Екатеринбург |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А60-20465/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Варел НТС" (далее - ООО "Варел НТС", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2020 по делу N А60-20465/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Фомецкий С.А. (доверенность от 31.12.2020);
Уральского таможенного управления (далее - управление, таможенный орган) - Бозян А.Э. (доверенность от 21.12.2020).
таможни - Аманова А.К. (доверенность от 17.12.2020).
ООО "Варел НТС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения об отказе в возможности изготовить копии документов, изложенного в письме от 31.01.2020 N 41-19/1410.
Решением суда от 23.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Варел НТС" просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суде первой инстанции, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы считает, что судами неверно определен предмет обжалования, а именно общество обжаловало не отказ в ознакомлении с материалами таможенной проверки, а необоснованное ограничение в способе ознакомления.
По мнению ООО "Варел НТС", фотографирование материалов таможенной проверки является одним из законных способов получения информации. Следовательно, отказ заявителю в данном способе ознакомления с материалами таможенной проверки является по отношению к нему ограничением права на свободное получение информации, закрепленного частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации.
Общество полагает, что ограничение в способе ознакомления вылилось в нарушение его права на судебную защиту - лишает возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать свое мнение относительно позиции, занимаемой противоположной стороны и приводимых ею доводов.
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Варел НТС", предметом которой явилось достоверность сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ), в том числе N 10504110/030918/0019295, 10504110/060918/0019530, 10504110/051018/0021882, 10511010/050319/0029678, 10511010/150319/0035233, 10511010/100319/0036203, 10511010/020419/0044088.
По результатам проведения камеральной таможенной проверки управлением оформлен акт камеральной таможенной проверки от 24.01.2020 N 10500000/210/240120/А000014, экземпляр которого направлен в адрес ООО "Варел НТС" письмом от 24.01.2020 N 41-19/981.
Общество в письме таможенному органу от 30.01.2020 N 32 указало на необходимость ознакомления с материалами таможенной проверки, а также об осуществлении фотографирования материалов проверки с целью реализации права ООО "Варел НТС" на судебную защиту.
Управлением в адрес общества направлен ответ (письмо от 31.01.2020 N 41-19/1410), согласно которому ООО "Варел НТС" уведомлено о возможности ознакомления с материалами камеральной таможенной проверки, а также о необходимости согласования даты и времени ознакомления с материалами проверки. Дополнительно управлением сообщено о том, что статьей 235 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) не предусмотрено право лица при ознакомлении с материалами таможенной проверки осуществлять выписки из них, снимать копии, в том числе посредством фотографирования.
Полагая, что решение об отказе в возможности изготовить фотокопии документов, изложенное в письме от 31.01.2020 N 41-19/1410, является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки установлены частями 1 и 3 статьи 335, статьей 336 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 8 пункта 1 и подпунктом 9 пункта 3 статьи 335 ТК ЕАЭС, предусмотрено, что права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки могут устанавливаться законодательством государств - членов ЕАЭС.
Аналогичное положение закреплено в подпункте 6 пункта 1 и подпункте 9 пункта 2 статьи 336 ТК ЕАЭС в отношении прав и обязанностей проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.
В статьях 235, 236 Закона N 289-ФЗ закреплены права и обязанности проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.
В соответствии со статьей 235 Закона N 289-ФЗ проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными статьей 336 ТК ЕАЭС, а также вправе с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки проверяемое лицо вправе знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения (часть 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ).
При этом законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании не содержит правовых норм, устанавливающих право проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки путем их фотографирования, а также соответствующих правовых норм, устанавливающих корреспондирующую обязанность таможенного органа предоставлять проверяемому лицу возможность ознакомления с таможенной проверкой путем фотографирования.
Министерство Финансов Российской Федерации в письмах от 31.10.2019 N 03-10-12/84139, от 05.12.2019 N 03-10-11/94616 разъяснило, что Законом N 289-ФЗ не предусмотрено право лица при ознакомлении с материалами таможенной проверки осуществлять выписки из них, снимать копии, в том числе посредством фотографирования. Проверяемое лицо вправе знакомиться с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра.
Суды, установив, что управление не отказывало обществу в ознакомлении с материалами таможенной проверки, таможенным органом предварительно согласована дата и время ознакомления, пришли к обоснованному выводу о том, что право заявителя на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, не нарушено.
Учитывая, что вынесенные управлением по результатам проведенной камеральной таможенной проверки акт и решения были направлены таможенным органом в адрес ООО "Варел НТС", суды правомерно отметили, что права и законные интересы общества не были ограничены ни в отношении получения информации по итогам таможенной проверки, ни в отношении реализации права на судебную защиту.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что право заявителя на судебную защиту реализовано обществом путем обжалования принятых по результатам камеральной таможенной проверки решений управления о классификации товаров в арбитражный суд (дело N А60-26709/2020).
Доводы общества, в том числе о необоснованном ограничении его в способе ознакомления, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Таким образом, является обоснованным вывод судов о соответствии оспариваемого письма закону и отсутствия факта нарушения им прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2020 по делу N А60-20465/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью" "Варел НТС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 235 Закона N 289-ФЗ проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными статьей 336 ТК ЕАЭС, а также вправе с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки проверяемое лицо вправе знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения (часть 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ).
...
Министерство Финансов Российской Федерации в письмах от 31.10.2019 N 03-10-12/84139, от 05.12.2019 N 03-10-11/94616 разъяснило, что Законом N 289-ФЗ не предусмотрено право лица при ознакомлении с материалами таможенной проверки осуществлять выписки из них, снимать копии, в том числе посредством фотографирования. Проверяемое лицо вправе знакомиться с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 февраля 2021 г. N Ф09-61/21 по делу N А60-20465/2020