Екатеринбург |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А60-33506/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Черкезова Е. О., Кангина А. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" (далее - общество, АО "ЕТК") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.09.2020 по делу N А60-33506/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель АО "ЕТК" - Сорокин А.С. (доверенность от 29.01.2020).
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заявитель, Департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.09.2020 (судья Фомина И.В.) АО "ЕТК" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 (судьи Трефилова Е.М., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "ЕТК" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование приводит доводы о недоказанности состава вменяемого правонарушения, свою вину не признает. Указывает, что на дату подачи кассационной жалобы действия кассатора не могут быть квалифицированы как правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, ссылаясь при этом на то, что 28.11.2020 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 в соответствии с которым строительство, реконструкция тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно, включены в перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, при этом признает, что с 28.11.2020 строительство спорного объекта (тепловой сети) без разрешения на строительство не является нарушением градостроительного законодательства и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, что является основанием для признания не подлежащим исполнению судебного акта о назначении административного наказания.
Как следует из материалов дела, в период с 10.02.2020 по 10.03.2020 в ходе программной проверки объекта капитального строительства "Шестисекционный переменной этажности жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и встроенной подземной автостоянкой (N 1 по ПЗУ)", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в границах жилой застройки по улицам Шаумяна-Московская-Фурманова на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:112758 (далее - Объект, Жилой дом), Департаментом установлено, что на территории строительной площадки на участке вдоль улицы Шаумяна между ограждением строительной площадки и наружной стеной подземной части Объекта осуществляется строительство линейного объекта - теплотрассы, не предусмотренного выданным Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области разрешением на строительство Объекта от 18.09.2019 N RU 66302000-1674-2019, а именно: выполнена траншея с вертикальными стенками, выполнены тепловая камера, колодцы. Рядом с траншеей на строительной площадке объекта складированы железобетонные конструкции: лотки, крышки лотков. Указанные конструкции покрыты гидроизоляционными составами.
Разрешение на строительство линейного объекта - сети теплоснабжения, в кадастровом квартале 66:41:0000000 на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:112758 не выдавалось.
По результатам проведенной проверки Департаментом составлен акт проверки при строительстве объекта капитального строительства от 10.03.2020 N 29-16-21/88.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, уполномоченное лицо Департамента в отношении АО "ЕТК" составило протокол об административном правонарушении от 04.06.2020 N 29-15-24/31.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения и назначил наказание с применением частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Выводы суда первой инстанции поддержала апелляционная коллегия.
Согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключение временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность получить разрешение на строительство (реконструкцию) возлагается на застройщика.
Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это такие сооружения, как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 190-ФЗ и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Подключение осуществляется на основании договора на подключение к системе теплоснабжения (часть 1 статьи 14 Закона N 190-ФЗ).
Согласно Правилам подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787) заявитель - лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения, а также теплоснабжающая или теплосетевая организация в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящих Правил, исполнитель - теплоснабжающая или теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 787 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в полном объеме, теплоснабжающие и теплосетевые организации в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязаны предоставить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче указанных технических условий при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения.
В силу абзаца 3 пункта 43 Правил N 787 при исполнении договора о подключении исполнитель обязан осуществить не позднее установленной договором о подключении даты подключения (но не ранее подписания акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя) действия по подключению к сети инженерно-технического обеспечения внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта (если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя).
Как установлено судами, согласно проектной документации Объекта в том месте, где расположена зафиксированная в рамках административного расследования актом проверки траншея, предусмотрено строительство тепловой сети по отдельному проекту в рамках подключения Объекта к сетям теплоснабжения в соответствии с техническими условиями на теплоснабжение.
Из проектной документации также следует, что источником теплоснабжения проектируемого объекта являются наружные тепловые сети в соответствии с техническими условиями, выданными обществом, от 09.10.2018 N 51300-27-12/18Л-1428. Точка подключения - от тепломагистрали М-22 в ТК 22-13, к проектируемой в рамках отдельного проекта в соответствии с ППТ теплотрассе по ул. Шаумяна в ТК 22-13/3. Теплоноситель - вода с параметрами в точке подключения (ТК 22-13/3): Т1/Т2 = 150/70 град. C, Р1 = 6,8 кгс/см2, Р2 = 5,8 кгс/см2.
Согласно письму Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области N 16-01-80/10884, на момент проведения проверки - с 10.02.2020 по 10.03.2020 - разрешение на строительство линейного объекта - сети теплоснабжения, в кадастровом квартале 66:41:0000000 на земельном участке с кадастровыми номером 66:41:0000000:112758, не выдавалось.
В Департамент 27.04.2020 поступило извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства: "Тепловая сеть от точки подключения в тепловой камере ТК22-13/3 до стены жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:104093", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург (далее - тепловая сеть), застройщиком которого является общество. Разрешение на строительство тепловой сети выдано Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области 20.04.2020 (N RU 66302000-1853-2020), положительное заключение экспертизы проектной документации выдано ООО "Уральское управление строительной экспертизы" 04.03.2020 (N 66-2-1-3-006016-2020).
Проектом строительства тепловой сети предусматривается ее строительство для теплоснабжения жилого дома, расположенного в составе жилой застройки в границах улиц Фурманова - Московской - Амундсена - Шаумяна - Иркутская - переулка Воронежского - улиц Громова - Шаумяна 1 очереди строительства по новой трассировке от точки подключения к магистральным тепловым сетям 2Ду250 (в тепловой камере ТК22-13/3 до наружной стены жилого дома 1 очереди строительства. Источник теплоснабжения - трубопроводы 2Ду250 тепломагистрали М-22 АО "ЕТК" в тепловой камере ТК 22-13/3. Система теплоснабжения 2-х трубная. Категория трубопроводов - первая (ТР ТС 032/2013, приложение 1 таблица 9). Категория надежности теплоснабжения проектируемого объекта - II. Рабочие параметры теплоносителя: - температура - 150/70 °C (в отопительный период) и т.д.
Суды установили, что 27.08.2019 между АО "ЕТК" (исполнитель) и ООО "Брусника". Специализированный застройщик" (заявитель) заключен договор о подключении к системе теплоснабжения N 3300-FA058/01-01.3/0046-2019, согласно которому исполнитель принимает на себя обязательства по подготовке и осуществлению организационных и технических мероприятий по подключению объекта заявителя.
Также 27.08.2019 обществом выданы условия подключения к системе теплоснабжения "Многоквартирного жилого дома этажностью 5 этажей и выше в составе застройки в границах улиц Фурманова - Московской - Амундсена - Шаумяна - Иркутская - переулка Воронежского - улиц Громова - Шаумяна", источник теплоснабжения и тоска подключения: источник - Гурфузская котельная, тепломагистраль - М-22, тепловые сети - существующие магистральные тепловые сети после ТК 22-13, тепловые сети до точки подключения - проектируемые тепловые сети от ТК 22-13/3.
Во исполнение указанного договора о подключении к системе теплоснабжения N 3300-FA058/01-01.3/0046-2019 обществом осуществляется строительство Объекта в соответствии с проектной документацией шифр 044/4-04.19-00-ИОС4, получившей положительное заключение негосударственной экспертизы ООО Бюро строительной экспертизы "Гарантия" от 16.08.2019 N 66-2-1-2-021584-2019.
Оценив представленный в дело договор строительного подряда N 01/12/19 от 01.12.2019, заключенный между ООО "Брусника" и ООО "Прометей", в отсутствие приложений к данному договору (калькуляция), иной локально-сметной документаций, так же как и доказательств выполнения работ по данному договору (исполнительная документация, доказательства сдачи-приемки работ по договору, доказательства оплаты выполненных работ), суды правомерно признали названный договор ненадлежащим доказательством выполнения работ ООО "Прометей" в целях строительства сети временного теплоснабжения.
При рассмотрении дела суды установили, что факт выполнения работ по подземной бесканальной прокладке теплотрассы в непроходных железобетонных каналах от наружной стены здания Н3.1 т. 1 до Н8 подтверждается также актом проверки тепловой сети от 25.05.2020 N 29-15-21/107 с приложенными к нему фотографиями. Объем строительно-монтажных работ по прокладке теплотрассы, выполненных согласно актам освидетельствования скрытых работ в период с 09.05.2020 по 13.05.2020, включает в себя объем выполненных работ, зафиксированных актом проверки при строительстве Объекта от 10.03.2020 N 29-16-21/88 с приложенными к нему фотографиями.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом и судами обстоятельства обществом не представлено.
Суды заключили, что вина общества состоит в осуществлении строительства линейного объекта в отсутствие соответствующего разрешения, в пренебрежительном отношении к требованиям действующего градостроительного законодательства. Выдача АО "ЕТК" 27.08.2019 технических условий подключения к системе теплоснабжения объекта, направление обществом 27.01.2020 в качестве застройщика проектной документации на строительство тепловых сетей для проведения экспертизы, ведение обществом в качестве заказчика общего журнала работ свидетельствуют о том, что данное правонарушение допущено обществом.
Выводы судов о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения являются верными. Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ суды назначили штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в размере 250 000 рублей.
Между тем, при разрешении настоящего спора суд округа учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии с частью 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
28.11.2020 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым строительство, реконструкция тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно, включены в перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
Таким образом, с 28.11.2020 строительство, реконструкция тепловых сетей, транспортирующих горячую воду с температурой до 150°C без разрешения на строительство не является нарушением градостроительного законодательства и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
Поскольку доказательства того, что оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности исполнено, отсутствуют, что не оспаривается департаментом, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", признает оспариваемое решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.09.2020 о привлечении АО "ЕТК" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 250 000 рублей не подлежащим исполнению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.09.2020 по делу N А60-33506/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по тому же делу оставить без изменения.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.09.2020 о привлечении Акционерного общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 250 000 рублей признать не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.