Екатеринбург |
|
07 апреля 2021 г. |
Дело N А47-3733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Орскнефтепродукт" (далее - общество "Орскнефтепродукт", заявитель), Броцмана Андрея Викторовича (далее - Броцман А.В., заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.10.2020 по делу N А47-3733/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
Броцмана А.В. - Марсаков Д.Г. (доверенность от 17.06.2020, паспорт, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Орскнефтепродукт" - Марсаков Д.Г. (доверенность от 20.02.2020, паспорт, диплом);
Резванцева Алексея Владимировича - Иванов И.П., адвокат (доверенность от 06.11.2020, удостоверение адвоката);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - Мунашева А.А. (доверенность от 14.09.2020 N 91, служебное удостоверение, диплом).
Общество "Орскнефтепродукт", Броцман А.В. обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с исковыми заявлениями о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 12.04.2019 о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АКТИВ" (ОГРН 1155658010463, ИНН 5609175888; далее - общество) в связи с его ликвидацией, обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о недействительности записи под государственным регистрационным номером 2195658161015 о государственной регистрации прекращения деятельности общества (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Резванцев Алексей Владимирович (далее - Резванцев А.В., третье лицо).
Решением суда от 01.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, содержащих аналогичные доводы, заявители просят обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Заявители жалоб отмечает, что оспариваемое решение регистрирующего органа является недействительным, принято в отсутствие законных оснований для внесения в ЕГРЮЛ сведений записи о промежуточном ликвидационном балансе и последующего вынесения решения о государственной регистрации прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией.
По мнению заявителей жалоб, на момент составления промежуточного и окончательного ликвидационного балансов ликвидатор располагал информацией о наличии задолженности ликвидируемого общества, соответственно, представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не отражал действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и расчеты с кредиторами, что свидетельствует о наличии основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подп. "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Заявители жалоб обращают внимание на отсутствие доказательств уведомления их ликвидатором о ликвидации общества, нарушении порядка ликвидации юридического лица, установленного статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В части выводов судов первой и апелляционной инстанций о пропуске срока давности, общество "Орскнефтепродукт" отметило, что началом годичного срока на подачу заявления о признании оспариваемого решения регистрирующего органа недействительным, является момент, когда оно узнало о нарушении своих прав и законных интересов - 17.03.2020, при подготовке претензионных требований о возврате образовавшейся задолженности по обязательствам договора аренды с обществом.
В отзыве на кассационную жалобу регистрирующий орган просит оставить кассационные жалобы без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
В отзыве на кассационные жалобы Резванцев А.В. полагает, что судами дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, просит в удовлетворении кассационных жалоб заявителей отказать.
Как следует из материалов дела, регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с добровольной ликвидацией.
Общество "Орскнефтепродукт", Броцман А.В., ссылаясь на ликвидацию общества с нарушением положений статей 61 - 64 ГК РФ и их прав как кредиторов, поскольку на момент принятия решения о ликвидации ликвидационный баланс общества не содержал достоверных сведений о кредиторской задолженности перед заявителями, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, регистрирующий орган указал на то, что ликвидационный баланс общества не содержал сведений о кредиторской либо дебиторской задолженности; государственная регистрация ликвидации общества проведена при отсутствии сведений о задолженности перед иными юридическими лицами; какие-либо возражения со стороны кредиторов относительно предстоящей ликвидации юридического лица в установленные законом сроки не поступали. По мнению инспекции, при наличии непогашенной задолженности, заявителями не была проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы знать о финансовом состоянии своего контрагента; кредиторы до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации не заявили требований к обществу о наличии задолженности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого решения регистрирующего органа, поскольку, в соответствии со статьей 21 Закона о регистрации, регистрирующему органу представлены все необходимые документы; основания, предусмотренные статьей 23 названного Закона для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией отсутствовали.
Судом первой инстанции указано на недоказанность факта несоответствия решения регистрирующего органа закону и нарушения прав заявителей, последние не воспользовались правом заявить возражения против ликвидации, не заявили в судебном порядке требований о наличии задолженности, в суд с настоящим заявлением обратились с пропуском срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, не указав причину, которую суд мог бы посчитать уважительной.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований не согласиться с выводами судов.
В силу статей 197 - 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия государственного органа недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61 - 64 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий).
В силу пункта 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 9 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок регистрации юридических лиц определен Законом о регистрации.
Закон исходит из принципа достоверности сведений, включенных в реестр, носящих общедоступный характер (статьи 4, 12 Закона о регистрации, статьи 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, установлен статьей 21 Закона о регистрации и включает в себя подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации в вышеупомянутом заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Основания для отказа в регистрации приведены в статье 23 Закона о регистрации, к числу которых отнесено непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а" пункта 1).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 приведена правовая позиция о том, что при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, формирующие соответствующую часть государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением в качестве кредиторов общества заявители сослались на наличие задолженности последнего по арендной плате в рамках договоров аренды объектов недвижимости от 30.04.2015, 01.06.2015, 01.04.2017 N 1а, 1, 4 в общей сумме 3 656 000 руб. перед обществом "Орскнефтепродукт", по договорам займа от 13.07.2016 на сумму 2 400 000 руб., от 23.05.2017 на сумму 5 000 000 руб. перед Броцманом А.В.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что из представленных ликвидатором на регистрацию инспекции документов (промежуточного и ликвидационного балансов) не следовало наличие какой- либо задолженности общества перед кредиторами.
Сведений об информированности регистрирующего органа относительно задолженности перед ООО "Орскнефтепродукт" и Броцманом А.В. из иных источников не представлено (к инспекции с соответствующим уведомлением заявители не обращались, иного из материалов дела не следует).
Ликвидатором осуществлена публикация сообщения о принятии решения о ликвидации общества, соответствующие сведения о начале ликвидации, назначении ликвидатора, утверждении промежуточного ликвидационного баланса внесены в ЕГРЮЛ, данные сведения имелись в открытом доступе.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что учитывая открытость информации о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (через сведения самого ЕГРЮЛ и публикацию в Вестнике государственной регистрации), заявители, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, должны были и имели возможность самостоятельно отслеживать вносимые в ЕГРЮЛ в отношении исключенного из реестра юридического лица сведения и также имели возможность направить в регистрирующий орган соответствующие заявления о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ в установленный срок.
Принимая во внимание, что журнал "Вестник государственной регистрации" является официальным источником опубликования извещений о предстоящем исключении, судебная коллегия отмечает, что размещение такого извещения по смыслу статьи 21.1 Закона о регистрации признается публичным извещением.
Регистрирующим органом реализован предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятии решения о предстоящем исключении юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности юридических лиц и о принятии в отношении них соответствующих решений. Обязанность иным способом уведомлять о принятом решении о предстоящем исключении не предусмотрена.
С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что регистрация ликвидации общества осуществлена в соответствии с требованиями Закона о регистрации, доказательств недостоверности сведений промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов не представлено, наличие оснований для отказа в регистрации не подтверждено, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что общество "Орскнефтепродукт", Броцман Андрей Викторович не представили доказательств того, что действительно являются кредиторами общества, поскольку судебные акты в подтверждение наличия обязательств отсутствуют, сведений о наличии возбужденного иска по требованиям кредиторов о взыскании с общества задолженности не имеется.
Довод общества "Орскнефтепродукт" о том, что причина пропуска срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, может быть оценена как уважительная, поскольку обращение в суд с настоящим заявлением последовало после того, как оно узнало о нарушении своих прав и законных интересов - 17.03.2020, при подготовке претензионных требований о возврате образовавшейся задолженности по обязательствам договора аренды с обществом, подлежит отклонению. Суд округа не находит оснований для иной оценки указанных обстоятельств, чем та, которую сделали суды в ходе рассмотрения дела по существу.
Иные доводы заявителей, изложенные в жалобах, касаются оценки фактических обстоятельств, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку, правомерно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и их выводы не опровергают.
Основания для переоценки вывода судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ отсутствуют.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статей 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.10.2020 по делу N А47-3733/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Броцмана Андрея Викторовича, общества с ограниченной ответственностью "Орскнефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 приведена правовая позиция о том, что при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, формирующие соответствующую часть государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
...
Принимая во внимание, что журнал "Вестник государственной регистрации" является официальным источником опубликования извещений о предстоящем исключении, судебная коллегия отмечает, что размещение такого извещения по смыслу статьи 21.1 Закона о регистрации признается публичным извещением."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2021 г. N Ф09-1297/21 по делу N А47-3733/2020