Екатеринбург |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А50-9202/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кангина А.В., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - заявитель, общество, ПАО "Т Плюс") на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2020 по делу N А50-9202/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Шалыгина К.А. (доверенность от 31.01.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция) от 18.02.2020 N 1848.
Решением суда от 04.06.2020 (судья Седлерова С.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 (судьи Васильева Е.В., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Судами не учтены положения пунктов 31(1), 103, 107, 108 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), неверно определены границы ответственности ресурсоснабжающей организации за качество предоставляемых коммунальных ресурсов, в связи с чем пришли к ошибочным выводам о нарушении заявителем температурного режима подачи горячей воды.
Полагает, что производить анализ соответствия температуры теплоносителя на границе раздела балансовой принадлежности с потребителем (в точке поставки) по температурному графику, разработанному и утвержденному для отпуска с ТЭЦ-6 (на ином участке теплосети), недопустимо.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, 17.01.2020 в Инспекцию поступила жалоба гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 12 по ул. Пионерская в г. Перми, на низкую температуру горячей воды, поступающей из крана. Руководителем Инспекции изданы два распоряжения от 14.02.2020 о проведении внеплановой выездной проверки ПАО "Т Плюс" и внеплановой выездной проверки ООО "УК "ЭксКом" по вопросу соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 12 по ул. Пионерская. ООО "УК "ЭксКом" является управляющей компании данного дома, а ПАО "Т Плюс" осуществляет в этот дом поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований: в квартире N 14 во вспомогательном помещении (ванной комнате) в точке водоразбора после трех минут пропуска температура горячей воды составляет +52°С, что является нарушением пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а также пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354. При этом температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом составляла 63°С.
Указанные нарушения зафиксированы в актах проверки от 18.02.2020 N 1848 и N 1852л, заявителю выдано предписание от 18.02.2020 N 1848 об устранении выявленных нарушений в срок до 17.04.2020.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1, 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354:
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме;
к коммунальным ресурсам относятся, в том числе холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354, горячее водоснабжение- снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, то есть в том числе ресурсоснабжающие организации (подпункт "в" пункта 9).
На основании пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее - договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт "в").
В силу подпункта "ж" пункта 17 указанных Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении.
Положения о непосредственном оказании коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями предусмотрены Правилами N 354 в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ", вступившим в силу 03.04.2018.
Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрена возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), (далее - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
До утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, предусмотренных часть 6 статьи 157.2, условия договоров определяются в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ).
Как установили суды, плата за услуги отопления и ГВС собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 12 по ул. Пионерская предъявляется заявителем, следовательно, именно ПАО "Т Плюс" является исполнителем коммунальной услуги (в силу пунктов 8 - 9, подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354).
По договору, заключенному в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44, пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, стороной договора является ресурсоснабжающая организация (ПАО "Т Плюс"), в связи с чем именно она отвечает перед потребителем за качество предоставляемой коммунальной услуги. Каким образом будет обеспечиваться поставка в дом теплоносителя надлежащей температуры (самостоятельно или с привлечением иных организаций, энергосбытовых или сетевых), значение для потребителя не имеет.
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте ПАО "Т Плюс", филиал "Пермский", работающий в составе Группы "Т Плюс", объединяет генерирующие и теплосетевые активы в четырех городах Пермского края: Перми, Краснокамске, Березниках и Чайковском. В состав филиала входит 7 теплоэлектростанций, в том числе ТЭЦ-6 (https://www.tplusgroup.ru/org/perm/). С целью повышения качества и эффективности работы с поставщиками и потребителями в структуре Группы "Т Плюс" создано отдельное общество, осуществляющее энергосбытовую деятельность - АО "ЭнергосбыТ Плюс" (https://www.tplusgroup.ru/activity/supply/). Пермский филиал входит в состав АО "ЭнергосбыТ Плюс", которое оказывает услуги по исполнению сбытовых функций ПАО "Т Плюс" и теплоснабжающих предприятий компании (в том числе ООО "Пермская сетевая компания") по работе с потребителями и поставщиками тепловой энергии и горячей воды.
В силу пункта 7 типового договора, опубликованного на официальном сайте АО "ЭнергосыТ Плюс", ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять предоставление коммунальных услуг потребителю в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего договора.
Ресурсоснабжающая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которой является для сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения при наличии коллективного (общедомового) прибора учета место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации в соответствии с законодательством Российской Федерации для сетей горячего водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 24 типового договора).
Указанные положения типового договора соответствуют пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 50 Приказа Госстроя России от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
В связи с изложенным, судами верно указано, что ПАО "Т Плюс" обязано было обеспечить на вводе в дом такую температуру и давление теплоносителя, которые бы обеспечили получение потребителем коммунальной услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354 требованием к качеству горячего водоснабжения относится обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды должна быть не меньше 60 градусов и не выше 75 градусов, независимо от применяемой системы теплоснабжения.
Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (решение Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394).
Инспекцией в ходе проверки установлено, что 18.02.2020 температура горячей воды в точке водоразбора многоквартирного дома N 12 на ул. Пионерская составляла только +52°С. При этом температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом равнялась 63°С.
Между тем температурным графиком ТЭЦ-6 на отопительный сезон 2019-2020 гг., утвержденным главным инженером Пермского филиала ПАО "Т Плюс", предусмотрено, что при температуре наружного воздуха 0°С (какая была замерена 18.02.2020 Пермским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна быть равной 74°С.
Более того, из указанного графика следует, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе даже при положительной температуре воздуха не должна быть ниже 72°С.
То есть, как верно отмечено апелляционным судом, теплоноситель с температурой на вводе в дом 63°С заведомо не обеспечивает получение потребителем услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества. При этом согласно актам учета тепловой энергии от 20.01.2020, 20.02.2020, 20.03.2020, 14.05.2020, поставка теплоносителя с такой температурой и ниже происходила в указанные периоды систематически.
Отклоняя доводы общества о том, что вышеуказанный температурный график не согласован в качестве приложения к договору, а является лишь внутренним документом общества, устанавливает температуру теплоносителя в подающем трубопроводе на выходе с ТЭЦ-6, суд отметил, что иного температурного графика обществом не представлено.
При этом в силу пункта 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил. В случае несоответствия указанного договора положениям настоящих Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 7 Правил N 354).
Отсутствие температурного графика к договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, не может являться основанием для освобождения ресурсоснабжающей организации от поставки теплоносителя надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 124 (2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, параметры качества теплоснабжения, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе.
Значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки как среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по температурному графику, включенному в договор теплоснабжения, предусматривающему в отношении каждого потребителя зависимость температуры теплоносителя в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе в точке поставки от температуры наружного воздуха.
Поскольку иного температурного графика в дело не представлено, суды правомерно руководствовались тем, что получен Инспекцией в ходе проверки.
Кроме того апелляционной коллегией отмечено, что необеспечение надлежащих параметров теплоносителя на вводе в дом подтверждается и актом от 18.02.2020, подписанным в том числе представителем АО "ЭнергосбыТ Плюс", которое, как уже указано в постановлении, специально создано обществом для обеспечения качества и эффективности работы с поставщиками и потребителями. Другим актом теплоинспекции от 29.07.2019, подписанным АО "ЭнергосбыТ Плюс", подтверждается также готовность рассматриваемого многоквартирного дома к отопительному сезону 2019-2020 гг.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к верному выводу, что предоставление потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества произошло в результате необеспечения заявителем надлежащих параметров теплоносителя на вводе в жилой дом.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2020 по делу N А50-9202/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инспекцией в ходе проверки установлено, что 18.02.2020 температура горячей воды в точке водоразбора многоквартирного дома N 12 на ул. Пионерская составляла только +52°С. При этом температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом равнялась 63°С.
Между тем температурным графиком ТЭЦ-6 на отопительный сезон 2019-2020 гг., утвержденным главным инженером Пермского филиала ПАО "Т Плюс", предусмотрено, что при температуре наружного воздуха 0°С (какая была замерена 18.02.2020 Пермским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна быть равной 74°С.
Более того, из указанного графика следует, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе даже при положительной температуре воздуха не должна быть ниже 72°С.
То есть, как верно отмечено апелляционным судом, теплоноситель с температурой на вводе в дом 63°С заведомо не обеспечивает получение потребителем услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества. При этом согласно актам учета тепловой энергии от 20.01.2020, 20.02.2020, 20.03.2020, 14.05.2020, поставка теплоносителя с такой температурой и ниже происходила в указанные периоды систематически.
Отклоняя доводы общества о том, что вышеуказанный температурный график не согласован в качестве приложения к договору, а является лишь внутренним документом общества, устанавливает температуру теплоносителя в подающем трубопроводе на выходе с ТЭЦ-6, суд отметил, что иного температурного графика обществом не представлено.
При этом в силу пункта 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
...
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 7 Правил N 354).
...
В соответствии с пунктом 124 (2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, параметры качества теплоснабжения, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2020 г. N Ф09-7188/20 по делу N А50-9202/2020