Екатеринбург |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А60-35041/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю. В., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - Управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 делу N А60-35041/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - госпиталь) - Дубровина Ю.М. (доверенность от 13.01.2021);
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - институт) - Чернышева О.А. (доверенность от 06.12.2020);
Управления - Антошина Н.А. (доверенность от 11.01.2021).
Госпиталь (истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к институту (ответчик) о взыскании долга в сумме 22 039 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 763 руб. 93 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Деркач Александр Александрович (далее - Деркач А.А.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований к Управлению. Иск удовлетворен в части взыскания с Управления в пользу госпиталя задолженности в сумме 22 039 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2017 N 224 "Об утверждении руководства по организации обеспечения в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" указывает на то, что для сотрудников государственной противопожарной службы в том числе, курсантов учебных заведений действует специальный порядок медицинского обслуживания. В отсутствие доказательств неотложного или экстренного характера оказываемой лицу медицинской помощи она должна была оказываться по месту прикрепления или, при отсутствии соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, в иных медицинских организациях на договорной основе.
Кроме того, Управление считает, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) госпиталь мог вступить в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в инфекционном отделении госпиталя в период с 17.12.2019 по 24.12.2019 проходил стационарное лечение курсант 4 курса института Деркач А.А. (медицинская карта стационарного больного N 745).
Госпитализация обусловлена отсутствием в медицинской службе института и медицинских организациях, уполномоченных для оказания медицинской помощи курсантам института, отделений инфекционного профиля.
По окончании стационарного лечения курсанту 4 курса Деркачу А.А. нарочно выданы оригиналы платежных документов: акт выполненных работ от 24.12.2019, счет-фактура, реестр (расчет) стоимости медицинской помощи, счет для предоставления начальнику медицинской службы и последующей оплаты расходных обязательств со стороны института.
Поскольку стоимость оказанных медицинских услуг в сумме 22 039 руб. не возмещена, госпиталь обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, сделав выводы о том, что предусмотренные законодательством документы от госпиталя в адрес института для заключения договора не поступали, договор на оказание услуг в установленном законом порядке не заключен, госпиталем не доказано и не обосновано, что состояние курсанта на момент госпитализации могло являться показанием к неотложной (экстренной) медицинской помощи, отказали в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, указал, что выводы об отсутствии доказательств необходимости экстренной либо неотложной госпитализации курсанта, не имеют правового значения. Также суд апелляционной инстанции указал, что в силу положений Правил оказания медицинской помощи и Правил возмещения расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" (далее - Постановление N 911) оказание учреждением здравоохранения военнослужащим или сотрудникам медицинской помощи (включая неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и в его отсутствие. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований к Управлению.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях обеспечения реализации прав на медицинское обслуживание названной категории граждан в гарантированном объеме наравне со всеми гражданами Российской Федерации, в соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 Постановлением N 911 утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила оказания медицинской помощи), а также Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - Правила возмещения расходов).
На основании пункта 5 Правил оказания медицинской помощи при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Правил возмещения расходов расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и других) и учреждением здравоохранения.
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил возмещения расходов, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи.
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил возмещения расходов, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5 Правил возмещения расходов).
На основании изложенного судом апелляционной инстанции верно указано, что в силу положений Правил оказания медицинской помощи и Правил возмещения расходов оказание учреждением здравоохранения военнослужащим или сотрудникам медицинской помощи (включая неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и в его отсутствие. При этом оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти по тарифам, действующим в этом территориальном округе.
В данном случае территориальным органом федерального органа исполнительной власти является Управление и именно на Управлении лежит обязанность по возмещению расходов на лечение курсанта института.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что медицинские услуги оказаны лицу, на которое распространяется действие вышеназванных Правил. Подтверждены также объем и стоимость оказанных медицинских услуг (акт выполненных работ от 24.12.2019, счет-фактура, реестр (расчет) стоимости медицинской помощи). Услуги оказаны на общую сумму 22 039 руб.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что госпиталь не мог отказать в медицинской помощи или прервать лечение курсанта института, сославшись на отсутствие договора или финансирования. Отсутствие договора, заключенного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, в данном случае правового значения не имеет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что надлежащему ответчику - Управлению документы для возмещения расходов представлены не были, а были предъявлены только при рассмотрении настоящего дела, правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.12.2019 по 15.07.2020 в сумме 763 руб. 93 коп.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Управления в пользу госпиталя задолженности в сумме 22 039 руб.
Таким образом, суда апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в названной части.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку принятых и оцененных судом апелляционной инстанции доказательств и на установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 делу N А60-35041/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что медицинские услуги оказаны лицу, на которое распространяется действие вышеназванных Правил. Подтверждены также объем и стоимость оказанных медицинских услуг (акт выполненных работ от 24.12.2019, счет-фактура, реестр (расчет) стоимости медицинской помощи). Услуги оказаны на общую сумму 22 039 руб.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что госпиталь не мог отказать в медицинской помощи или прервать лечение курсанта института, сославшись на отсутствие договора или финансирования. Отсутствие договора, заключенного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, в данном случае правового значения не имеет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что надлежащему ответчику - Управлению документы для возмещения расходов представлены не были, а были предъявлены только при рассмотрении настоящего дела, правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.12.2019 по 15.07.2020 в сумме 763 руб. 93 коп."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2021 г. N Ф09-3667/21 по делу N А60-35041/2020