Екатеринбург |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А34-3472/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Сухановой Н. Н., Гавриленко О. Л.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.10.2020 по делу N А34-3472/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
Департамента - Сальникова Л.В. (доверенность от 03.03.2021 N 01-478, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Шадринские тепловые сети" (далее - общество "ШТС", общество) - Федотова Л.Ю. (доверенность от 08.06.2020 N 7, диплом).
Администрация города Шадринска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия департамента, выразившееся в непринятии к рассмотрению заявлений общества "ШТС" и неустановлении тарифов для данного общества в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также обязании установить для общества соответствующие тарифы на 2020, 2021 - 2023 годы.
Общество "ШТС" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решений департамента, оформленных письмами от 03.04.2020 N 01/995, от 03.04.2020 N 01/996, от 18.05.2020 N 01/1548, от 01.06.2020 N 04/1741 об отсутствии оснований для принятия к рассмотрению заявлений общества об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей общества на периоды регулирования 2020, 2021 - 2023 годы; о признании незаконным бездействия департамента, выразившееся в неоткрытии дел по установлению тарифов по заявлениям общества "ШТС" от 23.03.2020 N 4, от 23.03.2020 N 5, от 30.04.2020 N 25, от 30.04.2020 N 26; об обязании департамент: рассмотреть дела по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей общества на период регулирования 2020 год; открытии и рассмотрении дел по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей общества на период регулирования 2021 - 2023 годы по указанным заявлениям (с учетом уточнения требования, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.10.2020 заявленные требования удовлетворены, решения департамента, оформленные письмами от 03.04.2020 N 01/995, от 03.04.2020 N 01/996, от 18.05.2020 N 01/1548, от 01.06.2020 N 04/1741 признаны недействительными, признано незаконным бездействие департамента, выразившееся в неоткрытии дел по установлению тарифов по заявлениям общества "ШТС" от 23.03.2020 N 4, от 23.03.2020 N 5, от 30.04.2020 N 25, от 30.04.2020 N 26. На департамент возложена обязанность о рассмотрении дел по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей общества на период регулирования 2020 год; открытии и рассмотрении дела по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей общества на период регулирования 2021 - 2023 годы по указанным заявлениям.
В кассационной жалобе департамент просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неверную интерпретацию судами оспариваемых писем, что привело к постановке ошибочного вывода о том, что названные письма являются решениями об отказе в рассмотрении заявлений общества; указывает на отсутствие со стороны департамента допущенного бездействия и принятие всех необходимых мер для установления тарифов; указывает на неверное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ШТС" указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением от 07.11.2019 публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (единственный учредитель) учредило общество "ШТС", передав в уставный капитал общества недвижимое имущество и оборудование, необходимое для осуществления хозяйственной деятельности по горячему водоснабжению и теплоснабжению, в частности, здания котельных, теплотрассы, комплексы теплоснабжения, здания тепловых пунктов, трубопроводы горячего водоснабжения и пр.
В Единый государственный реестр юридических лиц 13.11.2019 внесена запись о создании общества, основным видом деятельности которого является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха; одним из дополнительных видов деятельности - торговля паром и горячей водой (тепловой энергией).
Общество "ШТС" обращалось в департамент с заявлениями от 23.03.2020 N 04, N 05, от 30.04.2020 N 25, 26 об открытии дел по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2020, 2021 - 2023 годы для потребителей общества на территории г. Шадринск, Шадринский район, с. Ключи, с. Красная Звезда, с. Красномыльское, с. Красная Нива, с. Мальцево, с. Маслянское, с. Погорелка, с. Мыльниково, с. Нижнеполевское, д. Соровское, с. Чистопрудное, с. Юлдус с приложением обосновывающих материалов, об утверждении производственной программы, установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества в г. Шадринск на 2020, 2021 - 2023 годы год с приложением обосновывающих материалов.
Департамент письмами от 03.04.2020 N 01/995, от 03.04.2020 N 01/996, от 18.05.2020 N 01/1548, от 01.06.2020 N 04/1741 сообщил обществу об отсутствии у общества оснований для обращения с указанными заявлениями и об отсутствии оснований у департамента для рассмотрения названных заявлений общества по причине отсутствия сведений о введении в отношении общества государственного регулирования деятельности уполномоченным органом как субъекта естественной монополии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "ШТС" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении данного спора суды обеих инстанций исходили из того, что установление спорных тарифов департаментом путем открытия и рассмотрения им тарифных дел не поставлено действующим законодательством в зависимость от введения государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ), указав, что у департамента в данном случае имеется обязанность открыть и рассмотреть дела по установлению тарифов.
В соответствии с пунктом 4 части 1, части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ) регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 3, 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075).
На основании пунктов 11, 25 Основ ценообразования N 1075, установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом. Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относится, в том числе горячее водоснабжение.
Регулированию подлежит, в том числе, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования N 406 тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой.
В пункте 22 Основ ценообразования N 406, установлено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года.
Из указанных норм права и обстоятельств дела суды обоснованно пришли к выводу о том, что хозяйственная деятельность по горячему водоснабжению в закрытой системе ГВС, по теплоснабжению (продажа тепловой энергии (мощности), которую намерено осуществлять общество, относится к регулируемому виду деятельности, то есть деятельности, осуществляемой на основании установленных уполномоченным органом регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию (мощность) и горячую воду. При этом, уполномоченным органом регулирования в рассматриваемом случае является Департамент.
В соответствии с пунктом 2 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 (далее - Регламент N 163) открытие дел об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе, по предложению регулируемой организации.
На основании пункта 3 Регламента N 163 регулируемая организация до 01 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация: сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет (КПП)); основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).
На основании пункта 11 Регламента N 163 основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
В силу пункта 20 Регламента N 163 решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Основ ценообразования N 1075.
По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
На основании пункта 12 Регламента N 163 открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов).
В дальнейшем, на основании пунктов 15, 18 Регламента N 163 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), принимает решение об установлении цен (тарифов).
Аналогичные нормы содержит Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э (далее - Регламента N 1154-э), согласно пункту 5 которого предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и определении необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил N 406.
Заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов, при этом перечень документов и материалов приведен в пункте 17 Правил N 406 и является исчерпывающим (пункт 7 Регламента N 1154-э).
Пункт 11 Регламента N 1154-э устанавливает, что открытие дела или отказ в открытии дела с возвратом представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 18 Регламента N 1154-э решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 19 Правил регулирования N 406.
Из пункта 20 Правил N 406 и пункта 11 Регламента N 1154-э следует, что в течение 10 рабочих дней уполномоченный орган открыть дело либо отказать в его открытии, а также вправе направить уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 настоящих Правил материалов в полном объеме.
Заявления общества "ШТС" поступили в Департамент 23.03.2020, 30.04.2020, следовательно, нормативный срок для открытия тарифных дел - 06.04.2020 и 20.05.2020 соответственно, между тем, сведения об открытии тарифных дел отсутствовали, в оспариваемых письмах департамент указывал на отсутствие у него оснований для рассмотрения заявлений общества.
Как следует из материалов дела, заявитель является регулируемой организацией, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось.
Также из материалов дела следует, и не оспорено департаментом, что общество к заявлениям об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) приложило необходимые для открытия дела обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 16 Правил регулирования N 1075, сроки подачи предложений по установлению указанных тарифов (с учетом того, что в отношении заявителя ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов) заявителем не нарушены.
Кроме того, материалами дела подтверждено и не оспорено департаментом, что общество к заявлениям об установлении тарифов на горячую воду приложило необходимые для открытия дела обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования N 406, сроки подачи предложений по установлению указанных тарифов (с учетом того, что в отношении заявителя ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов) заявителем также не нарушены.
В соответствии с пунктом 10 Регламента N 1154-э основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении тарифов, определенных настоящим Регламентом, и (или) представление в орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования N 406 регулирования тарифов, кроме случаев, указанных в пункте 18 настоящего Регламента.
При этом следует отметить, что перечень документов, установленный в пункте 17 Правил N 406 для открытия дела об установлении тарифов является исчерпывающим, указанный пункт не содержит указание на необходимость обязательного представления документов, подтверждающих введение в отношении заявителя государственного регулирования как субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ).
Наличие всех, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования N 406 документов, является основанием для открытия такого дела, отказ в таком случае не допускается.
Материалами дела подтверждено и не оспорено департаментом, что общество к заявлениям об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение приложило необходимые для открытия дела обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования N 406, сроки подачи предложений по установлению указанных тарифов (с учетом того, что в отношении заявителя ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов) заявителем также не нарушены.
Отсутствие со стороны департамента действий по открытию тарифных дел обусловлено ссылкой на подпункт б пункта 16 Правил регулирования N 406 - отсутствие оснований, по которым заявитель обратился в орган регулирования тарифов для установления тарифов, поскольку отсутствуют данные о введении в отношении общества федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий государственного регулирования деятельности.
Между тем, приведенные выше положения не предусматривают такого основания для отказа в открытии тарифного дела, либо запрос сведений и документов, не предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования N 406, в связи с чем суды обоснованно признали незаконным действия департамента, выразившиеся в непринятии к рассмотрению заявлений общества "ШТС" от 23.03.2020 N 04 и N 05, 30.04.2020 N 25 и N 26 об открытии дел по установлению тарифов.
Относительно необходимости наличия документа о включении общества в реестр субъектов естественных монополий до установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения судами указано следующее.
Такое обстоятельство, как отсутствие в отношении заявителя введенного государственного регулирования в отношении субъекта естественной монополии как основание для отказа в открытии и рассмотрении тарифного дела не предусмотрено.
Указанные Правила регулирования тарифов и Регламенты по установлению тарифов не предусматривают предоставление в составе обосновывающих материалов документов, подтверждающих введение в отношении заявителя государственного регулирования как субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ.
Руководствуясь положениями статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ судами указано, что заявитель, подавая предложения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, намерен заниматься естественно монопольными видами деятельности.
Вместе с тем, как указано в статье 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами (в данном случае в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Согласно статье 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на регулируемую деятельность субъектов естественных монополий, в пределах своих полномочий, в установленном законодательством порядке, независимо от принятия (непринятия) ФАС России решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемом случае, государственное регулирование в отношении общества (заявителя), намеренного осуществлять естественно монопольные виды деятельности, заключается в том числе, в виде установления цен (тарифов) на указанные виды деятельности уполномоченным органом исполнительной власти субъекта (Департаментом).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ вопросы, касающиеся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии рассматриваются на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.
Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э утверждены Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий; Перечень документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, пунктом 6 которого установлено, что принятие решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий является основанием для принятия одного из следующих решений: о включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий; об исключении хозяйствующего субъекта из реестра субъектов естественных монополий.
На основании пункта 27 данного Порядка в ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, определяется: наличие в собственности или на иных законных основаниях имущества, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ; фактическое осуществление хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии. При этом проводится анализ деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.
В состав документов, представляемых для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественных монополий, входят в том числе, документы, подтверждающие фактическое осуществление хозяйствующим субъектом регулируемого вида деятельности в условиях естественной монополии (договор об оказании услуг, соглашение о намерениях заключить такой договор и др.) (приложение N 1 к Приказу ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, пункт 12).
Таким образом, что в отношении рассматриваемых видов регулируемой деятельности (теплоснабжения и горячего водоснабжения) для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественных монополий необходимо фактическое осуществление заявителем данных видов деятельности, которые он может законно осуществлять только при условии установления соответствующих тарифов.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу, что в рассматриваемой ситуации установление спорных тарифов департаментом путем открытия и рассмотрения им тарифных дел не поставлена законом в зависимость от введения государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ.
Департамент в данном случае обязан открыть и рассмотреть дела по установлению тарифов вне зависимости от введения в отношении общества государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, установленном Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ.
В связи с этим, оспариваемые решения департамента, оформленные письмами от 03.04.2020 N 01/995, от 03.04.2020 N 01/996, от 18.05.2020 N 01/1548, от 01.06.2020 N 04/1741, об отсутствии оснований для принятия к рассмотрению заявлений общества об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей общества на периоды регулирования 2020, 2021 - 2023 годы, правомерно признаны судами недействительными.
Общество "ШТС" является организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), в связи с чем законодательно предусмотренные основания для отказа в рассмотрении представленных им предложений об установлении цен (тарифов) отсутствуют.
Ссылки департамента в письмах от 03.04.2020 N 01/995, от 03.04.2020 N 01/996, от 18.05.2020 N 01/1548, от 01.06.2020 N 04/1741 на необходимость установления государственного регулирования общества в качестве естественной монополии не препятствуют установлению тарифа, не приостанавливают и не продлевают сроки рассмотрения заявлений об установлении тарифов.
Таким образом, департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении предусмотренных Регламентами и Правилами регулирования обязанностей.
В связи с тем, что заявления общества об установлении тарифов соответствовали всем требованиям названных нормативных актов, любое их непринятие является решением органа регулирования об отказе в рассмотрении. Факт невозврата департаментом представленных обществом документов в данном случае не свидетельствует о том, что решение об отказе регулятором принято не было.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил регулирования N 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов: копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости: зданий, строений, сооружений, земельных участков, используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Следовательно, при установлении тарифов необходимо подтвердить законное основание владения и пользования в отношении объекта недвижимости.
Между тем, на момент подачи заявления право пользования имуществом обществом подтверждено, а дополнительные документы в порядке пункта 20 Правил регулирования N 406 департаментом не запрашивались, решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов, в связи отсутствием документов, подтверждающих право собственности или права пользования в отношении объектов недвижимости, используемых в целях осуществления регулируемой деятельности, не выносилось, указанное не может свидетельствовать об отсутствии у общества соответствующего права пользования, поскольку указанное обстоятельство департаментом не установлено.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соответствующие доводы департамента направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.10.2020 по делу N А34-3472/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.