Екатеринбург |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А50-11959/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кравцовой Е. А., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Анисимова Евгения Геннадьевича (далее - заявитель, предприниматель, ИП Анисимов Е.Г.) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2020 по делу N А50-11959/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя - Ширев П.Г. (доверенность от 31.10.2015, диплом),
департамента транспорта администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо, департамент) - Насибова Ш.Г. (доверенность от 22.01.2021, диплом).
ИП Анисимов Е.Г. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения департамента, изложенного в ответе от 22.05.2020, об отказе в выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Перми N 43 сообщением "Микрорайон Крохалева - микрорайон Садовый" (далее - муниципальный маршрут N 43) и новых двенадцати карт данного маршрута регулярных перевозок на срок пять лет; об обязании департамента выдать предпринимателю обозначенное свидетельство, начиная с 01.06.2020; а также восстановить в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми сведения об указанном маршруте, которые были включены в реестр до 01.06.2020 (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
ИП Анисимов Е.Г. просит названные судебные акты отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем кассатора в судебном заседании окружного суда.
Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании договора, от 13.05.2015 N СЭД-12-01-21-ДП-34, заключенного между ИП Анисимовым Е.Г. и департаментом, по результатам конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми в соответствии с Положением об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 138, Положением о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293, извещением о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми N 43 сообщением "микрорайон Крохалева-микрорайон Садовый", размещенным 26.01.2015 на официальном сайте Администрации города Перми www.gorodperm.ru в разделе "Городское хозяйство"/"Транспорт"/"Информация для перевозчиков", заявитель осуществлял регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок N 43. Срок осуществления перевозок по договору - пять лет: с 01.06.2015 по 31.05.2020 с выдачей заявителю карт маршрута на данный срок.
На обращение ИП Анисимова Е.Г. от 18.05.2020 о выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по указанному выше маршруту, департамент письмом от 22.05.2020 N 059-12-01-10/2-163 отказал в обозначенном, со ссылкой на отсутствие запрашиваемого маршрута в утвержденном Документом планирования перечне муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми.
Не согласившись с решением департамента, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности правовых оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
По смыслу части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам согласно пункту 18 части 1 статьи 3 названного закона - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Согласно части 1, 2 статьи 14 данного закона в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 15 названного закона предусмотрено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ, если иное не установлено законом данного субъекта РФ.
В статье 39 рассматриваемого закона содержатся нормы, направленные на обеспечение реализации положений данного закона, которыми определены переходные положения, обеспечивающие постепенное приведение деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с требованиями закона.
В зависимости от того, какие регулярные перевозки (оплачиваемые или не оплачиваемые за счет средств бюджетов) осуществлялись на момент вступления закона в силу, статья 39 настоящего закона определяет порядок действий, в том числе уполномоченных органов местного самоуправления.
Проанализировав положения указанной статьи, суды верно констатировали, что свидетельство об осуществлении регулярных перевозок и новые карты маршрутов без проведения конкурса выдаются перевозчикам, которые после дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ продолжали осуществлять регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с ранее заключенными с ними договорами. При этом, выдача свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок не требуется при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Судами установлено, что на дату вступления в силу упомянутого закона на основании заключенного с департаментом договора от 13.05.2015 предпринимателем осуществлялись регулярные перевозки пассажиров по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту N 43, указанный маршрут был включен в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми с регистрационным номером А35 и осуществляет регулярные перевозки по регулируемым тарифам с 01.06.2015.
Таким образом, как верно заключили суды нижестоящих инстанций, предприниматель принял на себя обязательства по осуществлению пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу.
Материалами дела подтвержден и предпринимателем не оспаривается факт получения им из бюджета денежных средств по заключенным в период с 2015 по 2020 год с департаментом договоров о предоставлении из бюджета города Перми и бюджета Пермского края субсидии с целях возмещения недополученных доходов перевозчика, связанных с осуществлением перевозок пассажиров автомобильным транспортом по рассматриваемому маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу.
При таких обстоятельствах, поскольку предпринимателем по муниципальному маршруту N 43 осуществлялись перевозки по регулируемым тарифам, то оснований для выдачи ему свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 43 не имелось.
Вместе с тем, согласно части 10 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу пункта 27 части 1 статьи 3 обозначенного закона документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с данным Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 12 данного закона порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений данного Закона.
В силу части 4 статьи 12 настоящего закона муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно, и из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок
Во исполнение части 10 статьи 39 Закона N 220-ФЗ Постановлением Администрации города Перми от 22.03.2017 N 210 утвержден Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми (далее - Документ планирования), которым признано утратившим силу Постановление администрации города Перми от 04.07.2006 N 1148 "Об утверждении Единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми".
Постановлением Администрации города Перми от 18.03.2020 N 234 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты администрации города Перми по вопросам регулярных перевозок города Перми" внесены изменения в Документ планирования, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 22.03.2017 N 210, которым утвержден перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок в новой маршрутной сети с 01.06.2020 года, где муниципальный маршрут N 43 отсутствует, соответственно исключается из Реестра с 01.06.2020 года.
Таким образом, как правильно установлено судами, на момент обращения заявителя в департамент с заявлением о выдаче свидетельства и новых карт маршрута Документ планирования уже предусматривал отмену муниципального маршрута N 43 с 01.06.2020, то есть с момента окончании срока действия договора на осуществление пассажирских перевозок.
Внесение указанных изменений в Документ планирования заявителем не оспорено.
В связи с изложенным отклоняется довод предпринимателя о нарушении заинтересованным лицом требований положений Закона N 220-ФЗ, регулирующих порядок отмены муниципального маршрута N 43.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении заявленных требований.
Приводимые возражения о неуведомлении предпринимателя о прекращении работы муниципального маршрута N 43, рассмотрены судами и отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку такая обязанность возникает у органа местного самоуправления в том случае, если по данному маршруту осуществляются перевозки по нерегулируемым тарифам. В то время как в настоящем споре материалами дела подтверждено осуществление предпринимателем регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Кроме того, как верно отмечено апелляционным судом, сведения, содержащие в Документе планирования, являются открытыми, размещенными на официальном сайте администрации города Перми в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода об отказе в удовлетворении заявленных требований, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были исследования в суде первой и апелляционной инстанций и им дана верная правовая оценка, а поэтому не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и иное толкование норм материального права, которое не следует из их содержания, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Существенных нарушений нижестоящими судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационной инстанцией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы, рассмотренной в пределах заявленных в ней доводов, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2020 по делу N А50-11959/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Анисимова Евгения Геннадьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Анисимова Евгения Геннадьевича (далее - заявитель, предприниматель, ИП Анисимов Е.Г.) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2020 по делу N А50-11959/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу.
...
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
...
По смыслу части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф09-1274/21 по делу N А50-11959/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6269/20
09.11.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1274/2021
25.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6269/20
22.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1274/2021
25.01.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6269/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-11959/20
28.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6269/20
27.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6269/20