Екатеринбург |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А60-30388/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А60-30388/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители: государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 - Осипова Л.Г., действующая по доверенности от 04.03.2021; закрытого акционерного общества "Аква-Сервис" - Меньшикова Т.А., действующая по доверенность от 09.07.2019.
Решением суда от 18.10.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 решение суда отменено, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 (далее - административный орган, Фонд) просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает, что вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2018 по делу N А60-54790/2018, которым признано недействительным решение Фонда от 11.09.2018 N 5676 в части непринятия к зачёту расходов в сумме 7226 руб., исполнено Фондом 17.12.2018. Следовательно, у суда апелляционной инстанции не было оснований для взыскания процентов за несвоевременное возмещение расходов в указанной сумме, ранее даты вступления решения в законную силу. Также Фонд ссылается на неприменимость к рассматриваемым правоотношениям ст. 395 гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, полагает, что в связи с утратой силы с 01.01.2017 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, а действующие нормативные акты не предусматривают каких-либо санкций к исполнительным органам ФСС РФ. Применение по аналогии положений части 17 ст. 26 Закона N 212-ФЗ является недопустимым.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Аква-Сервис" поддерживает вывод суда, основанный на том, что Фонд должен был перечислить страхователю сумму возмещения не позднее 26.07.2018. Перечисление данной суммы с прострочкой является уклонением от возврата денежных средств.
Как установлено судами, 16.07.2018 ЗАО "Аква-Сервис" обратилось в филиал N 4 Фонда с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения на общую сумму 96 093,44 руб. Фонд отказал в возмещении суммы 7226 руб. 91 коп. Решением арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2018 по делу NА60-54790/2018 решение Фонда N5676 от 11.09.2018 года признано недействительным в части непринятия к зачету расходов в сумме 7226 руб. 91 коп. Решение суда вступило в законную силу 21.12.2018.
Как установлено судами, возмещение в размере 7226 руб. 91 коп. перечислено Фондом и получено заявителем 17.12.2018.
Заявитель, основываясь на том, что Фонд незаконно отказал в возмещении решением N 5676 от 11.09.2018, потребовал выплаты процентов за несвоевременное перечисление спорной суммы.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, поскольку решение суда о признании решения Фонда недействительным исполнено Фондом своевременно.
Суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 1.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Федеральный закон N 212-ФЗ), иных федеральных законов.
Частью 17 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного ч. 11 этой статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Несмотря на то, что указанная норма предусматривает возможность начисления процентов на суммы несвоевременно возвращенных излишне уплаченных страховых взносов, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что в условиях отсутствия непосредственного правового регулирования вопроса о компенсации потерь страхователя в случае нарушения фондом установленного ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ срока возмещения произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в размере, превышающем суммы страховых взносов, является оправданным применение к таким правоотношениям по аналогии положений ч. 17 ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи - проведение в порядке ст. 4.7 настоящего Закона проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (п. 5 ст. 4.6).
Учитывая преюдициальное значение установленного судом по делу N А60-54790/2018 факта принятия Фондом не соответствующего закону решения об отказе в возмещении расходов страхователя и иные имеющие значение для настоящего спора обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу наличии оснований для удовлетворения требований об ЗАО "Аква-Сервис". Расчёт процентов, предъявленных ко взысканию, основан на положениях ч. 17 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, и не оспорен Фондом ни с арифметической, ни с методологической точки зрения.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение о возмещении принимается именно Фондом социального страхования, следовательно, именно на него возлагается обязанность по выплате процентов.
Также судом апелляционной инстанции на основании положений ст. 110 АПК РФ взысканы в пользу ЗАО "Аква-Сервис" судебные расходы. Размер судебных расходов Фондом не оспорен.
Довод заявителя жалобы о недопустимости применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 395 ГК РФ противоречат содержанию судебного акта. Довод о необоснованности применения положений ст. 17 Закона N 212-ФЗ в связи утратой им силы с 01.01.2017, регулированием правоотношений по исчислению и уплате страховых взносов гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации, и отсутствием в специальных законах - N 125-ФЗ и N 255-ФЗ - санкций к исполнительным органам ФСС РФ также отклоняется.
Как Закон N 255-ФЗ, Закон N 212-ФЗ, так и Налоговый кодекс Российской Федерации возлагают на административные органы обязанность своевременно принимать законные решения, касающиеся обязательств и прав плательщика страховых взносов; неисполнение данной обязанности, затрагивающее экономические интересы плательщика, в свою очередь влечёт последствия для административных органов по восстановлению нарушенных прав плательщика.
Оспариваемое Фондом применение судом апелляционной инстанции норм права суд кассационной инстанции признал соответствующим целям, указанным в п. 1 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А60-30388/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая преюдициальное значение установленного судом по делу N А60-54790/2018 факта принятия Фондом не соответствующего закону решения об отказе в возмещении расходов страхователя и иные имеющие значение для настоящего спора обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу наличии оснований для удовлетворения требований об ЗАО "Аква-Сервис". Расчёт процентов, предъявленных ко взысканию, основан на положениях ч. 17 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, и не оспорен Фондом ни с арифметической, ни с методологической точки зрения.
...
Довод заявителя жалобы о недопустимости применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 395 ГК РФ противоречат содержанию судебного акта. Довод о необоснованности применения положений ст. 17 Закона N 212-ФЗ в связи утратой им силы с 01.01.2017, регулированием правоотношений по исчислению и уплате страховых взносов гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации, и отсутствием в специальных законах - N 125-ФЗ и N 255-ФЗ - санкций к исполнительным органам ФСС РФ также отклоняется.
Как Закон N 255-ФЗ, Закон N 212-ФЗ, так и Налоговый кодекс Российской Федерации возлагают на административные органы обязанность своевременно принимать законные решения, касающиеся обязательств и прав плательщика страховых взносов; неисполнение данной обязанности, затрагивающее экономические интересы плательщика, в свою очередь влечёт последствия для административных органов по восстановлению нарушенных прав плательщика."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2021 г. N Ф09-2567/21 по делу N А60-30388/2020