Екатеринбург |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А71-5851/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей, Ященок Т.П., Токмаковой А.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационные жалобы Прокуратуры Удмуртской Республики, Прокуратуры Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.11.2020 по делу N А71-5851/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" (далее - АО "Газпром газораспределение Ижевск", общество) - Трофимова О.В. (доверенность от 13.05.2021), Наговицына Ж.В. (доверенность от 19.05.2021);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление) - Стерхова Е.И. (доверенность от 14.01.2021);
Прокуратуры Удмуртской Республики, Прокуратуры Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики - Кондыренков В.И. (доверенность от 19.05.2021).
АО "Газпром газораспределение Ижевск" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным представления Прокуратуры Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 28.04.2020 N 185ж-2020/9325 об устранении нарушений в сфере газоснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная антимонопольная служба, Управление, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Администрация муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" Удмуртской Республики, Исмагилова А.В.
Решением суда от 05.11.2020 оспариваемое представление от 28.04.2020 N 185ж-2020/9325, вынесенное Прокуратурой Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в отношении АО "Газпром газораспределение Ижевск", признано незаконным. Суд обязал прокуратуру Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители просят указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационных жалоб заявители указывают на неправомерное отнесение Исмагиловой А.В. к заявителям второй категории, полагая, что АО "Газпром газораспределение Ижевск" не представлено доказательств необходимости строительства именно сети газораспределения для подключения данного потребителя.
Управление в отзыве на жалобы поддержало доводы органов прокуратуры.
Общество в представленном отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения, настаивая на необходимости строительства распределительного газопровода и отнесении заявителя (Исмагиловой А.В.) ко 2 категории.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Исмагилова А.В. обратилась в АО "Газпром газораспределение Ижевск" с заявлением о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения объекта капитального строительства (жилого дома), расположенного в с. Новая Чернушка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики.
АО "Газпром газораспределение Ижевск" выданы Исмагиловой А.В. проекты договоров от 03.02.2020 N 01-23 (ТП)/138 и от 24.03.2020 N 01-23 (ТП)/138 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в которых установлена плата за подключение в размере 564 678,39 руб. и срок подключения 3 года и 1,5 года соответственно, а также выданы технические условия на подключение от 03.02.2020 N 02-Я-Пр1/20, в которых указана следующая информация: суммарный максимальный часовой расход газа 5 куб. м/час.; давление газа в точке подключения 0,005 МПа (проектное рабочее), 0,003 МПа (фактическое максимальное), 0,0013 МПа (минимальное); расстояние от точки подключения до границ земельного участка заявителя 187 метров по прямой.
Прокуратурой Якшур-Бодьинского района по результатам рассмотрения обращения Исмагиловой А.В. в деятельности АО "Газпром газораспределение Ижевск" выявлены нарушения законодательства в сфере газоснабжения, которые выразились в завышении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения, а также в завышении установленного срока выполнения мероприятий по подключению.
В целях устранения допущенных нарушений закона Прокурором Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в адрес АО "Газпром газораспределение Ижевск", в рамках предоставленных полномочий, направлено представление от 28.04.2020 N 185ж-2020/9325, в котором предложено рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, уведомить прокурора о месте и времени рассмотрения представления и сообщить о результатах его рассмотрения.
Несогласие заявителя с представлением прокуратуры послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемое представление не соответствует Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), а также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку по основаниям, не предусмотренным законом, возлагает на него обязанность по принятию мер, связанных с исполнением оспариваемого представления.
Суды, установив, что объект заявителя (Исмагиловой А.В.) не включен в программы газификации Удмуртской Республики на 2019-2021 годы и на 2018-2022 годы, утвержденные распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 29.07.2019 N 885-р и Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 N 581, пришли к выводу о том, что в отношении объекта заявителя не соблюдаются критерии для установления "льготной" платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения, в связи с чем заявитель не подпадает под "льготную" категорию заявителей, указанную в п. 26 (22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения).
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства урегулирован Правилами (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), п. 60 которых установлено, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Пунктом 83 Правил N 1314 установлены существенные условия договора о подключении, к которым в частности относится размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
В соответствии с ст. 23.2 Закона о газоснабжении государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Аналогичное положение содержит п. 96 Правил N 1314, которым установлено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент) газопровод - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа; сеть газораспределения - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технически и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
Согласно пункту 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878) "распределительные газопроводы" - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа; "газопровод-ввод" - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
Подпунктом "а" пункта 4 Правил N 878 предусмотрено, что в состав газораспределительных сетей входят, в том числе, наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.
Абзацем вторым пункта 15 Правил N 1314 установлено, что состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.
Пунктом 25 Правил N 1314 определено, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1314 в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения заявитель направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
Согласно п. 26(22) Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающем 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,ЗМпа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
Аналогичные положения определены в п. 2 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 N 101-э/3 (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 2 Правил N 1314 заявителями первой категории являются - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 20 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов-вводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство домового регуляторного пункта (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
Заявители второй категории - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров в час и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа включительно, в случаях, если протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и (или) не более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования, за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
Отнесение заявителя к той или иной категории, возможно только при соблюдении всей совокупности критериев предусмотренных пунктом 2 Правил N 1314.
Суды при рассмотрении спора пришли к выводу о том, что состав мероприятий, которые необходимо выполнить для подключения объекта Исмагиловой А.В. включает в себя не только строительство газопровода (газопровода-ввода), но и строительство сети газораспределения, в связи с чем Исмагилова А.В. относится ко второй категории заявителей, в связи с чем отсутствуют основания для применения к заявителю (Исмагиловой А.В.) "льготной" платы за технологическое присоединение объекта к сетям газораспределения, установленная АО "Газпром газораспределение Ижевск" соответствующая плата не завышена.
Вместе с тем, обществом не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что для обеспечения возможности подключения (технологического присоединения) заявленного Исмагиловой А.В. объекта капитального строительства к сети газораспределения АО "Газпром газораспределение Ижевск" требуется строительство именно сети газораспределения, а не строительство газопровода-ввода.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о необходимости для подключения объекта Исмагиловой А.В. строительства сети газораспределения являются преждевременными.
Поскольку судами не были установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего спора по существу, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм права (части 2 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), которые повлияли на исход рассмотрения спора.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки, в том числе установить в полном объеме все юридически значимые обстоятельства и принять решение в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.11.2020 по делу N А71-5851/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 Правил N 1314 заявителями первой категории являются - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 20 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов-вводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство домового регуляторного пункта (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
...
Отнесение заявителя к той или иной категории, возможно только при соблюдении всей совокупности критериев предусмотренных пунктом 2 Правил N 1314."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2021 г. N Ф09-2893/21 по делу N А71-5851/2020