Екатеринбург |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А71-14991/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.11.2020 по делу N А71-14991/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Узлова О.В. (доверенность от 08.12.2020).
ООО "Чистый город" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 11.06.2019 N 29-О/5, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление, Росприроднадзор).
Решением суда первой инстанции от 25.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что в ходе проверки в 2019 году факты сброса фильтрата на почву и загрязнение почвы
не установлены, материалами дела не подтверждены. В ходе составления акта обследования от 30.05.2019 какие-либо пробы выявленной жидкости в целях установления класса опасности либо пробы почвы в целях установления факта ее загрязнения, Росприроднадзором не отбирались, дополнительное обследование периметра пруда-накопителя в целях установления факта вытекания сточных вод, не производилось, представленные административным органом доказательства не могут являться допустимыми.
Управление в представленном отзыве с кассационной жалобой не согласно, просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 29.04.2019 N 103-П, от 15.05.2019 N 119-П, от 04.06.2019 N 146-П в период с 14.05.2019 по 15.05.2019, 30.05.2019 по 04.06.2019 Управлением в отношении ООО "Чистый город" проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что ООО "Чистый город" в соответствии с лицензией от 28.12.2018 N 018140/П осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне ТБО, расположенном на 31 км Нылгинского тракта.
В процессе собственной производственной и хозяйственной деятельности ООО "Чистый город" в 2018 году было образовано согласно форме 2-ТП (отходы) 13 наименований отходов I-V классов опасности. Из них I класса опасности - 1 вид отходов; II класс опасности - 2 вида отходов; III класс опасности - 3 вида отходов; IV класс опасности - 4 вида отходов, V класс опасности - 4 вида отходов.
Согласно служебной записке отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности от 24.04.2019 имеются сведения о согласовании в Управлении паспортов на вышеуказанные отходы I-IV классов опасности, образующиеся в процессе собственной производственной и хозяйственной деятельности ООО "Чистый город".
В ходе проверки 14.05.2019 при обследовании территории объекта НВОС 94-0118-001908-П переливов фильтрата за пределы пруда - накопителя установлено не было.
30.05.2019 было проведено повторное дополнительное обследование объекта НВОС 94-0118-001908-П (акт обследования от 30.05.2019), в ходе которого установлено, что с северо-западной стороны полигона по координаторам 56о47.361, 52о49.904 скапливается жидкость грязно-желтого-коричневого цвета, размером примерно 3х2 метра, глубиной около 0,3 метра. Жидкость, предположительно фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4), стекает по водоотводной канаве с западной стороны тела полигона вниз по рельефу и "упирается" в дорогу. Водоотводных сооружений под дорогой не зафиксировано, следов стекания за дорогой не установлено. На момент обследования интенсивного течения жидкости не наблюдалось, визуализируется лишь выработанное русло со следами стекания.
В рамках проверки лабораторией АУ "Управление Минприроды УР" (аттестат аккредитации N RA.RU.21АС51 от 13.12.2017) была отобрана и исследована одна объединенная проба фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов из пруда-накопителя. Согласно протоколу результатов экотоксикологического анализа пробы отхода N 7650т(б) от 22.05.2019 фильтрат в пруду-накопителе относится к IV классу опасности, что соответствует виду отхода: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код 7 39 101 1239 4 в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2018 N 242, (далее - ФККО), установлено острое токсическое действие отхода.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.06.2019 N 29.
Ранее, в ходе проведенной Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки ООО "Чистый город" в период с 01.06.2017 по 09.10.2017 было установлено аналогичное нарушение требований природоохранного законодательства, доказан факт сброса фильтрата в данном месте на почву, доказано загрязнение почв, усыхание лесных насаждений. По выявленным нарушениям ООО "Чистый город" внесено представление от 24.10.2017 N 24-2017 об устранении нарушений закона. Обстоятельства сброса фильтрата на почву, загрязнение почв, усыхания лесных насаждений подтверждаются вступившими в законную силу решениями Завьяловского районного суда, Первомайского районного суда г. Ижевска, Арбитражного суда Удмуртской Республики, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Пермь.
11.06.2019 Управлением вынесено предписание N 29-О/5, в соответствии с которым ООО "Чистый город" предписано в срок - 04.06.2020 устранить нарушение части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), выразившееся в том, что при эксплуатации объекта НВОС 94-0118-001908-П общество осуществляет сброс фильтрата на поверхность почвы.
Несогласие заявителя с указанным предписанием послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого акта недействительным.
Оставляя судебный акт без изменения, апелляционная инстанция не усмотрела нарушений норм права со стороны суда.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считает их законными и обоснованными.
Исходя из норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре", Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 N 558 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике" Управление являлось территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Удмуртской Республики.
Пунктом 4.1.3 данного Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами.
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191, предусмотрена обязанность органа Росприроднадзора по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (п.п. 1 п. 68).
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено компетентным органом, в пределах предоставленных полномочий.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "б отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ, определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Законом об отходах производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; размещение отходов представляет собой хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду); объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Чистый город" не проводило своевременных мер по предотвращению вытекания фильтрата с тела полигона за его пределы, что влекло сброс данного вида отхода на поверхность почвы.
Факт загрязнения почвы подтверждается материалами проверки, в том числе актом проверки от 11.06.2019 N 29, фотографиями, протоколами отбора проб и протоколами результатов количественного химического анализа (КХА) проб почвы от 05.06.2019, актами обследования территории от 14.05.2019 и от 30.05.2019, фото-таблицами.
Доказательств соблюдения требований Федерального закона N 89-ФЗ и Федерального закона N 7-ФЗ в части вмененных обществу нарушений не представлено.
Кроме того, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3.11 ГОСТ Р 56598-2015 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов" фильтратом является любая жидкость, которая просачивается через захороненные отходы и выделяется или содержится внутри полигона для захоронения отходов.
Общество самостоятельно квалифицирует жидкость, выделяемую при эксплуатации полигона, как "фильтрат" в пункте 5.4 Инструкции по приему отходов на полигон ООО "Чистый город, утвержденной директором ООО "Чистый город" 03.08.2015.
Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4) содержится в блоке 7 ФККО "Отходы при водоснабжении и водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сброса в водные объекты)".
Вместе тем, на территории объекта НВОС - полигон твердых отходов, Объект 94-0118-001908-П, очистные сооружения отсутствуют. Отсутствуют также акты приема-передачи по заключенным договорам на передачу отхода фильтрата на очистные сооружения за 2017 год, 2018 год и за первое полугодие 2019 года.
На момент обследования территории 14.05.2019 пруд-накопитель был заполнен полностью, уровень фильтрата находился примерно в 20-30 см от края обваловки. На момент проведения проверки отходы фильтрата не изымались из пруда-накопителя в течение 2017 года, 2018 года и 5 месяцев 2019 года.
Следовательно, способ обращения общества с фильтратом, образующимся при эксплуатации полигона, не позволяет отнести его к сточным водам.
Кроме того, из договора от 24.06.2019 N 892-2У/19/187-П/2019, заключенного с МУП г. Ижевска "Ижводоканал" на прием сточных вод из пруда-накопителя полигона и актов на передачу сточных вод от 31.07.2019, 30.09.2019 в количестве 120 м куб., следует, что к сточным водам возможно отнести лишь данное количество отходов - 120 м куб. Для отнесения к сточным водам остального объема отходов, остающихся в пруду-накопителе, оснований не имеется.
Выводы об отнесении фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасного (код по ФККО 7 39 101 1239 4) к отходам, определении лабораторным путем класса опасности отхода установлены в рамках производства по административному делу по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Первомайским районным судом г. Ижевска в решении от 08.12.2017, оставленным без изменения решением Верховного Суда Удмуртской Республики по делу N 7-160/2018.
Выводы о размещении в пруду-накопителе отхода (фильтрата) подтверждены решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.03.2018 по делу N А71-21156/2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018.
Также факт наличия в пруду-накопителе отхода - фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4) подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по делу N А71-14992/2019.
Кроме того, решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики по делу N 12-462/2019 от 19.12.2019 ООО "Чистый город" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ за нарушение требований земельного законодательства по охране земель, выразившееся в загрязнении земельного участка фильтратом полигона твердых коммунальных отходов (отход IV класса опасности, код по ФККО 7 39 101 1239 4) и загрязняющими веществами (азот нитритами, сульфатом-ионом, азот нитратами, нефтепродуктами, стронцием и хлорид-ионом), что привело к негативному воздействию на почву, ухудшению ее качественных показателей, оставленным без изменения решением Верховного Суда Удмуртской Республики 03.02.2020.
В указанных судебных актах по делу N 12-462/2019 (л.д. 100-101, л.д. 102-204, том 2) зафиксировано, что в ходе проверки в 2019 году установлен факт нарушения обществом требований земельного законодательства по охране земель, выразившееся в загрязнении земельного участка и почв фильтратом полигона твердых коммунальных отходов.
Законность проведения Управлением мероприятий по надзору в ходе плановой проверки (законность проведения экспертизы, установления класса опасности в виде отхода, размещенного в пруду - накопителе) была предметом рассмотрения по делу N А71-15486/2019, решение по которому оставлено без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2020 г. N 17АП-2959/2020-АК.
Факт сброса отходов на почву подтверждается также представленными административным органом в материалы дела с отзывом от 09.11.2020 года фотографиями N 1 и N 2 (л.д. 110-11, том 2), из которых виден процесс перекачки фильтрата полигона захоронения твердых коммунальных отходов в пруд-накопитель, осуществляемый на полигоне ТБО общества. На фото N 1 видно, как из шланга вытекает на почву фильтрат полигонов захоронения твердых бытовых отходов, тем самым осуществляется сброс отхода в почву.
Факт сброса отходов на почву подтверждается также схемой полигона общества с местом дислокации жидкости-фильтрата, являющейся приложением к акту обследования от 30.05.2019 г.
При рассмотрении дела N А71-15486/2019, была заслушана свидетель Казаринова С.И., которая подтвердила, что на фотографиях запечатлен факт перекачки фильтрата полигонов в пруд-накопитель.
Оспариваемое предписание выдано в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.04.2014 N 262 "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности".
Поскольку предписание вынесено компетентным органом, факт вмененных обществу нарушений установлен судами, требования предписания являются исполнимыми, на общество не возложены обязанности, не относящиеся к его деятельности, суды обосновано исходили из того, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Закона об отходах.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.11.2020 по делу N А71-14991/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. по кассационной жалобе, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.03.2021 N 243.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.