Екатеринбург |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А50-22444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Гайдука А.А., Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь" (далее - общество "Газпром газораспределение Пермь") на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2020 по делу N А50-22444/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества "Газпром газораспределение Пермь" - Глушков М.Ю. (доверенность от 05.09.2018 N 716), Суханова Ю.А. (доверенность от 21.03.2018 N 593).
Общество с ограниченной ответственностью "ТопЛифт" (далее - общество "ТопЛифт") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу "Газпром газораспределение Пермь" об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обслуживании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - АДО ВДГО/ВКГО) в предложенной редакции (на безвозмездной основе).
Решением суда от 20.05.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпром газораспределение Пермь" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о заключении соглашения об АДО ВДГО/ВКГО в редакции ответчика на возмездной основе, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права. Заявитель жалобы считает ошибочным выводы судов о том, что население при оплате за потребленный газ уже оплачивает услугу аварийно-диспетчерского обслуживания независимо от наличия либо отсутствия у специализированной организации соглашения об АДО ВДГО/ВКГО заключенного с газораспределительной организацией (далее - ГРО), указывая, что в расчете тарифа на транспортировку газа расходы ГРО, связанные с АДО ВДГО/ВКГО, учитываются в части, относящейся на обслуживание газораспределительных сетей, находящихся у ГРО в собственности или иных законных основаниях. По мнению заявителя, соглашение об АДО ВДГО/ВКГО должно быть возмездным, что следует из пункта 1 статьи 50, пункта 3 статьи 423, статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (ред. от 19.03.2020) "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункта 7 Методических указаний по регулированию тарифов по транспортировке газа, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15.11.2009 N 411-э/7. Как утверждает кассатор, затраты на обслуживание ВДГО не могут входить в структуру розничной цены газа.
Кроме того, заявитель оспаривает вывод апелляционного суда о том, что соглашение об АДО ВДГО/ВКГО не является договором возмездного оказания услуг, поскольку не предусматривает выполнение ответчиком в пользу истца каких-либо действий дополнительно к тем, что установлены действующим законодательством применительно к ГРО. Как утверждает кассатор, такие мероприятия как локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий на сетях ВДГО осуществляются истцом в рамках договора о техническом обслуживании ВДГО/АКГО, заключенного с управляющими организациями, а не в рамках соглашения об АДО ВДГО/ВКГО, как указали суды. При этом заявитель отмечает, что затраты по техническому обслуживанию ВДГО в тарифы общества "Газпром газораспределение Пермь" не включены, что подтверждается пояснениями третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - УФАС по Пермскому краю).
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ТопЛифт" является специализированной организацией, осуществляющей обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Общество "Газпром газораспределение Пермь" является газораспределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа до многоквартирных жилых домов г. Березники.
Общество "ТопЛифт" заключило с организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами г. Березники, договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, которые вступают в законную силу с 01.07.2019.
В силу абзаца четвертого пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения (абзац шестой пункта 7 названных Правил).
В мае 2019 года общество "ТопЛифт" направило в адрес общества "Газпром газораспределение Пермь" проект соглашения об АДО ВДГО/ВКГО, предусматривающий осуществление взаимодействия сторон на безвозмездной основе, который последним был отклонен.
Обществом "Газпром газораспределение Пермь" предложен для заключения свой вариант соглашения от 21.06.2019 N 18- 508-У/2019 АДО ВДГО/ВКГО, цена которого составляет 27 705 341 руб. в год, с которым общество "ТопЛифт" не согласилось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "ТопЛифт" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что соглашение об АДО является обязательным для ответчика и отказаться от его заключения последний не может.
При этом разрешая спор касательно безвозмездности оказываемых в рамках данного соглашения услуг, суд указал, что положения Правил N 410 не предусматривают каких-либо выплат в пользу ГРО, однако значительный объем затрат на аварийно-диспетчерское обслуживание включен в тариф ответчика на транспортировку газа.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении).
Данный закон к компетенции Правительства Российской Федерации относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральной программы газификации в Российской Федерации, правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (часть вторая статьи 8).
В соответствии с требованиями Закона о газоснабжении Правительство Российской Федерации постановлением от 14.05.2013 N 410 утвердило Правила.
Принятые во исполнение названного Закона Правила устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 N 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункт 7 Правил N 410 изложен в новой редакции.
Устанавливая порядок пользования газом, Правила N 410 предусматривают оказание комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию ВДГО/ВКГО; замене оборудования (пункт 2).
Система инженерно-технического обеспечения здания или сооружения предназначена для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения, электроснабжения и других. Согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения (статья 36).
Процесс газоснабжения характеризуется связью между внутридомовым газовым оборудованием и газораспределительными сетями.
Раздел II Правил N 410, регулируя вопросы организации безопасного использования и содержания ВДГО/ВКГО, в пункте 7 определяет порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения. Абзац 1 данного пункта Правил предусматривает выполнение аварийно-диспетчерского обеспечения круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации.
Данные положения нормативного правового акта соответствуют нормам Закона о газоснабжении, согласно которым организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления ряда мероприятий, включая создание аварийно-спасательной службы или привлечение на условиях договоров соответствующих специализированных служб (статья 33).
Для локализации аварий на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании при необходимости привлекаются сотрудники полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (абзац 2 пункта 7 Правил N 410).
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (абзац 3 пункта 7 Правил N 410).
Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (абзац 4 пункта 7 Правил N 410).
Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения (абзац 4 пункта 7 Правил N 410).
Проанализировав приведенные правовые нормы, суды пришли к правильному выводу о том, что заключение соглашения на АДО является обязательным для ответчика и последний не может отказаться от его заключения.
Как следует из материалов дела, между сторонами при заключении соглашения об АДО ВДГО/ВКГО возникли разногласия относительно включения условия о стоимости услуг.
Предложенный истцом для заключения с ответчиком проект соглашения предусматривает осуществление взаимодействия сторон на безвозмездной основе.
Ответчиком для заключения соглашения предложен свой вариант соглашения, цена которого составляет 27 705 341 руб. в год.
Абзац 4 пункта 7 Правил N 410 определяет взаимоотношения специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО с ГРО по осуществлению АДО.
При этом положения Правил N 410 не предусматривают каких-либо выплат специализированной организацией в рамках исполнения обязанностей ГРО имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу по оказанию АДО ВДГО/ВКГО.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 11.11.2020 N АКПИ20-606.
Кроме того, как верно отмечено судами, соглашение об АДО само по себе не предусматривает оказание ответчиком услуг обществу "ТопЛифт". АДО предусматривает комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО/ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (пункт 2 Правил N 410).
Таким образом, фактически условия спорного соглашения направлены на обеспечение обществом "Газпром газораспределение Пермь", как ГРО, безопасных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в многоквартирных домах.
В пункте 2 Правил N 410 определено, что под аварийно-диспетчерским обеспечением понимается комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО и ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Абзацем 14 пункта 2 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание ВДГО включает в себя работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Согласно пункту 4 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение входят в комплекс работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, из анализа положений названных Правил в их совокупности следует, что работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию сами по себе не являются предметом оборота на рынке содержания и обслуживания газового оборудования, а являются составной частью комплекса работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Следовательно, спорное соглашение не может рассматривать в качестве гражданско-правового договора, предусматривающего оказание возмездных услуг, поскольку направлено на организацию работы по взаимодействию специализированной и газораспределительной организаций по осуществлению аварийно-диспетчерского обеспечения и, соответственно, носит организационный характер.
При этом ни пункт 1 статьи 1, ни абзац 3 пункта 1 статьи 2, ни пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают право газораспределительной организации на компенсацию понесенных расходов на осуществление аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Наряду с этим, судами принято во внимание решение УФАС по Пермскому краю от 15.01.2020 по делу N 059/01/10-577/2019, из которого следует, что значительный объем затрат на аварийно-диспетчерскую службу общества "Газпром газораспределение Пермь" был включен в тариф на транспортировку газа.
УФАС по Пермскому краю были отклонены доводы ответчика о том, что фактические затраты на аварийно-диспетчерскую службу (обороты счета 20.01) превышают соответствующие затраты, утвержденные в тарифе на транспортировку газа, как неподтвержденные материалами дела.
Ответчик, как субъект естественной монополии, вправе обратиться в тарифный орган для корректировки тарифа, однако даже в связи с принятием новой учетной политики и методики формирования себестоимости продукции с 01.01.2018, ответчик не обращался в Федеральную антимонопольную службу России в связи с изменением расходов на аварийно-диспетчерскую службу для пересмотра тарифа на транспортировку газа. Данные пояснения были предоставлены ответчиком в УФАС по Пермскому краю письмом от 17.10.2019 N 016135 и указаны в решении от 15.01.2020 по делу N 059/01/10-577/2019.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования общества "ТопЛифт".
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2020 по делу N А50-22444/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.