Екатеринбург |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А60-36741/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Лукьянова В. А., Вдовина Ю. В.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - общество "КГК", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2020 по делу N А60-36741/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества "КГК" - Ионов А.В. (доверенность от 31.12.2020 N 30);
Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) - Шагиахметова О.А. (доверенность от 20.12.2020 N 2к).
Общество "КГК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным предписания от 24.04.2020 N А-331-851/2 в части пунктов 1, 2, 3, 4.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "КГК" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого предписания в указанной части недействительным, указывая на неправильное применение судами положений Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ), сфера действия которого не распространяется на эксплуатируемую обществом магистральную тепловую сеть; указывает на отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии параметров магистральных тепловых трасс, позволяющих классифицировать их как опасный производственный объект (далее - ОПО); настаивает на неисследовании судами вопроса о наличии установок на протяжении всего спорного магистрального трубопровода, изменяющих параметры теплоносителя.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения управления от 11.03.2020 N РП-331-851-о в период с 16.03.2020 по 24.04.2020 проведена внеплановая документарная проверка общества в отношении магистрального трубопровода сетевой воды, предназначенного для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана и проложенного подземным и надземным способами прокладки по адресам: г. Курган (тепловая трасса "Северная"): ул. Правды-4, павильон секционных задвижек (ПСЗ), ул. Октябрьская, ул. Отдыха, ул. Губанова, ул. Ястржембского, ул. Рабоче-Крестьянская до ПСЗ-5, ПСЗ-6Б по проспекту Машиностроителей до тепловой камеры (ТК) N 65;г. Курган (тепловая трасса "Южная"): ул. Сухэ-Батора ПК-23А, ул. Интернациональная, ул. Зорге, ул. Косая, ул. Пушкина, ул. Пролетарская до ПСЗ-6А, от ТК-39 (ул. Кирова), ул. М.Горького, ул. Новая, ул. Куйбышева N 140, от ТК-50/1 (угол ул. Пролетарская - К.Мяготина), ул. К.Мяготина, ул. Савельева до ТК-39/19 (ул. М.Горького), о чем составлен акт от 24.04.2020 N А-331-851.
Протяженность магистрального трубопровода 18875,65 м. Кадастровый (или условный) номер: 000:37:401:001:010374280 (согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности). Субъект права: общество "КГК".
В ходе проверки установлено, что указанные выше участки магистрального трубопровода (с параметрами: рабочая температура - 150°C, рабочее давление - 1,6 МПа), являющиеся опасными производственными объектами: не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора, не зарегистрированы в государственном реестре ОПО; у общества отсутствуют паспорта на трубопроводы (содержащие следующую информацию: рабочая среда; рабочие параметры среды (давление и температура теплоносителя); расчетный срок службы; расчетный ресурс; расчетное число пусков; расчет трубопровода на прочность - данные о монтаже (изготовлении); сведения о сварке; сведения о трубах сведения об основной арматуре; сведения о фланцах и крепежных деталях; чертежи, свидетельства и др. документы на изготовление и монтаж трубопровода (документы изготовителей на отдельно поставленные для применения в составе трубопровода элементы и устройства); перечень работ, проведенных при ремонте (реконструкции) трубопровода и дата их проведения); сведения о техническом освидетельствовании (диагностировании); отсутствует исполнительная схема (чертеж) магистрального трубопровода сетевой воды (в которой должны быть указаны материалы (марки, стандарты или технические условия), наружные диаметры, толщины труб и деталей из труб, длина трубопровода; расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, приборов (располагаемых непосредственно на трубопроводе), фильтров, воздушников и дренажных устройств; расположение сварных соединений (при их наличии) с раздельным обозначением сварных соединений, выполняемых при монтаже трубопровода и выполняемых в организации-изготовителе элементов трубопровода; границы (пределы) трубопровода и направление движения рабочей среды); обществом не обеспечены безопасные условия эксплуатации объектов, а именно: не проведено техническое диагностирование в рамках экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) по истечении назначенного срока службы магистрального трубопровода сетевой воды. Ввод в эксплуатацию данного трубопровода датируется 1975 г. (срок эксплуатации ОРПД составляет 45 лет). Положительное заключение ЭПБ, проведенной по истечении срока службы (ресурса) с целью продления срока безопасной эксплуатации (службы), в государственном реестре заключений ЭПБ отсутствует. Срок безопасной эксплуатации объекта до очередного технического диагностирования или утилизации не определен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу "КГК" оспариваемого предписания от 24.04.2020 N П-331-851/2 об устранении выявленных нарушений сроком выполнения до 01.09.2020.
Полагая, что названное предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "КГк" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным в силу следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, которые подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 названного закона).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, идентификация объекта должна осуществляться на основании проекта и документации, содержащей проектные (эксплуатационные) характеристики, дату изготовления и ввода в эксплуатацию (эти данные содержит паспорт объекта).
Судами установлено, что на спорный трубопровод у общества отсутствует проектная документация и паспорт, чем подтверждает обоснованность пункта 2 оспариваемого предписания.
Так, со ссылкой на подпункт "б" пункта 10.6 и пункт 10.7 СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 суды указали, что температура теплоносителя определяется его температурой на источнике тепла и в подающем трубопроводе и составляет 150°C.
В соответствии с пунктом 10.7 СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 рабочее давление и температура теплоносителя являются едиными для всего магистрального трубопровода, независимо от его протяженности от источника теплоты до теплового пункта каждого потребителя или до установок в тепловой сети, изменяющих параметры теплоносителя.
Согласно подпункту "б" пункта 10.6 СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 - температура теплоносителя в трубопроводе водяных тепловых сетей определяется по температуре в подающем трубопроводе.
Температура на источниках теплоты (водогрейных котлах, подогревателях сетевой воды Курганской ТЭЦ-1) составляет 150°C, что подтверждается сведениями, характеризующими опасные производственные объекты заявителя и представленными заявителем при регистрации ОПО - Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ и Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ.
Источники тепла (водогрейные котлы, подогреватели ТЭЦ-1) с температурой 150°C зарегистрированы обществом в государственном реестре опасных производственных объектов в 2006 г. в составе объектов: Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ, рег. N А55-03465-0001, дата регистрации 14.02.2006. В сведениях, характеризующих этот ОПО, общество указало источник тепла - сетевой подогреватель с температурой 150°C и трубопровод с температурой 150°C; Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ, рег. N А 55-03465-0006, дата регистрации 14.02.2006. В сведениях, характеризующих этот ОПО, общество указало источники тепла - водогрейные котлы с температурой 150°C (5 котлов). В июле 2020 г. в сведения, характеризующие ОПО, заявителем добавлены 5 сетевых трубопроводов пиковой котельной с температурой воды 150°C.
Пять подающих трубопроводов ТЭЦ-1 поставлены на учет в управлении 06.03.2020 с указанием температуры теплоносителя 150°C (5 уведомлений управления на основании 5 заявлений общества и дубликатов паспортов трубопроводов с температурой теплоносителя 150°C).
Кроме того, обществом представлена в управление 20.08.2019 с письмом директора СП "Курганская ТЭЦ" (исх. N 3/1487) проектная документация на подающие трубопроводы "Курганская ТЭЦ. Проектное задание расширения до мощности 575 МВт. Том VI. Выводы теплопроводов с ТЭЦ". Перегретая вода от источников тепла ТЭЦ поступает в подающие трубопроводы, а затем - в спорный магистральный трубопровод за пределами ТЭЦ. Именно поэтому технические характеристики магистрального трубопровода с кадастровым номером 000:37:401:001:010374280 определяется, в том числе и данной проектной документацией: "сетевая вода из отборов 2х турбин будет догреваться в пиковых бойлерах на станции и подаваться в сеть с температурой 150°C. От других двух турбин сетевая вода, нагретая до 100-120°C, направляется через павильон задвижек в пиковую котельную, где будет догрета до 150°C" (стр. 19 указанного проекта), "температурный график - 150/70°C при расчетной температуре наружного воздуха для отопления -35°C" (стр. 20 указанного проекта).
Таким образом, судами правомерно отклонены доводы общества о невозможности превышения температуры теплоносителя свыше 115°C, поскольку спорный магистральный трубопровод является продолжением за границами ТЭЦ-1 трубопроводов от источника тепловой энергии в пределах ТЭЦ-1, поставленных на учет в управлении и зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера.
Соответственно схема теплоснабжения не отменяет требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности к опасным производственным объектам: к источникам тепловой энергии централизованной системы теплоснабжения г. Кургана (ТЭЦ-1 с проектным температурным графиком тепловой сети 150-70°C, ТЭЦ-2 с проектным температурным графиком тепловой сети 130-70°C).
Поскольку Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, устанавливают характеристики теплоносителя в целях коммерческого учета теплоносителя и качества теплоснабжения, но не в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов, понятие "срезки" не применимо в сфере промышленной безопасности.
Таким образом, схема теплоснабжения не может быть документом, определяющим технические характеристики объекта в целях его идентификации как опасного производственного объекта.
Судами верно указано, что ни один нормативный акт не предусматривает в качестве документов, определяющих идентификацию оборудования и его отнесение к категории опасных производственных объектов, показания приборов учета температуры теплоносителя.
Эксплуатация обществом "КГК" опасного производственного объекта на пониженных параметрах не исключает опасности объекта и возможности эксплуатации объекта в соответствии с установленными на источниках тепла и в подающем трубопроводе значениями - температурой теплоносителя свыше 115°C (130-150°C).
На источниках тепловой энергии централизованной системы теплоснабжения г. Кургана (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), эксплуатируемых обществом "КГК" и обществом "Курганская ТЭЦ", проектной документацией не предусмотрены технические устройства (узлы смешивания, подмеса и др. устройства), обеспечивающие регулирование температуры теплоносителя ниже проектных параметров (температура теплоносителя 150°C на выводах ТЭЦ-1 и температура теплоносителя 130°C на в выводе ТЭЦ-2). Источники тепловой энергии ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с указанными параметрами теплоносителя свыше 115°C, а также трубопроводы сетевой воды на территории ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с температурой 150 и 130°C, которые затем соединяются с магистральными трубопроводами на территории г. Кургана, зарегистрированы в составе опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО, что подтверждается свидетельствами о регистрации и сведениями, характеризующими ОПО.
Общество "Курганская ТЭЦ" пыталось организовать техническое перевооружение ТЭЦ-2 для понижения температуры теплоносителя в сетевом трубопроводе, однако заключением экспертизы промышленной безопасности от 05.02.2020 установлено, что данными изменениями признаки опасности объекта не устранены, изменения проектного графика отпуска тепловой энергии соответствуют требованиям промышленной безопасности.
Кроме того, общество "Курганская ТЭЦ" 15.03.2019 обращалось в управление с заявлением об исключении из состава ОПО участка трубопровода сетевой воды с заменой его на участок трубопровода сетевой воды, трубопроводы в пределах главного корпуса до узла смешения сетевой воды, но 28.03.2019 получило уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что утрата признаков опасности отсутствует.
Таким образом, судами дана надлежащая правовая оценка доводам общества о наличии на магистральном трубопроводе оборудования, исключающего возможность попадания в него сетевой воды с температурой выше 115°C, поскольку такое оборудование отсутствует, температура теплоносителя определяется его температурой на источнике тепла (Курганская ТЭЦ-1 и Курганская ТЭЦ-2) и температурой в подающем трубопроводе сетевой воды (150°C).
При рассмотрении данного спора судами приняты во внимание установленные судебными актами по делу N А60-23590/2019 обстоятельства отклонения доводов общества о неопасности трубопроводов централизованной системы теплоснабжения г. Кургана в связи с температурой теплоносителя в них ниже 115°C.
Общество обратилось также в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным постановления управления о назначении ему административного наказания за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации 2 участков магистральных трубопроводов централизованной системы теплоснабжения г. Кургана, в том числе трубопровода с кадастровым номером 000:37:401:001:010374280. При этом нарушения требований промышленной безопасности в постановлении о назначении административного наказания идентичны нарушениям, указанным в оспариваемом предписании по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-5682/2020 от 26.08.2020 административный штраф снижен до 200 000 руб., в остальном требования заявителя оставлены без удовлетворения. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, при этом в постановлении сделаны выводы о том, что в нарушение требований промышленной безопасности обществом не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора и не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды с давлением 1,6 МПа и температурой 150°C (кадастровый номер 000:37:401:001:010374280).
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Доводы общества направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2020 по делу N А60-36741/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.