Екатеринбург |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А71-3936/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Абозновой О.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - общество "УК "Вест-Снаб") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2020 по делу N А71-3936/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном онлайн-заседании принял участие представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" (далее - общество "Газпром газораспределение Ижевск") - Копысова О.В. (доверенность от 01.01.2020 N 12-11/097).
Общество "УК "Вест-Снаб" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу "Газпром газораспределение Ижевск" об обязании произвести перерасчет, снижение размера платы по актам-сдачи-приемки выполненных работ на общую сумму 3 600 руб.
Решением суда от 22.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Вест-Снаб" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает, что расходы на обслуживание индивидуальных приборов учета бытового газа должен нести исполнитель коммунальной услуги "газоснабжение", в данном случае - общество "Газпром газораспределение Ижевск", а общество "УК "Вест-Снаб" не является исполнителем коммунальной услуги газоснабжения.
При этом заявитель указывает, что спорные работы не были согласованы сторонами в договоре, в связи с чем не подлежат отплате истцом. Кроме того, по мнению заявителя, судами искажена редакция пункта 5.2 договора от 16.01.2012 N 1-15-29/2012, который был принят в редакции решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.08.2012 по делу N А71-6749/2012.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Газпром газораспределение Ижевск" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "УК "Вест-Снаб" является управляющей компанией многоквартирных домов, перечень которых внесен в лицензионный реестр на право осуществления предпринимательской деятельности в области управления МКД от 29.04.2015 N 18-000040.
Между Республиканским открытым акционерным обществом "Удмуртгаз" (исполнитель, правопредшественник общества "Газпром газораспределение Ижевск") и обществом "УК "Вест-Снаб" (заказчик) заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (в редакции дополнительных соглашений) от 16.01.2012 N 1-15-29/2012 (в редакции решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-6749/2012), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по техническому обслуживанию ВДГО на условиях и в объеме установленных договором (приложение N 2), и аварийно-диспетчерскому обеспечению многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к договору, а заказчик обязуется принимать и своевременно оплачивать услуги исполнителя на условиях настоящего договора (пункт 2.1 договора).
Договор является бессрочным и может быть расторгнут в порядке, предусмотренном действующим законодательством (пункт 7.1 данного договора).
Стоимость услуг по договору рассчитывается исходя из реальных затрат исполнителя и может быть изменена исполнителем в связи с уменьшением (увеличением) ценообразующих факторов. В плате за единицу оборудования учтено техническое обслуживание газопроводов, газоиспользующего оборудования, приборов учета (пункт 5.2 договора от 16.01.2012 N 1-15-29/2012).
В соответствии с пунктом 5.3 указанного договора заказчик производит оплату за техническое обслуживание ВДГО путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании выставленного исполнителем счета на оплату и акта приема-передачи выполненных работ, подписанного сторонами в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи сторонами.
Окончательный расчет производится не позднее 5 рабочих дней с момента подписания сторонами акта-приема передачи услуг на основании счетов-фактур с учетом фактически оказанных услуг.
В адрес общества "УК "Вест-Снаб" направлены акты сдачи-приемки выполненных работ от 31.01.2020 N 17,18, в которых указаны работы по обслуживанию бытовых газовых счетчиков (ИПУ бытового газа) на общую сумму 3 600 руб., проведение которых не было согласовано с заказчиком.
Общество "УК "Вест-Снаб" направило в адрес общества "Газпром газораспределение Ижевск" претензию от 02.03.2020 N 219/01-02 с предложением произвести снижение размера платы по актам приема-передачи, которая оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "УК "Вест-Снаб" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия оснований для снижения размеры платы за обслуживание ВДГО и ВКГО, поскольку в силу норм действующего законодательства истец является лицом, обязанным оплатить данные услуги.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно представленным в дело актам выполненных работ ответчик оказал истцу услуги по обслуживанию бытовых газовых счетчиков (ИПУ бытового газа) на общую сумму 3 600 руб.
В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила N 410), бытовое газоиспользующее оборудование - это оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.).
Внутриквартирное газовое оборудование - это газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа (пункт 2 Правил N 410).
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В пункте 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункты "а", "б", "г", "д").
В силу пункта 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В пункте 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам.
Из системного толкования приведенных правовых норм видно, что внутридомовое газовое оборудование и внутриквартирное газовое оборудование представляют собой единую инженерную систему газоснабжения многоквартирных жилых домов и в целях соблюдения безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и соблюдения прав и законных интересов собственников помещений должно производиться надлежащее техническое обслуживание в отношении как внутридомового газового оборудования, так и внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 1.1 договора от 16.01.2012 N 1-15-29/2012 в предмет договора входит техническое обслуживание как газопроводов, так и газоиспользующего оборудования (газовые плиты, газовые водонагреватели, газовое отопительное оборудование (приложение N 3 к договору) и приборов учета газа. В плате за единицу оборудования учтено техническое обслуживание газопроводов, газоиспользующего оборудования, приборов учета (пункт 5.2 договора от 16.01.2012 N 1-15-29/2012).
Исполнитель в целях обеспечения безопасной эксплуатации ВДГО, его исправного и работоспособного состояния обязуется оказывать заказчику услуги по техническому обслуживанию ВДГО на условиях и в объеме, установленных настоящим договором (приложение N 2), и аварийно-диспетчерскому обеспечению многоквартирных жилых домов, указанных в приложении N 1 к договору (пункт 2.1 договора).
Проанализировав содержание данного пункта, суды установили, что обслуживанию подлежит ВДГО, понятие которого определено в пункте 1.1 договора и включает приборы учета газа в многоквартирных домах, указанных в приложении N 1.
Таким образом, приборы учета газа являются предметом обслуживания в составе оборудования по договору от 16.01.2012 N 1-15-29/2012.
При этом обязанность по предоставлению информации об оборудовании, входящем в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, возложена на заказчика Правилами N 410.
Условия договора от 16.01.2012 N 1-15-29/2012 были предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А71-6749/2012; решением от 09.08.2012 приложения N 1, 2, 3 приняты в редакции проекта договора (изготовленного и направленного исполнителем). При этом суд отметил, что требования истца (общества "УК "Вест-Снаб") исключить из предмета договора обслуживание внутриквартирного газоиспользующего оборудования не соответствуют целям договора и противоречат Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденному Минрегионразвития приказом от 26.06.2009 N 239. Согласно положениям пункта 2 названного Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Согласно пояснениям ответчика до 01.01.2018 акты приема-передачи содержали единую стоимость на ВДГО и ВКГО.
С 01.01.2019 пересмотрен и уточнен перечень газоиспользующего оборудования, в частности, уточнена плата за техническое обслуживание газовой плиты в зависимости от ее вида: плита газовая двухгорелочная, плита газовая четырехгорелочная, варочная газовая панель, духовой газовый шкаф.
С 01.01.2020 при утверждении тарифов на обслуживание ВДГО и ВКГО выделены отдельно прибор учета газа и сигнализатор загазованности.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные услуги в актах приема-передачи газа должны рассматриваться не как вновь введенные, а как выделенные из состава общего тарифа с целью внесения прозрачности в расчетах стоимости оказанных услуг по договору.
В силу пункта 40 Правил N 410 цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденным Приказом ФСТ от 27.12.2013 N 269-э/8.
В соответствии с Методическими рекомендациями при техническом обслуживании прибора учета газа выполняются следующие работы: внешний осмотр счетчика и наличие пломбы на присоединение счетчика: проверка соединений на герметичность с помощью прибора и мыльной эмульсии; проверка работоспособности счетчика и дата последней поверки (пункт 5 приложения N 3).
Возможность пересмотра стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в одностороннем порядке установлена пунктами 5, 12 Методических рекомендаций, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8.
Из материалов дела следует, что уведомления об изменении стоимости услуг ответчика по обслуживанию ВДГО и ВКГО от 06.12.2019 N 01-09/3662, от 23.01.2020 N 01-09/218 направлены в адрес истца в рамках условий пункта 5.2 договора от 16.01.2012 N 1-15-29/2012 и получены последним 19.12.2019, 29.01.2020, соответственно.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в состав ВКГО входят индивидуальные приборы учета, обязательность обслуживания которых возложена на уполномоченное собственниками помещений в многоквартирном доме лицо - общество "УК "Вест-Снаб", суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2020 по делу N А71-3936/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Управляющая компания "Вест-Снаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия договора от 16.01.2012 N 1-15-29/2012 были предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А71-6749/2012; решением от 09.08.2012 приложения N 1, 2, 3 приняты в редакции проекта договора (изготовленного и направленного исполнителем). При этом суд отметил, что требования истца (общества "УК "Вест-Снаб") исключить из предмета договора обслуживание внутриквартирного газоиспользующего оборудования не соответствуют целям договора и противоречат Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденному Минрегионразвития приказом от 26.06.2009 N 239. Согласно положениям пункта 2 названного Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
...
В силу пункта 40 Правил N 410 цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденным Приказом ФСТ от 27.12.2013 N 269-э/8.
...
Возможность пересмотра стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в одностороннем порядке установлена пунктами 5, 12 Методических рекомендаций, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2021 г. N Ф09-6847/20 по делу N А71-3936/2020