Екатеринбург |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А76-38326/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И. А.,
судей Татариновой И.А., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2020 по делу N А76-38326/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании через Арбитражный суд Челябинской области принял участие представитель Министерства - Вишнякова И.А. (доверенность от 09.01.2020).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к администрации Сосновского муниципального района (далее - администрация) о признании права собственности на объекты недвижимости: газоснабжение жилых домов в поселке Архангельское 2 очередь (от врезки в существующий газопровод до ж.д. N 13 по ул. Центральной), расположенный в Челябинской области, Сосновский район, с. Архангельское, протяженностью 917 метров - в соответствии с техническим планом сооружения, выполненным 03.05.2017 кадастровым инженером Вершининой В.А.; наружный газопровод к п. Таловка Сосновского района Челябинской области, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, д. Таловка, протяженность 2365 метров, кадастровый номер 74:19:0000000:15516.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района (далее - КУИЗО Сосновского муниципального района), общество с ограниченной ответственностью "Классик" (далее - общество "Классик"), общество с ограниченной ответственностью "Челябинская финансовая строительная компания" (далее - общество "ЧФСК).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель оспаривает выводы судов о том, что истцом не представлены доказательства возникновения у него соответствующего права на спорные газопроводы в порядке статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации и настаивает на том, что им представлено в материалы дела достаточно доказательств, подтверждающих право заявителя.
Обществом "Классик" в Арбитражный суд Уральского округа заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии представителя общества.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Губернатора Челябинской области от 02.02.2001 N 79 "О плане газификации Челябинской области на 2001 год", постановлением Правительства Челябинской области от 21.02.2002 N 2 "Об итогах газификации Челябинской области за 2001 год и плане газификации на 2002 год" утверждены территории и объекты газификации, в том числе газовые сети в п. Архангельский.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 28.11.2002 в период с сентября 2001 г. по ноябрь 2002 г. осуществлено газоснабжение жилых домов в пос. Архангельский по ул. Центральной, 2 очередь строительства. Строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 3.05.02-88 и Правил безопасности в газовом хозяйстве Госгортехнадзора Российской Федерации. Предъявленный к приемке газоснабжение жилых домов в пос. Архангельский Сосновского района по ул. Центральной, 2 очередь считается принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 28.11.2002.
На надземный газопровод по адресу: газоснабжение жилых домов в пос. Архангельский, 2 очередь (от врезки в существ. газ-д до ж. д. N 13 по ул. Центральной) подготовлен строительный паспорт.
Межведомственной рабочей комиссией по вопросам инвентаризации газового хозяйства Челябинской области принято решение от 06.11.2003 N 1.18 об оформлении права собственности Челябинской области на газовые сети в пос. Архангельский Сосновского района и заключить договор аренды с открытым акционерным обществом "Челябинская региональная газораспределительная компания".
Согласно техническому плану сооружения от 03.05.2017 имеется объект недвижимости: сооружение, расположенное по адресу: Челябинская область, Сосновский район, с. Архангельское - газоснабжение жилых домов в п. Архангельское 2 очередь (от врезки в существ. газ-д до ж. д. N 13 по ул. Центральной).
Министерством представлена справка о финансировании законченного строительством имущественного комплекса газового хозяйства - Газовые сети в пос. Архангельский, в которой указан объект - газоснабжение жилых домов, год начала строительства (создания) - сентябрь 2001 г., дата ввода в эксплуатацию - ноябрь 2002 г., стоимость 350 000 тыс. руб., источник финансирования - областной бюджет.
Министерством представлена выписка из реестра имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области (государственная казна Челябинской области) от 17.04.2017 N 10/5619, согласно которой газоснабжение жилых домов в с. Архангельское Сосновского района, протяженностью 916,93 м является государственной собственностью Челябинской области.
Министерством (арендодатель) и обществом "Челябинская региональная газораспределительная компания" оформлен договор о передаче в аренду имущества от 01.01.2009 N ДАГ-0043-09/146-р, согласно пункту 1.1 которого арендодатель на основании проведенного конкурса на заключение договора аренды в соответствии с протоколом Межведомственной комиссии по вопросам аренды государственного имущества от 11.12.2008, победителем которого стал арендатор, передает за плату, а арендатор принимает в аренду (временное пользование) недвижимое имущество, объекты газового хозяйства Челябинской области согласно прилагаемому перечню имущества (приложение N 1).
На основании акта приема-передачи имущества к договору от 01.01.2009 N ДАГ0043-09/146-р общество "Челябинская региональная газораспределительная компания" передан, в том числе газоснабжение жилых домов в с. Архангельское Сосновского района Челябинской области, протяженностью 912,78 м.
Решением Управления Росреестра от 15.08.2017 N Ф7400/17-50522 отказано в осуществлении кадастрового учета в отношении объекта: газоснабжение жилых домов в пос. Архангельский по ул. Центральной, 2 очередь строительства, ввиду непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Представленный технический план подготовлен в связи с созданием объекта недвижимости. Однако в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не представлен правоустанавливающий документ, свидетельствующий о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на указанный объект.
В нарушение требований подлинные экземпляры актов приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта капитального строительства в эксплуатацию не предоставлены. Кроме того, в представленной копии акта приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения отсутствуют сведения о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на газопровод, а также сведения об основных характеристиках объекта (расходится адрес). Также отсутствует дата составления акта приемки.
Согласно письму администрации Сосновского муниципального района от 12.03.2018 N 509 газоснабжение жилых домов в пос. Архангельское Сосновского района, протяженностью 0,91693 км. в реестре муниципальной собственности Сосновского муниципального района, отсутствует.
Согласно письму МТУ Росимущества от 19.02.2018 N 01787 газоснабжение жилых домов в пос. Архангельское Сосновского района, протяженностью 0,91693 км. в реестре федерального имущества отсутствует.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.11.2004 в период с 01.07.2004 по 26.11.2004 осуществлен прием наружного газопровода высокого давления к п. Таловка Сосновского района Челябинской области.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.11.2004 в период с 01.09.2004 по 26.11.2004 осуществлен прием наружного газопровода н/д к ж. д. в п. Таловка Сосновского района Челябинской области.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.11.2004 в период с 01.07.2004 по 26.11.2004 осуществлен прием наружного газопровода н/д от ГРПШ до заглушки после ГЗ п. Таловка Сосновского района Челябинской области.
Из указанных актов приемки следует, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002 и ТСН по приемке. Предъявленные к приемке вышеуказанные объекты считаются принятыми заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 26.11.2004.
На наружный газопровод высокого давления к п. Таловка Сосновского района Челябинской области, наружный газопровод н/д к ж.д. в п. Таловка Сосновского района Челябинской области, наружный газопровод н/д от ГРПШ до заглушки после ГЗ п. Таловка Сосновского района Челябинской области, газопровод н/д п. Таловка, от ГРПШ к ж.д. по ул.Центральная Сосновского района Челябинской области подготовлены строительные паспорта.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости объект: наружный г/д к п. Таловка Сосновского района Челябинской области, назначение: сооружения газохимического комплекса, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2004.
Согласно справки о финансировании законченного строительством имущественного комплекса газового хозяйства - газоснабжение поселка Таловка Сосновского района (газопроводы высокого и низкого давления), в том числе проектно-изыскательные работы (наружный г/д н/д от ГРПШ до заглушки после ГЗ п. Таловка Сосновский район Челябинская обл., наружный газопровод н/д к ж.д. в п. Таловка Сосновского района Челябинской обл., наружный газопровод н/д от ГРПШ к ж.д. по ул. Центральная п. Таловка, дата начала строительства - 01.07.2004, 01.09.2004, 21.01.2005, дата ввода в эксплуатацию - 26.11.2004, 26.11.2004, 02.03.2005, стоимость 2 622, 438 тыс. руб., источник финансирования - областной бюджет.
Уведомлением Управления Росреестра от 16.01.2017 N 74/019/202/2016-416 отказано в осуществлении государственной регистрации в отношении объекта: наружный г/д к п. Таловка Сосновского района Челябинской области, КН/УН: 74:19:0000000:15516, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, д. Таловка, ввиду непредставления документов, необходимых в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Представленный акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.11.2004, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.11.2004, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.11.2004 не могут быть рассмотрены в качестве надлежащих правоустанавливающих документов, поскольку на основании данных документов протяженность вводимых в эксплуатацию газопроводов составляет 1963,79 м, тогда как в заявлении о государственной регистрации права собственности протяженность объекта указана как 2365 м. Иной документ, свидетельствующий о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область на указанный объект недвижимого имущества, не представлен.
Согласно письму КУИЗО Сосновского муниципального района от 22.06.2017 N 1223 в реестре муниципальной собственности Сосновского муниципального района состоят следующие объекты: наружный газопровод жилые дома п. Таловка, год ввода в эксплуатацию 2004, протяженность газопровода 1963,02 м; наружный газопровод к жилым домам по ул. Центральная п. Таловка, год ввода в эксплуатацию 2005, протяженность газопровода 263,82 м; газоснабжение жилого фонда п. Таловка, год ввода в эксплуатацию 2006, протяженность газопровода 2 662,00 м. Соответственно, объект недвижимого имущества - наружный газопровод к п. Таловка Сосновского района Челябинской области, протяженностью 2365 м, отсутствует.
Согласно письму МТУ Росимущества от 10.04.2017 N 02403 наружный газопровод к п. Таловка Сосновского района Челябинской области, протяженностью 2365 м, в реестре федерального имущества отсутствует.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на отсутствие в распоряжении истца иных доказательств, подтверждающих возникновение права собственности Челябинской области на спорный газопровод, а также на положения статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, министерство обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности.
Проанализировав заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства возникновения у него соответствующего права на спорный газопровод на основании статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Следовательно, обращаясь в арбитражный суд, истец должен обосновать и доказать факт нарушения его прав и законных интересов, восстановление которых повлечет удовлетворение заявленного иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Как усматривается из материалов дела, истец претендует на признание права на объекты недвижимости - газоснабжение жилых домов в поселке Архангельское 2 очередь (от врезки в существующий газопровод до ж.д. N 13 по ул. Центральной), расположенный в Челябинской области, Сосновский район, с. Архангельское, протяженностью 917 метров - в соответствии с техническим планом сооружения, выполненным 03.05.2017 кадастровым инженером Вершининой В.А.; наружный газопровод к п.Таловка Сосновского района Челябинской области, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, д.Таловка, протяженность 2365 метров, кадастровый номер 74:19:0000000:15516.
В обоснование своей позиции по делу министерство ссылалось на то, что строительство спорного газопровода было произведено за счет средств областного бюджета.
Между тем, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к выводу о недоказанности истцом факта строительства спорного газопровода за счет средств областного бюджета.
Так, исходя из содержания справки о финансировании законченного строительством имущественного комплекса газового хозяйства - газоснабжение жилых домов в поселке Архангельское 2 очередь (от врезки в существующий газопровод до ж.д. N 13 по ул. Центральной); наружный газопровод к п. Таловка Сосновского района Челябинской области не следует, что финансирование осуществлялось именно для строительства спорного газопровода.
Содержание представленной справки не позволило суду соотнести сведения, изложенные в ней, со спорным газопроводом ввиду отсутствия в справке идентифицирующих признаков объекта финансирования.
Каких-либо доказательств реального несения расходов на строительство газопровода, в частности платежных документов или иных доказательств, подтверждающих оплату (перечисление из областного бюджета для оплаты) работ подрядных организаций, осуществивших строительство спорного газопровода, материалы дела не содержат (статья 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.11.2004 не следует, что Челябинская область является правообладателем или заказчиком строительства спорного газопровода. Застройщиками и подрядчиками в акте указаны иные юридические лица. Иного не доказано.
Доказательства того, что лица, предъявившие построенный газопровод к приемке, или лица, которые осуществили его приемку, в дальнейшем передали спорный газопровод в собственность Челябинской области или уполномоченных ею лиц, истцом не представлены. Доказательства заключения договоров подряда на строительство спорного газопровода в материалы дела также не представлены (статьи 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, судами также указано на противоречие в представленных в суд документах в части основных характеристик объекта.
Так, в отношении объекта: газоснабжение жилых домов в пос. Архангельское 2 очередь (от врезки в существующий газопровод до ж. д. N 13 по ул. Центральной), расположенный в Челябинской области, Сосновский район, с. Архангельское, протяженностью 917 м, в нарушение требований подлинные экземпляры актов приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта капитального строительства в эксплуатацию не предоставлены. В представленной копии акта приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения отсутствуют сведения о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на газопровод, а также сведения об основных характеристиках объекта (расходится адрес). Указанные противоречия истцом не устранены. Доказательств идентичности указанных объектов не представлено.
Норма пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации призвана регулировать внесудебный бесспорный порядок возникновения права собственности на вещь, вновь созданную лицом в установленном законодательством порядке. Право собственности на такую вещь возникает в силу факта создания ее в установленном порядке и не требует признания возникновения права в судебном порядке.
Условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество являются соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), предусматривающих наличие совокупности юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил (статья 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").
Доказательств предоставления в установленном законом порядке земельного участка для строительства спорного газопровода (оформления с собственниками земельных участков, по которым пролегает газопровод, разрешения на прокладку по их участкам газопровода) министерством в материалы дела также не представлено (статья 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку истцом не представлены доказательства возникновения у него соответствующего права на спорный газопровод на основании статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного иска о признании права собственности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств и установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Челябинской области от 31.08.2020 по делу N А76-38326/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество являются соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), предусматривающих наличие совокупности юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил (статья 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").
...
Поскольку истцом не представлены доказательства возникновения у него соответствующего права на спорный газопровод на основании статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного иска о признании права собственности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф09-8952/20 по делу N А76-38326/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8952/20
18.11.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12120/20
31.08.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-38326/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-38326/19