Екатеринбург |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А50-13047/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Столярова А.А., Беляевой Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевелевой П.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мищенко Бориса Ивановича на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2020 по делу N А50-13047/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края на основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Мищенко Бориса Ивановича - Доброхотов С.Ю. (доверенность от 19.11.2019 N 59 АА 0944522);
Администрации города Перми - Сибирякова С.Н. (доверенность от 22.12.2020 N 059-01-44/2-229);
Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми - Сибирякова С.Н. (доверенность от 11.01.2021 N 059-13-05-11/03).
Индивидуальный предприниматель Мищенко Борис Иванович (далее - заявитель, предприниматель Мищенко Б.И.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действия и бездействия Администрации города Перми и Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - заинтересованные лица, Администрация, Департамент) в исполнении постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-867/2018-АК от 21.03.2018 по делу N А50-4926/2017 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель Мищенко Б.И. обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А50-4926/2017 от 21.02.2018 не исполнено, нарушенные права и законные интересы предпринимателя Мищенко Б.И. не восстановлены. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что принятые судебные акты нарушают принцип единообразия судебной практики, поскольку фактически изменяют постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-867/2018-АК от 21.03.2018 по делу N А50-4926/2017.
Заинтересованными лицами представлены отзывы на кассационную жалобу, в которых просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что предприниматель Мищенко Б.И., общество с ограниченной ответственностью "БИМ" обратились в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Администрации города Перми и Департамента экономики и промышленной политики Администрации города Перми по исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми объектов:
М-К-110, М-К-111, М-К-112, М-К-113, М-К-114, М-К-115, М-К-116, М-К117, М-К-118, М-П-5, М-П-78, М-П-79, М-П-80, М-П-81, М-П-82, М-П-83, МП-84, М-П-85, М-П-86, М-П-87, М-П-88, М-П-89, М-П-90, расположенных на земельном участке площадью 811 кв. м, кадастровый номер 59:01:4311060:13, разрешенное использование: под магазины, торговые комплексы, по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. 1905 года, 16.
Вступившим в законную силу постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-867/2018-АК от 21.03.2018 отменено решение Арбитражного суда Пермского края от 18.12.2017 по делу N А50-4926/2017, заявленные предпринимателем Мищенко Б.И. требования удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными, на Администрацию города Перми и Департамент экономики и промышленной политики возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Предприниматель Мищенко Б.И., полагая, что Администрацией и Департаментом допускается бездействие по неисполнению постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-867/2018-АК от 21.03.2018, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований предприниматель Мищенко Б.И. указал, что незаконные действия и бездействие заинтересованных лиц выразились в том, что постановление от 20.06.2018 N 407, принятое Администрацией во исполнение постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 по делу N А50-4926/2017, отменено Администрацией постановлением от 20.06.2018 N 408.
Кроме того, предприниматель Мищенко Б.И. указал на допущенное Департаментом бездействие по неподписанию соглашения о примирении, о заключении которого было предложено заявителю при условии отзыва исполнительного листа из службы судебных приставов.
Постановлением Администрации от 28.03.2019 N 178 изменены специализация нестационарных торговых объектов, их площади, часть спорных объектов находилась в другом кадастровом квартале, что послужило основанием для окончания исполнительного производства.
Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 04.04.2019 об окончании исполнительного производства N 44021/18/59046-ИП признано недействительным решением Арбитражного суда Пермского края от 26.06.2019 по делу N А50-16647/2019.
Постановлением Администрации от 17.03.2020 N 230 вновь изменены специализация нестационарных торговых объектов, площади нестационарных торговых объектов и дополнительно в схему размещения нестационарных торговых объектов внесено еще 4 нестационарных торговых объекта.
Заявитель полагает, что постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 должно быть исполнено и его нарушенные права должны быть восстановлены путем включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, разработанную в соответствии Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п, действовавшим в период нарушения прав и законных интересов предпринимателя Мищенко Б.И. При этом объекты предпринимателя Мищенко Б.И. должны быть предусмотрены вышеуказанной Схемой таким же образом, как отражено в Схеме, действующей в 2010 году, то есть в таком же количестве объектов, без изменения площади и специализации объектов, с учетом того, что все объекты имеют общий фундамент и общую крышу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности совокупности оснований для признания оспариваемых действий и бездействия незаконными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 N 867/2018 подлежит обязательному исполнению Департаментом и Администрацией.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1, 3 статьи 10 названного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено судами, к правоотношениям, рассмотренным судами в рамках дела N А50-4926/2017, применялись положения Постановления Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В настоящее время размещение принадлежащих предпринимателю объектов возможно единственно в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Перми N 521 от 02.08.2018, поскольку иной Схемы на территории муниципального образования "город Пермь" не существует.
Судами установлено, что постановлением Администрации от 17.03.2020 N 230 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную постановлением Администрации города Перми от 02.08.2018 N 521" были откорректированы площади объектов, в сторону увеличения, изменена специализация объектов с учетом специализации, ранее предусмотренной в постановлении N 572, а также дополнительно были включены новые 4 места размещения.
Таким образом, в настоящее время в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Перми N 521 от 02.08.2018, на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4311060, с адресными ориентирами ул. 1905 года, 16 включено 27 объекта: 9 киосков и 18 павильонов, которые составляют площадь 595 кв. м, ранее данная площадь объектов была определена в старой Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Перми N 572 от 27.09.2012.
Схема разработана с учетом Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов", которая должна содержать сведения об объекте: виде, площади, специализации.
Пунктом 2.2.4. Порядка предусмотрено, что нестационарные торговые объекты, размещаемые на территории городских округов Пермского края, должны были соответствовать нормативным требованиям к внешнему облику нестационарного торгового объекта.
Специализация объектов включена в Схему с учетом постановления Администрации г. Перми от 04.07.2018 N 458 "Об утверждении номенклатуры специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией нестационарных торговых объектов".
Площадь объектов установлена с учетом требований к размеру некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, установленных в Правилах благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.
Постановление Администрации города Перми от 17.03.2020 N 230 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную постановлением администрации города Перми от 02.08.2018 N 521" опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь N 21 и вступило в законную силу.
Данный нормативный акт является действующим, незаконным не признан и подлежит обязательному исполнению.
Таким образом, действия по включению в Схему совершены Администрацией, указанные действия соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя.
Кроме того, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 26.03.2020 исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Пермского края по делу N А50-4926/2017, окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии со стороны заинтересованных лиц незаконных действий в исполнении постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 по делу N А50-4926/2017.
Все аргументы предпринимателя Мищенко Б.И., приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствует о нарушении судами норм права, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2020 по делу N А50-13047/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мищенко Бориса Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Администрации города Перми от 17.03.2020 N 230 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную постановлением администрации города Перми от 02.08.2018 N 521" опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь N 21 и вступило в законную силу.
Данный нормативный акт является действующим, незаконным не признан и подлежит обязательному исполнению.
Таким образом, действия по включению в Схему совершены Администрацией, указанные действия соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя.
Кроме того, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 26.03.2020 исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Пермского края по делу N А50-4926/2017, окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии со стороны заинтересованных лиц незаконных действий в исполнении постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 по делу N А50-4926/2017."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2021 г. N Ф09-434/21 по делу N А50-13047/2020