Екатеринбург |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А60-35913/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столяренко Г.М.,
судей Тихоновского Ф.И., Павловой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу союза "Саморегулируемая организация "Региональная проектная ассоциация" (далее - СРО "РЕПРА", ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2020 по делу N А60-35913/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "НТПКЭМ "Центр качества строительства" (далее - общество "НТПКЭМ "Центр качества строительства", истец) - Куницына К.А. (доверенность от 16.07.2020);
СРО "РЕПРА" - Крылосов А.В. (доверенность от 12.08.2019).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "НТПКЭМ "Центр качества строительства" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с СРО "РЕПРА" 200 000 руб. уплаченных взносов в компенсационный фонд.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ассоциация саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (далее - Национальное объединение).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2020 исковые требования удовлетворены: с СРО "РЕПРА" в пользу общества "НТПКЭМ "Центр качества строительства" взыскано 200 000 руб. в счет возмещения убытков.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СРО "РЕПРА" просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя, суды необоснованно вменили ответчику вину за нарушение порядка оборота средств компенсационного фонда (пункт 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно установленному порядку, требование о переводе денежных средств на специальный банковский счет должно быть направлено Национальным объединением в кредитную организацию, последняя должна соответствующее требование исполнить. В рассматриваемом случае Национальное объединение не приняло мер по взысканию средств компенсационных фондов исключенной саморегулируемой организации, не направило соответствующее требование в кредитную организацию. Ответчик свою обязанность по формированию компенсационного фонда и размещению его на специальном счете исполнил надлежащим образом. Таким образом, как указывает заявитель, им не было допущено нарушений закона, причинно-следственная связь между действия ответчика и наступлением негативных для истца последствий отсутствует, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следовало отказать; возникновение убытков общества "НТПКЭМ "Центр качества строительства" связано с незаконными действиями Национального объединения и Федеральной службы о экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Общество "НТПКЭМ "Центр качества строительства" в отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "НТПКЭМ "Центра качества строительства" являлось членом СРО "РЕПРА" с 23.06.2017, в связи с чем осуществило взносы в компенсационный фонд в размере 200 000 руб. платежными поручениями от 22.06.2017 N 99, от 17.11.2017 N 181.
Приказом Ростехнадзора от 23.07.2019 N СП-37 сведения о СРО "РЕПРА" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании заключения Национального объединения в связи с нарушением ответчиком правил размещения средств компенсационного фонда.
В связи с вынесением указанного приказа СРО "РЕПРА" утратила статус саморегулируемой организации.
СРО "РЕПРА" оспорила приказ Ростехнадзора в судебном порядке, обратившись с соответствующим заявлением в арбитражный суд 31.07.2019. Одновременно саморегулируемая организация заявила о принятии обеспечительных мер в виде запрета перечисления денежных средств со специальных счетов, открытых в кредитном учреждении, на которых находятся средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 07.08.2019 по делу N А60-44797/2019 заявление удовлетворено - запрещено перечисление денежных средств со специальных счетов СРО "РЕПРА", на которых находятся средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение указанного дела.
Впоследствии решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.12.2019 по делу N А60-44797/2019 действия по составлению заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра, утвержденного решением Совета Национального объединения от 19.06.2019, приказ Ростехнадзора от 23.07.2019 N СП-37 признаны недействительными. Во исполнение судебного решения Ростехнадзор 19.02.2020 удалил из государственного реестра саморегулируемых организаций сведения об исключении из него СРО "РЕПРА".
В то же время, учитывая, что осуществление деятельности по подготовке проектной документации в силу части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации требовало наличие членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, общество "НТПКЭМ "Центр качества строительства" в целях продолжения осуществления такой деятельности, в октябре 2019 года вступило в члены иной саморегулируемой организации - Ассоциации проектировщиков "Уральское общество архитектурно-строительного проектирования" (далее - СРО "АП "УРАЛАСП") и уплатило данной организации взносы в компенсационный фонд в размере 200 000 руб.
Затем общество "НТПКЭМ "Центр качества строительства" обратилось в Национальное объединение с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда 200 000 руб. на счет указанной саморегулируемой организации, в удовлетворении указанного заявления было отказано со ссылкой на неперечисление СРО "РЕПРА" средств компенсационного фонда на специальный банковский счет Национального объединения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчика убытков в размере уплаченных средств компенсационного фонда, обязанность по перечислению которых на счет Национального объединения не была исполнена СРО "РЕПРА", в связи с чем не исполнены требования общества "НТПКЭМ "Центр качества строительства" о перечислении средств компенсационного фонда новой саморегулируемой организации (части 14, 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация.
В соответствии с частью 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались вышеуказанными положениями закона и обоснованно исходили из того, что в связи с исключением сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда указанной (исключенной) саморегулируемой организации подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения; в случае, если на специальный банковский счет Национального объединения соответствующие средства не были зачислены и в связи с этим Национальное объединение отказало члену исключенной саморегулируемой организации в перечислении денежных средств на счет новой саморегулируемой организации, исключенная саморегулируемая организация должна лично исполнить обязанность по перечислению средств компенсационного фонда своим бывшим членам, реализовавшим право на вступление в другую саморегулируемую организацию, независимо от того, что в дальнейшем исключение первой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций признано незаконным.
В рассматриваемом случае СРО "РЕПРА" обязанность по перечислению денежных средств в установленный законом (недельный) срок не исполнила, уплаченные взносы истцу не возвратила, в связи с чем последний, в силу специфики своей деятельности, предполагающей обязательное членство в саморегулируемой организации, был вынужден повторно оплатить взносы в СРО "АП "УРАЛАСП". С учетом того, что оснований для удержания денежных средств истца у СРО "РЕПРА" не имеется, суды пришли к верному выводу об обоснованности заявленных истцом требований и взыскали с ответчика 200 000 руб. убытков.
Суд округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы, изучения материалов дела считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и представленным в материалы настоящего дела доказательствам, основаны на правильном применении норм права.
Довод кассационной жалобы о том, что наличие у истца убытков в заявленном размере обусловлено незаконными действиями Национального объединения и Ростехнадзора, подлежит отклонению, поскольку исключение ответчика из государственного реестра саморегулируемых организаций влечет отсутствие у него оснований для удержания ранее перечисленных бывшим членом исключенной саморегулируемой организации средств компенсационного фонда.
При таких обстоятельствах, вопреки утверждению кассатора, вся необходимая совокупность условий для удовлетворения иска о взыскании убытков, в том числе противоправность действий ответчика и наличие причинно-следственной связи между данными действиями и возникшими негативными последствиями для истца, доказана материалами дела.
Утверждение СРО "РЕПРА" об отсутствии у саморегулируемой организации обязанности по перечислению средств компенсационных фондов на специальный счет Национального объединения, является несостоятельным, поскольку основано на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2020 по делу N А60-35913/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу союза "Саморегулируемая организация "Региональная проектная ассоциация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
Ф.И. Тихоновский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2021 г. N Ф09-1772/21 по делу N А60-35913/2020