момента фактического проведения предрейсовых/послерейсовых осмотров водителей, которые были проведены до окончания декабря 2019, что соответствует условиям заключенных контрактов.
При этом, ссылаясь на неэффективное использование денежных средств при заключении контрактов на оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовый медицинских осмотров водителей, управление казначейства в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств того, что при заключении контрактов управление Росреестра вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Доказательства возможности получения требуемого результата с наименьшим объемом затрат управлением казначейства в ходе проверки не добыты, в материалы дела не представлены, соответствующие выводы в акте проверки и оспариваемом представлении отсутствуют.
Оплата оказанных в декабре услуг в полном объеме до истечения месяца оказания услуг не выходит за рамки обычаев делового оборота и не носит признаков чрезмерного расхода. Оплаченные заявителем услуги фактически оказаны, бюджетные средства направлены на соответствующие договорам цели, что не оспаривается контролирующим органом.
Таким образом, результативность и целевой характер освоения бюджетных средств достигнуты.
Доводы управления казначейства, в силу вышеизложенного, подлежат отклонению кассационной инстанцией.
Также арбитражным судом установлено, что между управлением Росреестра (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Дейна" (далее - общество "Дейна", исполнитель) заключен государственный контракт от 30.12.2018 N 31-18000085 на оказание ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней, в период с 09.01.2019 по 31.12.2019 услуг по проведению предрейсовых и послерейсовый медицинских осмотров водителей.
Порядок оплаты оказываемых услуг согласован сторонами в пункте 3.3 контракта и предусматривает, что оплата осуществляется за фактически оказанные услуги ежемесячно по безналичному расчету из средств федерального бюджета.
Срок оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания обеими сторонами акта оказанных услуг на основании счета, счета-фактуры и акта оказанных услуг.
Оплата за услуги, оказываемые в декабре 2019 года, производится до 25 числа текущего месяца.
Таким образом, оплата оказываемых заявителю обществом "Дейна" в декабре 2019 года услуг на сумму 6611 руб. 05 коп. должна быть произведена не позднее 25.12.2019.
Оплата за оказанные услуги произведена 28.12.2019, что подтверждается платежным поручением от 28.12.2019 N 448766.
Пунктом 2.1.10 контракта от 30.12.2018 N 3118000085 предусмотрено, что исполнитель обязан представить заказчику сведения об изменении своих банковских реквизитов не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня соответствующего изменения, при этом направить дополнительное соглашение, подписанное со своей стороны.
В нарушение согласованных в названном пункте контракта сроков общество "Дейна" уведомило управление Росреестра о смене банковских реквизитов лишь 24.12.2019. В указанную дату заказчику контрагентом также направлены счет, счет-фактура и акт оказанных услуг.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" (далее - Правила N 1084) реквизиты контрагента подлежат включению в Реестр контрактов, а также в соответствии с Приложением N 1 к Порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н, реквизиты контрагента подлежат отражению в Сведениях о бюджетном обязательстве.
Согласно требованиям статьи 219 Бюджетного кодекса и пункта 14 Правил N 1084 в Сведениях о бюджетном обязательстве не должно быть реквизитов, отличающихся от реквизитов сведений о контракте.
Таким образом, информация о реквизитах контрагента в сведениях о контракте должна содержать юридические и платежные реквизиты.
Платежные реквизиты, в том числе информация о реквизитах расчетного счета, должны быть отражены в тексте контракта, выражающего согласованную волю сторон, и могут быть изменены на основании обоюдного согласия сторон - дополнительными соглашениями, на основании которых необходимо вносить изменения в сведения о контракте в реестр контрактов. Т
Следовательно, оплата услуг на основании документов, содержащих платежные реквизиты, отличные от указанных в контракте, не соответствует требованиям вышеприведенных правовых норм.
В целях устранения названных несоответствий 25.12.2019 сторонами подписано дополнительное соглашение о смене реквизитов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 6 приказа Минфина России от 17.11.2016 N 213н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" орган Федерального казначейства осуществляет проверку соответствия наименования, ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в заявке на кассовый расход, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в бюджетном обязательстве.
Для внесения изменений в бюджетное обязательство 001А28371800000210 через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС) направлено и принято на контроль 25.12.2019 в 13.23, подписанное сторонами дополнительное соглашение.
Контроль дополнительного соглашения пройден 26.12.2019.
Дополнительное соглашение размещено в ЕИС 26.12.2019.
Внесение изменений в сведение о бюджетном обязательстве в системе "Электронный бюджет" в подсистеме "Управление расходами" принято управлением казначейства к учету 26.12.2019.
27.12.2019 управлением Росреестра подготовлены документы на списание денежных средств для оплаты контракта.
Оплата проведена 28.12.2019.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что управление Росреестра объективно не могло оплатить ранее 28.12.2019 услуги, оказанные в рамках государственного контракта от 30.12.2018 N 31-18000085 в декабре 2019 года, поэтому нет каких-либо оснований полагать, что имеется в наличии нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, пени, штрафные санкции за нарушение срока оплаты контрагентом заявителю не предъявлены, что также свидетельствует об отсутствии нарушения сроков оплаты по контракту.
При таких обстоятельствах выводы управления казначейства о нарушении установленного контрактом срока оплаты на 3 календарных дня, противоречат материалам дела и представленным доказательствам; доводы в указанной части подлежат отклонению.
Нарушение, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, управлением казначейства не доказано.
При таких обстоятельствах условия для признания недействительными пунктов 1-2 оспариваемого представления, предусмотренные положениями части 2статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.06.2020 по делу N А50-9145/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.