Екатеринбург |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А76-44614/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Вдовина Ю. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2020 по делу N А76-44614/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, принял участие представитель Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Белов М.И. (доверенность от 24.05.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Бектыш" в лице конкурсного управляющего Петровой Т.И. (далее - заявитель, общество "Бектыш", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа министерства от 07.10.2019 N 29 в постановке на учет трактора Т-40-М, 1989 года выпуска, заводской номер 326999, двигатель (Д-144) N 2557558, КПП N 1138455, основной ведущий мост 1138455; об обязании произвести государственную регистрацию принадлежащего обществу трактора Т-40-М 1989 года выпуска, заводской номер 326999, двигатель (Д-144) N 2557558, КПП N 1138455, основной ведущий мост 1138455.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2020 (судья Белякович Е.В.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства от 07.10.2019 N 29 в постановке на учет трактора Т-40-М 1989 года выпуска, заводской номер 326999, двигатель (Д-144) N 2557558, КПП N 1138455, основной ведущий мост 1138455. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления регистрационных действий по постановке на учет трактора Т-40-М 1989 года выпуска, заводской номер 326999, двигатель (Д-144) N 2557558, КПП N 1138455, основной ведущий мост 1138455 в установленном законом порядке.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 (Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Киреев П.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению министерства, выводы судов об отсутствии правовых оснований для отказа в постановке на государственный учет трактора, основаны на неправильном применении норм материального права.
Так, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что отказ в постановке на учет трактора соответствовал действующему законодательству, а именно пункту 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785) (далее - Правила регистрации), подпункту 4 пункта 12 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации), утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 28.03.2012 N 128-П (далее - Административный регламент).
Министерство указывает на то, что общество "Бектыш" действовало недобросовестно, в течение семи лет не исполнило требования законодательства в сфере регистрации самоходных машин.
Как следует из материалов дела, 24.09.2019 общество "Бектыш" обратилось в Управление Гостехнадзора Челябинской области с заявлением о постановке на учет трактора Т-40-М, приобретенного по договору купли-продажи от 25.10.2012 у предприятия "Бектышская птицефабрика", деятельность которого прекращена в связи с его ликвидацией.
По результатам рассмотрения заявления общества 07.10.2019 министерством принято решение об отказе в постановке на учет трактора Т-40-М в связи с тем, что прежний собственник (ЗАО "Бектышская птицефабрика") не выполнил обязанность по снятию машины с учета в связи с прекращением права собственности.
Полагая, что данный отказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что у министерства отсутствуют правовые оснований для отказа обществу в постановке на государственной учет трактора.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правительством Российской Федерации 12.08.1994 принято Постановление N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938).
Абзацем 2 пункта 3 Постановления N 938 предусмотрено, что собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Вместе с тем решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635 признаны недействующими абзац 2 пункта 3 Постановления N 938, в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ГК РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято собственником с регистрационного учета в органах ГИБДД.
Отсутствуют в федеральном законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.
Следовательно, при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 223 ГК РФ: право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из содержания части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), регистрация транспортных средств осуществляется для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов. При этом Закон N 196-ФЗ не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.
Снятие (или неснятие) транспортного средства с учета перед заключением договора о прекращении на него права собственности само по себе не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, то есть на деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Таким образом, для использования транспортного средства в дорожном движении собственник обязан поставить данное транспортное средство на учет в органах ГИБДД.
Как следует из материалов дела, первоначальная постановка на учет трактора Т-40-М в органах гостехнадзора состоялась 26.04.2007, собственником указано ЗАО "Бектышская птицефабрика".
В дальнейшем право собственности на трактор перешло к обществу на основании договора купли-продажи от 25.10.2012, при этом прежний собственник (ЗАО "Бектышская птицефабрика") с учета трактор Т-40-М не снял.
По данным ЕГРЮЛ 16.05.2013 ЗАО "Бектышская птицефабрика" прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.08.2018 по делу N А76-15263/2016 общество "Бектыш" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суды пришли к верному выводу, что в данном случае решение министерства об отказе в регистрации и постановке на учет транспортного средства влечет нарушение прав общества "Бектыш" на реализацию своих правомочий как собственника имущества в отношении транспортного средства - трактора.
Министерством не доказано наличие оснований для отказа в совершении регистрационных действий. При этом возникновение у общества "Бектыш" права собственности на спорное транспортное средство не оспаривалось.
С учетом изложенного, удовлетворяя заявленные обществом "Бектыш" требования, признавая незаконным отказ министерства от 07.10.2019 N 29, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Министерства оснований для отказа в совершении регистрационных действий.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, выводов судов не опровергают и подлежат отклонению с учетом вышеизложенных обстоятельств данного конкретного дела, установленных судами.
При рассмотрении спора судами в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам. В силу частей 1, 2 статьи 65 АПК РФ имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2020 по делу N А76-44614/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из содержания части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), регистрация транспортных средств осуществляется для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов. При этом Закон N 196-ФЗ не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2020 г. N Ф09-8102/20 по делу N А76-44614/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8102/20
16.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7836/20
02.07.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-44614/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-44614/19