Екатеринбург |
|
24 марта 2021 г. |
Дело N А50-11390/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Тороповой М.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания Бисер" (далее - общество, ответчик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2020 по делу N А50-11390/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством онлайн приняла участие представитель общества - Забалуева А.В. (доверенность от 03.06.2019).
Ходатайство Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство, истец) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, изложенное в отзыве, судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу о взыскании 5 470 186 руб. 55 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 13.01.2010 N 460 за период с 01.01.2016 по 31.12.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением суда от 16.09.2020 иск удовлетворен частично. С общества и пользу министерства взыскано 3 952 586 руб. 13 коп. задолженности по арендной плате по договору от 13.01.2010 N 460 за период с 01.06.2017 по 31.12.201. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что при проведении аукциона на заключение договора аренды и определения цены аукциона, размер арендной платы являлся предварительным, аукционной документацией предусмотрена возможность последующего изменения размера арендной платы по соглашению сторон. Общество отмечает, что являлось единственным участником аукциона, в связи с чем изменение арендной платы в меньшую стороны не нарушает прав иных участников аукциона. Заявитель указывает на недобросовестность действий истца, выразившихся в проведении аукциона на условиях предварительного размера арендной платы и возможности последующего его изменения, заключении договора на перечисленных условиях, подписания и длительное исполнения условий договора в редакции дополнительного соглашения, в связи с чем, по мнению общества, у министерства отсутствует право ссылаться на ничтожность дополнительного соглашения. Общество полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу, министерство просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.01.2010 N 460, согласно которому арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 22.12.2009 N 5 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
Согласно пункту 2 договора, лесной участок площадью 14590,0 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет категорию земель: земли лесного фонда, номер учетной записи 980-2009-12 в государственном лесном реестре Пермского края, кадастровый номер: нет, местоположение: Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Горнозаводское лесничество, Теплогорское участковое лесничество, кварталы 129 (за исключением выделов 1, 9), 130 (за исключением выделов 12, 13), 138 (за исключением выдела 17, части выдела 21, части выдела 22, части выдела 23), 140 (за исключением выделов 2, 12), 141, 142 (за исключением выдела 3), 146, 147, 148 (за исключением выдела 13), 149 (за исключением выдела 23), 150, 151, 152 (за исключением выдела 5), 153-158, 159 (за исключением выдела 36), 160 (за исключением выдела 15), 161 (за исключением выдела 1), 162-168, 169 (за исключением выделов 4, 5), 170-173.
Схема расположения, границы и характеристика лесного участка приводятся в приложениях N 1 и 2 к настоявшему договору (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 42,7 тыс.м3, в том числе 5,8 тыс.м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов.
Арендная плата по договору составляет 4 991 900 руб. в год (пункт 7 договора).
В пункте 7.1 договора указано, что размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.
Договор заключен на срок с 13.01.2010 по 12.01.2031 (пункт 21 договора)
и прошел процедуру государственной регистрации 26.02.2010.
Дополнительным соглашением от 26.08.2010 N 1 пункт 4 изложен в следующей редакции: "Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с объемами использования лесов в соответствии с Проектом освоения лесов и N 2 к дополнительному соглашению от 26.08.2010 N 1 к настоящему договору". Плата в части минимального размера арендной платы за использование лесов в доход федерального бюджета составила 2 230 851 руб.
Дополнительное соглашение к договору зарегистрировано 05.10.2011.
Согласно предписанию Федерального агентства лесного хозяйства от 09.11.2018 N 27/2018 "Об устранении выявленных нарушений при использовании органами государственной власти Пермского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности", выданному по результатам плановой выездной проверки, выявлен недополученный доход федерального бюджета, в связи с неверным начислением годовой арендной платы по договору за период 2016-2019 годы.
Министерством произведен перерасчет арендной платы за период 2016-2019 годы, в соответствии с которым задолженность по арендной плате составила 5 470 186,55 рублей, из них в федеральный бюджет 5 470 186,55 руб.
Министерством в адрес арендатора направлено уведомление (претензия) с требованием оплатить задолженность по арендной плате.
Общество отказало в перечислении арендной платы за 2016-2019 годы, ссылаясь на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.09.2019 по делу N А50- 16323/2019, которым внесены изменения в договор аренды лесного участка, а именно: пункт 2 договора изложен в следующей редакции: "Лесной участок площадью 14590,0 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет: категорию земель: земли лесного фонда, кадастровый номер: нет, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края местоположение: Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Горнозаводское лесничество, Теплогорское участковое лесничество (Теплогорское), кварталы (выделы) 129 (2-8, 10-15), 130 (1-11, 14-20), 138 (1-16, 18-33), 140 (1, 3-11, 13-20), 141 (1-22), 142 (1-2, 4-21), 146 (1-96), 147 (1-53), 148 (1-12, 14-32), 149 (1-22, 24-42), 150 (1-28), 151 (1-39), 152 (1-4. 6-41), 153 (1-27), 154 (1-33), 155 (1-23), 156 (1-61), 157 (1-23), 158 (1-31), 159 (1-35, 37-51), 160 (1-
14, 16-61), 161 (2-43), 162 (1-21), 163 (1- 16), 164 (1-26), 165 (1-69), 166 (1-65), 167 (1-60), 168 (1-34), 169 (1-27), 170 (1- 33), 171 (1-32), 172 (1-13), 173 (1-17)"; пункт 4.1 договора изложен в следующей редакции: "Лесной участок в целях использования лесов для заготовки древесины с ежегодным объемом заготовки древесины по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях на лесном участке 14,3 тыс.куб.м, в том числе: по хвойному хозяйству - 3.7 тыс.куб.м, по лиственному хозяйству - 10,6 тыс.куб.м; при уходе за лесом на лесном участке (проходные рубки) - 1,4 тыс.куб.м, в том числе: по хвойному хозяйству - 1.4 тыс.куб.м"; пункт 7 договора изложен в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору, рассчитанная исходя из ежегодного объема заготовки древесины при сплошной рубке спелых и перестойных лесных насаждений, составляет 2 326 964,00 руб. (два миллиона триста двадцать шесть тысяч девятьсот шестьдесят четыре рубля) в год. Арендная плата при иных видах рубок, предусмотренным проектом освоения лесов, исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310".
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск частично, суды исходили из следующего.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
На основании п. 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или)
органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом
порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
В силу положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды", судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться
сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
На момент проведения лесного аукциона и заключения по его результатам договора аренды от 13.01.2010 N 460 действовал Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Суды обоснованно исходили из того, что по смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. на момент заключения спорного договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в указанной редакции при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ в часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации в часть 2 статьи 74 вновь были внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Одновременно статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В результате последующих изменений нормы Лесного кодекса Российской Федерации были дополнены статьей 73.1, устанавливающей правила заключения договоров аренды лесного участка, и статьей 74.1, регулирующей порядок расторжения и изменения таких договоров; статья 74 изложена в новой редакции и определяет условия заключения договоров аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов (Федеральные законы от 29.06.2015 N 206-ФЗ и от 23.06.2016 N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации. Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и касаются договоров
аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается. В свою очередь исключения из указанного правила перечислены в частях 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что объемы использования древесины в соответствии с дополнительным соглашением от 26.08.2010 N 1 изменены в соответствии с Проектом освоения лесов: всего 46,2 тыс. куб.м., в т.ч. 8,4 тыс.куб.м по хвойному хозяйству, а размер арендной платы снизился до 2 230 851 руб.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в ред., действовавшей на момент заключения соглашения от 26.08.2010 об изменении объема (размера) использования лесов на арендуемом участке и размера арендной платы, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Таким образом, судами верно установлено, что дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка заключено арендодателем и арендатором в нарушение положений пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 17.12.2013 N 12157/13, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий
и оснований изменения такого договора, заключенного на аукционе, по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 168 ГК РФ, суды
правомерно признали дополнительное соглашение от 26.08.2010 ничтожным, поскольку изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон не допускается.
В отсутствие доказательств погашения задолженности, суды, учитывая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ, п. 2 ст.199 ГК РФ, ст. 200, 207 ГК РФ) правомерно взыскали 3 952 586 руб. 13 коп. долга за период с 01.06.2017 по 31.12.2019.
Доводы заявителя кассационной жалобы с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления отклоняются, указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2020 по делу N А50-11390/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания Бисер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
М.В.Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 168 ГК РФ, суды
...
В отсутствие доказательств погашения задолженности, суды, учитывая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ, п. 2 ст.199 ГК РФ, ст. 200, 207 ГК РФ) правомерно взыскали 3 952 586 руб. 13 коп. долга за период с 01.06.2017 по 31.12.2019."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2021 г. N Ф09-1017/21 по делу N А50-11390/2020