Екатеринбург |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А07-19398/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.
судей Краснобаевой И.А, Столярова А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц- кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2020 по делу N А07-19398/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель министерства - Плохих Т.В. (доверенность от 09.01.2020).
Ходатайство государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (Академия) имени М.И. Глинки" о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее -Управление Росреестра) о признании уведомлений об отказе в государственной регистрации от 15.05.2020 N 74/001/490/2020-488, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-489, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-49 незаконными и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Челябинской области в отношении объектов незавершенного строительства: площадью 110,3 кв. м с кадастровым номером 02:01:100201:723, степень готовности 65%, по адресу: РБ, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова д. 18 А; площадью 126,3 кв. м с кадастровым номером 02:01:100201:721, степень готовности 65%, по адресу: РБ, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова д. 18 В; площадью 110 кв. м с кадастровым номером 02:01:100201:722, степень готовности 66%, по адресу: РБ, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова д. 18 Б; и внесении записи о земельном участке с кадастровым номером 02:01:100201:112 на котором расположены объекты незавершенного строительств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (Академия) имени М.И. Глинки" (далее - учреждение), Администрация Абзелиловского района Республики Башкортостан.
Решением суда от 28.10.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что право на заключение договора аренды земельного участка площадью 0.7 га сроком на 25 лед возникло у учреждения на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10.12.1999 N 5-73-р, однако договор аренды не заключен, а была лишь оформлена декларация от 08.02.2001 о факте использования земельного участка. Министерство отмечает, что учреждению были выданы разрешения на производство работ по строительству жилых домов на объекты недвижимости. Заявитель не согласен с выводом судов о невозможности идентифицировать объекты незавершенного строительства. Таким образом, по мнению заявителя, требования подлежали удовлетворению. Кроме того, заявитель считает, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы, препятствует учреждению зарегистрировать право аренды земельного участка.
В заявлении учреждение поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит судебные акты отменить.
Как установлено судами и следует из материалов дела, министерство обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства: - площадью 110,3 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:723, степень готовности 65%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 А; - площадью 126,3 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:721, степень готовности 65%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 В; - площадью 110 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:722, степень готовности 66%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 Б.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг на государственную регистрацию прав с заявлением от 15.01.2020 представлены: декларация от 08.02.2001; три разрешения на производство работ от 01.11.2006 N 77, 78, 79 Управления архитектуры и градостроительства Администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан; распоряжение от 10.12.1999 N 5-73-р Кабинета Министров Республики Башкортостан; договор от 23.12.1993 N 205 о передаче на баланс строений и строительных материалов; заключение Управления Росреестра от 16.01.2020.
Государственным регистратором прав 21.01.2020 направлен межведомственный запрос в отдел архитектуры и строительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о предоставлении информации об истории изменения адреса объектов, указанных в разрешениях на производство работ N N 77-79 от 01.11.2006.
На основании пунктов 5, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) приняты решения о приостановлении по заявлениям от 15.01.2020, оформленные уведомлениями от 27.01.2020 N 74/001/490/2020-488, N 74/001/490/2020-489, N 74/001/490/2020- 490 в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (до 25.04.2020).
На день принятия государственным регистратором прав решения о приостановлении ответ из отдела архитектуры муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан не поступил.
В связи с не устранением причин, указанных в уведомлениях о приостановлении на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, приняты решения об отказе от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-488, N 74/001/490/2020-489, N 74/001/490/2020-490 в государственной регистрации права собственности в отношении незавершенного строительством объектов с кадастровыми номерами: 02:01:100201:721; 02:01:100201:722; 02:01:100201:723.
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 15.05.2020 N 74/001/490/2020-488, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-489, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-490 в проведении регистрации права собственности на указанные объекты отказано на основании следующего: - сведения в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:01:100201:112, на котором расположены объекты незавершенного строительства отсутствуют; учреждение не зарегистрировало право на земельный участок по договору аренды, сроком на 25 лет, предоставленный учреждению на основании распоряжения Кабинета Министров республики Башкортостан от 10.12.1999 N 5-73-р; - невозможность идентификации объектов, согласно распоряжению Главного управления по государственному имуществу от 13.02.1998 N 28-у "О закреплении имущества за Государственным высшим образовательным учреждением Администрации Челябинской области Магнитогорская государственная консерватория".
Не согласившись с данными уведомлениями, министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно 2 условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 3 и 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав может быть приостановлена в случаях, если: - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам ( статья 26 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судами установлено, что учреждению принадлежат на праве оперативного управления объекты незавершенного строительства: - площадью 110,3 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:723, степень готовности 65%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 А; - площадью 126,3 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:721, степень готовности 65%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 В; - площадью 110 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:722, степень готовности 66%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 Б.
Указанные объекты незавершенного строительства расположены на сформированном земельном участке с кадастровым номером 02:01:100201:112, из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 5571 кв. м, с разрешенным видом использования для туристко- рекреационной деятельности, который относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (письмо Учреждения от 03.04.2018 N 01-12/173).
В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок заявителем представлено Распоряжение Кабинета министров Республики Башкортостан от 10.12.1999 N 5-73-р о принятии предложения о предоставлении учреждению земельного участка, площадью 0,7 га (пастбища) из земель Кусимовского сельского совета в аренду сроком на 25 лет для строительства базы отдыха.
Статья 609 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Вместе с тем доказательства заключения и регистрации договора долгосрочного аренды недвижимого имущества в порядке статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлены.
На регистрацию представлен договор купли-продажи от 23.12.1993 N 205, в соответствии с которым образовательному учреждению переданы на баланс строения и строительные материалы (кирпич, блоки, панели и другие строительные материалы.
Заявителем представлено также Распоряжение от 13.02.1998 N 28-у Челябинского областного комитета по Управлению государственным имуществом N 1196 от 09.10.2002 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение "О закреплении имущества за государственным высшим образовательным учреждением администрации Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория", согласно которому учреждению передана База отдыха 1993 года постройки, что подразумевает достроенные объекты, в то время, как заявитель обратился с заявлениями о государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о невозможности идентификации объектов по представленным документам в связи с непредставлением документом, подтверждающих либо удостоверяющих право заявителя на объекты недвижимого имущества.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или
сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Между тем заявителем как при обращении с заявлением в регистрирующий орган, так и при обращении в суд разрешение на строительство, доказательства обращения для получения разрешения на строительство не представлены.
Как верно отмечено судами, представленные в материалы дела разрешения на производство работ от 01.11.2006 N 77, N 78, N 79 Управления архитектуры и градостроительства Администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан таковыми не являются.
Таким образом, осуществление государственной регистрации права собственности на заявленные незавершенные строительством объекты на основании представленных заявителем в орган регистрации документов невозможно.
С учетом изложенного в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Доводы заявителя отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов об отсутствии оснований для государственной регистрации права.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судами фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2020 по делу N А07-19398/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А.Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2021 г. N Ф09-3118/21 по делу N А07-19398/2020