Екатеринбург |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А71-19067/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу N А71-19067/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 29.10.2020 кассационная жалоба заявителя принята к производству суда, судебное заседание назначено на 02.12.2020 на 11:00, председательствующий - судья Краснобаева И.А.
Определением суда округа от 02.12.2020 судебное заседание отложено на 23.12.2020 в связи с отсутствием председательствующего Краснобаевой И.А.
В судебном заседании 23.12.2020 приняла участие представитель открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (далее - общество "Удмуртнефть") - Солодкая Д.М. (доверенность от 28.08.2018 N 217).
Общество "Удмуртнефть" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Минприроды УР) о признании недействительными ненормативных правовых документов: 1) отрицательное заключение экспертной комиссии Минприроды УР от 30.08.2019 N 2138 на лесной участок, предоставленный в аренду ОАО "Удмуртнефть" на основании договора аренды лесного участка от 23.05.2019 N 01/2-15/1146, утвержденное Приказом Минприроды УР от 30.08.2019 N 916; 2) отрицательное заключение экспертной комиссии Минприроды УР от 30.08.2019 N 2139 на лесной участок, предоставленный в аренду ОАО "Удмуртнефть" на основании договора аренды лесного участка от 23.05.2019 N 01/2-15/1147, утвержденное Приказом Минприроды УР от 30.08.2019 N 917.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.06.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Минприроды УР обжаловало его в апелляционном порядке.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 решение суда первой инстанции от 19.06.2020 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Удмуртнефть" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание положения пункта 1 статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации", устанавливающие, что за пользователями недр сохранены их права на пользование лесными участками в особо защитных участках лесов в том объеме, в котором они существовали на дату введения в действие данного Кодекса.
Общество "Удмуртнефть" считает, что им не нарушены ограничения, установленные для ведения деятельности на особо защитных участках лесов, поскольку пункт 3 части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность размещения линейных объектов на особо защитных участках лесного фонда, частью 5.1 статьи 21 данного Кодекса установлено, что сплошные рубки на особо защитных участках леса разрешены в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 названной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством РФ. По мнению данного общества, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что объекты, планируемые истцом к размещению на арендуемых участках, указаны в пункте 4 Распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, утвердившего перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; кроме того, выборочная рубка и сплошная рубка деревьев, кустарников в целях создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе охранных зонах линейных объектов, разрешена в п. 8 и 9 Приказов Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов".
Как полагает заявитель, при отсутствии законодательно установленного запрета на размещение объектов, поименованных истцом в проекте освоения лесов, на особо защитных участках, отрицательное заключение экспертной комиссии является неправомерным; содержание проекта освоения испрашиваемых истцом лесных участков соответствует утвержденному лесному плану субъекта РФ, лесохозяйственному регламенту лесничества; действующие лесохозяйственные регламенты Игринского и Якшур-Бодьинского лесничества в испрашиваемых кварталах в пределах их территории допускают как ведение деятельности по разработке месторождений полезных ископаемых, так и размещение линейных объектов.
Таким образом, заявитель кассационной жалобы считает, что в его действиях отсутствует факт нарушения действующего законодательства; выданные Минприроды УР отрицательные заключения на проекты освоения лесов нарушают права и законные интересы общества "Удмуртнефть", поскольку приводят к необоснованному ограничению производственной деятельности; возможность изменения проектных решений в целях рассмотрения иного варианта размещения проектируемых объектов не являлась предметом рассмотрения настоящего спора; с учетом того, что Минприроды УР ранее согласовало выбранный данным обществом вид использования лесных участков, получает денежные средства по заключенному сторонами договору аренды, выраженные им на этапе согласования проекта освоения лесов возражения являются злоупотреблением правом и нарушением законных интересов заявителя; в выданных данным Министерством экспертных заключениях отсутствуют указания на конкретные нарушения положений Лесного плана УР и действующих лесохозяйственных регламентов; не указано какие именно мероприятия следует обеспечить в целях устранения выявленных замечаний.
В отзыве на кассационную жалобу Минприроды УР просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы - отказать, указывая на то, что сам вид использования лесов, который был выбран обществом "Удмуртнефть", в соответствии с Перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27.05.20213 N 849-р, может допускать размещение линейных объектов, но с определенными ограничениями: "за исключением особо защитных участков лесов"; в соответствии с пунктом 9 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515, в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения; использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Минприроды УР обращает внимание на то, что обществу "Удмуртнефть", имеющему лицензию на пользование недрами, полученную до 31.12.2010, лесной участок при наличии на нем особо защитного участка леса был предоставлен в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых при условии, что такое использование совместимо с целевым назначением и полезными функциями особо защитного участка леса; при этом представленной названным обществом проектной документацией не предусматривалось ни размещение линейных объектов, ни рубка лесных насаждений на данной категории лесов; договоры аренды N 01/2-15/1146, N 01/2-15/1147 также не содержат информации о целях строительства истцом линейных объектов в особо защитных участках лесов.
Законность обжалуемого судебного акта проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Удмуртнефть" осуществляет свою деятельность на основании лицензий ИЖВ N 00187 НЭ сроком действия по 31.03.1997, с продлением срока до 31.03.2017, продлением срока по 31.03.2042, с целевым назначением и видами работ "продолжение добычи нефти и растворенного газа из верейской газонефтяной залежи на Киенгопской площади Чутырско - Киенгопского месторождения в Удмуртской Республике на территории Якшур-Бодьинского и Шарканского районов Удмуртской Республики".
Также общество "Удмуртнефть" осуществляет свою деятельность на основании лицензий ИЖВ N 00201 НЭ сроком действия по 31.03.1997, с продлением срока до 31.03.2017, продлением срока по 31.03.2147, с целевым назначением и видами работ "продолжение добычи нефти и растворенного газа из башкирской залежи на Чутырской площади Чутырско - Киенгопского месторождения в Удмуртской Республике на территории Игринского и Якшур-Бодьинского районов Удмуртской Республики".
Общество "Удмуртнефть" 25.12.2018 обратилось в Минприроды УР с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка площадью 3,4044 га по объекту: "Чутырское н/м Обустройство после бурения. Куст 45А".
Минприроды УР 23.01.2019 утверждена проектная документация лесного участка площадью 3,4044 га Игринское лесничество; Чутырское участковое лесничество; Целевое назначение лесов - эксплуатационные леса; категория защитных лесов - защитные (защитные полосы вдоль дорог; леса расположенные в водоохранных зонах); квартал - 115, 148, 116, 117, 172; выделы - 115 (37,38), 148 (2,4,5,29), 116 (10,11), 117 (6), 172 (5,12,11,29), принято решение от 23.01.2019 N 4/2019 об утверждении проектной документации лесного участка.
Минприроды УР 20.03.2019 принято решение о предварительном согласовании представления земельного участка в границах земель лесного фонда площадью 3,4044 га (заявление общества от 21.02.2019 N 19.33-273).
Письмом от 30.04.2019 Минприроды УР известило данное общество о внесении сведений в Государственный лесной реестр в отношении лесного участка общей площадью 3,4044 га, которому присвоен номер учетной записи 1345-2019-04.
Минприроды УР 08.05.2019 издан Приказ N 482 о предоставлении лесного участка площадью 3,4044 га обществу "Удмуртнефть" в аренду сроком до 31.03.2068 по разрешенному виду использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых с целью строительства и эксплуатации трубопровода технологического на объекте нефтедобычи Чутырского нефтяного месторождения.
Между Минприроды УР и обществом "Удмуртнефть" 23.05.2019 заключен договор аренды лесного участка площадью 3,4044 га для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых N 01/2-15/1147, с видом разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (п. 1.2) с целью строительства и эксплуатации объектов нефтедобычи Чутырского нефтяного месторождения (п. 1.3) с вменением обществу обязанности (подп. г, п. 3.4) в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по УР 11.06.2019.
Обществом с ограниченной ответственностью "Леспроект" по заказу общества "Удмуртнефть" разработан проект освоения лесов лесного участка площадью 3,4044 га.
Общество "Удмуртнефть" 06.02.2019 обратилось в Минприроды УР с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка площадью 3,7146 га по объекту: "Киенгопское н/м Обустройство при переводе в ППД. Куст 35".
25.02.2019 Минприроды УР утверждена проектная документация участка площадью 3,7146 га Якшур-Бодьинское лесничество; Мукшинское участковое лесничество; целевое назначение лесов - эксплуатационные, защитные леса (водоохранные леса, противоэрозионные леса); квартал - 18, 34, 9, 22; лесотаксационный выдел - квартал 18 (выделы 9, 22, 23), квартал 34 (1,1,7,17,16), квартал 9 (выдел 13), квартал 22 (выдел 18)), принято решение от 28.02.2019 N 9/2019 об утверждении проектной документации лесного участка.
Минприроды УР 25.03.2019 принято решение о предварительном согласовании представления земельного участка в границах земель лесного фонда площадью 3,7146 га (заявление общества от 06.03.2019 N 19.33-348).
Письмом от 30.04.2019 Минприроды УР известило данное общество о внесении сведений в Государственный лесной реестр в отношении лесного участка общей площадью 3,7146 га, которому присвоен номер учетной записи 1343-2019-04.
Минприроды УР 08.05.2019 издан Приказ N 481 о предоставлении лесного участка площадью 3,7146 га обществу "Удмуртнефть" в аренду сроком до 31.03.2042 по разрешенному виду использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых с целью строительства и эксплуатации трубопровода технологического на объекте нефтедобычи Киенгопского нефтяного месторождения.
Между Минприроды УР и обществом "Удмуртнефть" 23.05.2019 заключен договор аренды лесного участка площадью 3,7146 га для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых N 01/215/1146, с видом разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (п. 1.2) с целью строительства и эксплуатации объектов нефтедобычи Киенгопского нефтяного месторождения (п. 1.3) с вменением обществу обязанности (подп. г, п. 3.4) в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по УР 10.06.2019.
Обществом с ограниченной ответственностью "Леспроект" по заказу общества "Удмуртнефть" разработан проект освоения лесов лесного участка площадью 3,7146 га.
Общество "Удмуртнефть" 31.07.2019 обратилось в Минприроды УР с заявлением за N 19.33 - 1401 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда по участку 3,4044 га и с заявлением за N 19.33 - 1402 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда по участку 3,7146 га.
Экспертная комиссия по проекту освоения лесов лесного участка 3,4044 га 30.08.2019 приняла отрицательное Заключение N 2138, с указанием на то, что размещение объектов в кварталах 115 (выделы 37, 38), 116 (выдел 11), 172 (выделы 11, 12, 29) размещение объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры, не допускается, следовательно, и рубка лесных насаждений на таких лесных участках запрещена.
Минприроды УР сделаны выводы и даны рекомендации: проект удовлетворяет требованиям, установленным приказом Рослесхоза N 69 от 29.02.2012 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" к составу проекта освоения лесов; мероприятия по использованию лесов в части размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и проектирования рубки на особо защитных участках лесов (ОЗУ) не соответствуют Лесному плану Удмуртской Республики, лесохозяйственному регламенту Игринского лесничества и действующему законодательству; проект не рекомендуется к реализации; необходимо доработать проект по выявленным замечаниям и повторно представить его на экспертизу.
Минприроды УР издан Приказ N 916 об утверждении отрицательного Заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 30.08.2019 N 2138 на лесной участок площадью 3,4044 га.
Экспертная комиссия по проекту освоения лесов лесного участка 3,7146 га 30.08.2019 приняла отрицательное Заключение N 2139, с указанием на то, что размещение объектов в кварталах 18 (выделы 9, 22, 23), 34 (выделы 2, 7) размещение объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры, не допускается, следовательно, и рубка лесных насаждений на таких лесных участках запрещена.
Минприроды УР сделаны выводы и даны рекомендации: проект удовлетворяет требованиям, установленным приказом Рослесхоза N 69 от 29.02.2012 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" к составу проекта освоения лесов; мероприятия по использованию лесов в части размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и проектирования рубки на особо защитных участках лесов не соответствуют Лесному плану Удмуртской Республики, лесохозяйственному регламенту Якшур-Бодьнского лесничества и действующему законодательству; проект не рекомендуется к реализации; необходимо доработать проект по выявленным замечаниям и повторно представить его на экспертизу.
Министерством издан Приказ N 917 об утверждении отрицательного Заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 30.08.2019 N 2139 на лесной участок площадью 3,7146 га.
Общество "Удмуртнефть", ссылаясь на то, что отрицательные заключения экспертной комиссии Минприроды УР от 30.08.2019 N 2138, N 2139, утвержденные Приказами Минприроды УР от 30.08.2019 N 916, N 917, являются незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из
того, что выданные Министерством отрицательные заключения на проекты освоения лесов не соответствуют лесному законодательству и нарушают права и законные интересы общества "Удмуртнефть", поскольку приводят к необоснованному ограничению производственной деятельности в результате невозможности использования уже предоставленных в аренду лесов без утвержденного проекта освоения лесов.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы и возражения сторон, проверив правильность выводов суда первой инстанции, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований, признав, что оспариваемые отрицательные заключения государственной экспертизы, утвержденные приказами Минприроды УР N 916 и 917, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав заявителя; иной подход к применению норм лесного законодательства может привести к бесконтрольному строительству и размещению различных объектов в лесах, что может быть сопряжено со значительным их уничтожением, в том числе в особо защитных участках, что является недопустимым и не соответствует основным принципам лесного законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, руководствовался положениями 1, 12, 21, 43, 88, 89, 119 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых".
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность выводов суда апелляционной инстанции, оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривает.
В силу части 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Участки лесов, относящиеся к особо защитным участкам лесов, перечислены в части 3 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации. В части 4 данной статьи установлено, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
В силу пункта 5 части 2, пункта 3 части 2.1 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации по общему правилу размещение объектов капитального строительства на особо защитных участках лесов не допускается, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень, в котором конкретизированы объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, а также в каких лесах с учетом их целевого назначения они могут быть расположены.
В части 1 статьи 25 названного Кодекса перечислены виды использования лесов, к числу которых отнесено выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
Из части 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса.
Согласно части 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с положениями пункта 9 указанного Порядка в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, использование иных лесных участков, в том числе относящихся к особо защитным участкам лесов, допускается в отсутствие других вариантов возможного размещения указанных объектов.
На лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (пункт 13 названного порядка).
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
Проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 9,10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 26.09.2016 N 496, результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 приказа N 496).
При этом, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, факт предоставления ранее лесных участков в целом в аренду, в том числе с указанием цели строительства, сам по себе не свидетельствует о незаконности действий Министерства, выявившего на стадии государственной экспертизы проектов освоения лесов основания для дачи отрицательного заключения.
Возможность размещения объектов на лесном участке оценивается на этапе государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия ненормативного акта, решения, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, решение, совершивший действие.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, части предоставленных обществу "Удмуртнефть" в аренду лесных участков отнесены к особо защитным участкам лесов, при этом проектами освоения, представленными на государственную экспертизу, предусмотрено, что запланирована сплошная рубка лесных насаждений на площади 2, 0661 га (по заявлению N 19.33-1401), на площади 2,0183 га (по заявлению N 19.33-1402).
Рассмотрев представленный проект, экспертная комиссия пришла к выводу о несоответствии проекта в отношении мероприятий по использованию лесов в части размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и проектирования рубки на особо защитных участках лесов, требованиям законодательства и оформила отрицательное заключение, указав на необходимость доработки проекта по выявленным замечаниям и повторное представление его на экспертизу.
Согласно пояснениям представителя Минприроды УР, документально не опровергнутым представителем названного общества, возможность размещения водопровода и трубопровода технологического таким образом, что части арендованных лесных участков, отнесенные к особо защитным участкам, не будут подвергаться сплошной рубке, имеется, в связи с чем в заключении и было предложено доработать представленные проекты.
На основании частей 2 и 3 статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лицо, обладающее лицензией на пользование недрами, полученной до 31.12.2010 имеет право на получение в аренду особо защитного участка леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, если это использование совместимо с целевым назначением и полезными функциями особо защитного участка леса, что входит в предмет доказывания при рассмотрении соответствующих исков.
Оспаривая указанные отрицательные заключения государственной экспертизы, общество "Удмуртнефть" должно было представить доказательства, того, что сплошная рубка лесных насаждений особо защитного участка леса является единственным вариантом для размещения линейных объектов, планируемых данным обществом к размещению на участках лесов, предоставленных ему в аренду, об отсутствии других участков, подходящих для разработки месторождения, о том, что предоставленный вариант является единственным подходящим для заявленных целей с учетом всей площади переданного в аренду лесного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что доказательств отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, заявителем не представлено, суд апелляционной инстанций правомерно не усмотрел оснований для признания незаконными указанных экспертных заключений государственной экспертизы.
При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 9 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, несоответствие проекта освоения лесов в части размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и проектирования рубки на особо защитных участках лесов, обоснованно расценено апелляционным судом как нарушение лесного законодательства и достаточное основание для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных в настоящем деле требований является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие материалам дела. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями арбитражно-процессуального законодательства.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным, отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу N А71-19067/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.