Екатеринбург |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А47-12771/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Гавриленко О. Л., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление Росприроднадзора, управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.09.2020 по делу N А47-12771/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования сервиса "Онлайн-заседания" принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Геопрогресс" (далее - общество "Геопрогресс", общество) - Герасимов Д.П. (доверенность от 01.01.2021 N 7).
До начала судебного заседания от управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Общество "Геопрогресс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на выброс от 16.08.2019 N МК-04-01-11/4678 и обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная инжиниринговая компания" (далее - общество "МИК").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.09.2020 заявленные требования удовлетворены, оспариваемый отказ признан недействительным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая, что в ходе рассмотрения представленных документов невозможно определить стадию разработки Мохового нефтяного месторождения, поскольку отсутствует какая-либо достоверная информация об утвержденной проектной документации, в соответствии с которой проводятся работы по освоению месторождения; управление настаивает на обоснованности отказа в выдаче разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух на основании лишь санитарно-эпидемиологического заключения и титульного листа положительного заключения негосударственной экспертизы на объект; "пункт сбора нефти скв. N 3 Мохового месторождения" без предоставления утвержденной проектной документации на месторождения в целом.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Геопрогресс" указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество "МИК" разработало в 2019 году проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для Мохового и Южно-Мохового месторождений для общества "Геопрогресс" (далее - проект нормативов ПДВ).
Общество "Геопрогресс" 24.07.2019 получило санитарно-эпидемиологическое заключение N 56.01.08.000.Т.000640.07.19 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области на проект нормативов ПДВ и 30.07.2019 представило в управление заявление на выдачу разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, приложив к нему проект нормативов ПДВ и платежное поручение об оплате госпошлины.
Рассмотрев представленные документы, управление 16.08.2019 Росприроднадзора отказало заявителю в выдаче разрешения на выброс, мотивируя тем, что в проекте нормативов ПДВ выявлена неполная, недостоверная, искаженная информация, а именно: в представленных материалах отсутствует информация, в какой стадии разработки в настоящее время находится Моховое нефтяное месторождение; протокол ЦКР Роснедр по УВС на технологическую схему разработки данного месторождения отсутствует; объемы добычи углеводородного сырья не обоснованы, в связи с чем невозможно определить достоверность представленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.; согласно данным проекта с 01.10.2019 в эксплуатацию вводится пункт сбора нефти (ПСН) на скважине N 3 Мохового месторождения. В состав ПСН входят рекуператоры в количестве 2 ед. В рекуператоре производится сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) для нагрева воды. Информация технологической необходимости нагрева воды не представлена.
Полагая, что названный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ) (здесь и далее нормы закона приводятся в редакциях, действовавших в период спорных правоотношений) предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются, в том числе предельно допустимые выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, технологические нормативы выбросов, технические нормативы выбросов.
В целях реализации статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 02.03.2000 N 183 утвердило Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее - Положение N 183) согласно пункту 6 которого, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Соответствие предельно допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
Разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (пункт 8 Положения N 183).
Согласно пункту 4.2.1 Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест, утвержденных Главным государственные санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001 (далее - СанПиН 2.1.6.1032-01), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению, и не зависит от того, превышаются ли контрольные показатели предельно-допустимых выбросов или нет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон от 30.03.1999 N52-ФЗ) нормативы предельно допустимых выбросов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В статье 42 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологические заключения выдаются главными государственными врачами на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытании и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке. Целью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы является установление соответствия (несоответствия) требованиям закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 9 Положения N 183 нормативы ПДВ (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с пунктами 9(1), 9(2) Положения N 183 для установления нормативов ПДВ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, содержащее сведения, предусмотренные названными пунктами, а именно: полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица; место нахождения отдельных производственных территорий; информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе; наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
К заявлению прилагаются следующие материалы: данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности; проект предельно допустимых выбросов.
Установление нормативов предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Росприроднадзора (пункт 9 (8) Положения N 183).
В соответствии с пунктом 9(10) Положения N 183 разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается одновременно с установлением нормативов предельно допустимых выбросов.
Как установлено судами, общество обратилось в управление с заявлением о выдаче разрешения на выброс в атмосферный воздух, к которому приложены: разработанный проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для Мохового и Южно-Мохового месторождения; проектная документация и содержащиеся в ней результаты инженерных изысканий, получившая положительное заключение экспертизы N 56-2-1-3-0319-18, выданное обществом с ограниченной ответственностью "Центр Экспертных решений", имеющим свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий N РОСС RU.0001.610578 номер бланка 0000492 и N РОСС RU.0001.610543 номер бланка 0000451, со сроком действия с 18.08.2014 по 18.08.2019.
Из экспертного заключения следует, что проектная документация и результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что поданное обществом заявление и приложенные к нему документы соответствовали требованиям пунктов 9 (1), 9 (2) Положения N 183.
Однако обществу отказано в выдаче разрешения на выброс в связи с тем, что управление не имеет возможности определить достоверность представленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по причине отсутствия в проекте информации о стадии разработки Мохового нефтяного месторождения, протокола ЦКР Роснедр по УВС на технологическую схему разработки, необоснованности объемов добычи углеводородного сырья, а также в связи с отсутствием информации о технологической необходимости нагрева воды.
Между тем в оспариваемом отказе отсутствуют ссылки на конкретные нормы права, которыми предусмотрена обязанность общества предоставить в составе проектной документации ПДВ информации о стадии разработки нефтяного месторождения, протокола ЦКР Роснедр по УВС на технологическую схему разработки и обоснование технологической необходимости нагрева воды, при наличии положительного экспертного заключения на проектную документацию и содержащиеся в ней результаты инженерных изысканий, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требований, установленных в проектной документации ПДВ, требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01, ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", выданного по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Как указывалось выше, общество перед обращением в управление с заявлением о выдаче разрешения на выброс в атмосферный воздух разработало проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для Мохового и Южно-Мохового месторождения.
В отношении проектной документации Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии Оренбургской области" проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, по результату которой составлено заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы от 03.07.2019 N 56.ФБУЗ.01.01-07.2019-2451, на основании которого управление Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучию человека по Оренбургской области выдало обществу санитарно-эпидемиологическое заключение N 56.01.08.000.Т.000640.07.19 на проект нормативов ПДВ, из которого следует, что требования, установленные в проектной документации ПДВ, соответствуют СанПиН 2.1.6.1032-01, ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
С учетом изложенного, санитарно-эпидемиологическим заключением подтвержден факт того, что указанные в проекте нормативов ПДВ сведения о предполагаемых выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух соответствуют вышеуказанным требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов.
Таким образом, документального подтверждения того, что использованные в проекте нормативов ПДВ сведения, а также положительное экспертное заключение на проектную документацию и содержащиеся в ней результаты инженерных изысканий, а также санитарно-эпидемиологическое заключение являются недостоверными, недействующими либо признаны незаконными, управлением в материалы дела не представлено, в связи с чем отказ в выдаче разрешения на выброс, изложенный в письме от 16.08.2019N МК-04-01-11/4678, правомерно признан судами не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права общества "Геопрогресс" в сфере экономической деятельности.
Довод управления Росприроднадзора о том, что оно лишено возможности проверить достоверность представленных в проекте нормативов ПДВ выбросов (содержащиеся в оспариваемом отказе), являлся предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно отклонен, поскольку проверка достоверности фактического соблюдения обществом указанных в проекте нормативов ПДВ нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу установок очистки газа, средств контроля за такими выбросами, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровней физических воздействий на атмосферный воздух и т.д., проводится в рамках государственного экологического надзора, включающего в себя, в том числе государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, проводимый в порядке, предусмотренном статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 24 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ, в ходе которого должностные лица вправе запрашивать и получать необходимую информацию и документы, проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Кассационная жалоба управления не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов судов установленным ими обстоятельствам по делу, а изложенные в ней доводы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.09.2020 по делу N А47-12771/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.