Екатеринбург |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А60-11461/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Груберский щебеночный завод" (далее -общество, налогоплательщик, ООО "ГЩЗ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2020 по делу N А60-11461/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Румянцева Ю.Е. (доверенность от 10.06.2021),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Чирик Е.А. (доверенность от 17.02.2021), Самарина Е.Н. (доверенность от 30.06.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 16.01.2020 N 264, от 09.01.2020 N 62, от 15.11.2019 N 4821, от 15.11.2019 N 4820 (с учетом объединения производства по делам N А60-11461/2020 и N А60-27323/2020 с присвоением объединенному делу номера N А60-11461/2020).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2020 (судья Иванова С.О.) в удовлетворении требований заявителю отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ГЩЗ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Кассатор полагает, что налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих идентичность добываемого габбро и производимого щебня; щебень является товарной продукцией, так как в ходе переработки строительного камня происходит изменение его физико-механических свойств.
Проектом разработки Груберского месторождения, предусмотрена необходимость осуществления в отношении добытого полезного ископаемого (строительного камня) операций, относящихся не только к его добыче (извлечению), но и к его переработке на дробильно-сортировочных установках в товарный продукт - щебень.
Для квалификации технологических операций в качестве добычных, следует учитывать, что в результате указанных операций будет извлечено из недр и доведено до требуемого стандарта качества полезное ископаемое.
При этом дробильно-сортировочный комплекс, расположенный на поверхности и за границами карьера, относится к перерабатывающему производству, где осуществляются технологические операции по переработке добытого полезного ископаемого - строительного камня (изменению его физико-механических свойств) в товарную продукцию (щебень) путем осуществления операций по дроблению, грохочению, сортировке на фракции.
Таким образом, щебень не может быть квалифицирован в качестве добытого полезного ископаемого и не является объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее также - НДПИ).
Указывает, что налоговый орган произвел расчет налога с грубым нарушением ст. 338. 339, 340 НК РФ. В случае если для целей налогообложения принимать во внимание только одно добытое полезное ископаемое - щебень, то для расчета НДПИ из объема добытого строительного камня следует исключать объем добытого песка-отсева, получаемого одновременно со щебнем из одной горной массы и составляющего его значительную долю (до 50%).
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель 2019, май 2019, июнь 2019, июль 2019 года, представленных ООО "ГЩЗ", налоговым органом составлены акты от 30.08.2019 N 4876, от 30.10.2019 N 5752, от 13.11.2019 N 7154, от 02.12.2019 N 7621, на основании которых вынесены решения от 16.01.2020 N 264, от 09.01.2020 N 62, от 15.11.2019 N 4821, от 15.11.2019 N 4820 о доначислении налога на добычу полезных ископаемых, начислении пени и наложении штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
По результатам проверок налоговым органом установлено, что в нарушение норм ст. 336, ст. 337, ст. 340 НК РФ налогоплательщиком неверно определен вид добытого полезного ископаемого и, как следствие, неверно определена налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых.
Налогоплательщику выдана лицензия от 21.04.2009 СВЕ 07224 ТЭ на право добычи габбро в северной части Груберского месторождения для производства строительных материалов.
Добыча габбро осуществляется недропользователем в соответствии с техническим проектом "Проект разработки Северного участка Груберского месторождения габбро".
Согласно разделу 2.6 "Характеристика полезного ископаемого" (стр. 24 проекта) и разделу 9.1, 9.2 "Качество полезного ископаемого" (стр. 68 проекта) качество добываемого полезного ископаемого данного месторождения обеспечивает изготовление щебня, пригодного в качестве материала для строительных работ согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень из природного камня для строительных работ".
При этом недропользователем на добываемый строительный камень разработан стандарт организации СТО 08.11-001-60797766-2018 "Камень строительный" (СТО).
Исчисляя НДПИ при добыче полезного ископаемого, налогоплательщик учитывает в качестве полезного ископаемого габбро, соответствующий вышеуказанному СТО.
Поскольку реализации габбро, соответствующему стандарту организации, не производилось, налогоплательщик при определении налоговой базы применял нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 340 НК РФ, осуществляя оценку стоимости добытых полезных ископаемых исходя из их расчетной стоимости, а не цены реализации (п.п. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ).
Проводя последующее дробление габбро на щебень, налогоплательщик исходил из того, что процесс дробления является процессом переработки, а не продолжением цикла добычных работ, а полученный строительный камень (щебень), соответствующий ГОСТу 8267-93 "Щебень из природного камня для строительных работ", продуктом переработки.
Доначисляя суммы НДПИ, налоговый орган руководствовался нормами пункта 1 статьи 336 НК РФ и пункта 1 статьи 337 НК РФ, определив вид полезного ископаемого в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ (камень строительный).
При этом, при расчете налоговой базы налоговым органом применен способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого исходя из цены его реализации (п.п. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ).
Решением УФНС России по Свердловской области от 20.01.2020 N 1914/19 решения от 15.11.2019 N 4820 и N 4821 оставлены без изменения и утверждены.
Решением УФНС России по Свердловской области от 05.03.2020 N 138/20 апелляционные жалобы заявителя удовлетворены в части перерасчета сумм налоговых обязательств в связи с представлением налогоплательщиком дополнительных документов. В остальной части решения оставлены без изменения и утверждены.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился в суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях определения полезного ископаемого для целей обложения НДПИ Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25.06.2019 N 1517-О разъяснил, что в силу п. 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых - по общему правилу и при наличии иных юридически значимых оговорок - признаются полезные ископаемые, добытые из недр. При этом правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом для исчисления НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В силу статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема (пункт 1). Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2). При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (пункт 7).
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке. При этом вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Комплекс технологических операций (процессов) может включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
К процессу добычи полезного ископаемого относятся те операции, которые не изменяют основной характер продукта, но связаны с доведением его до состояния, соответствующего утвержденному стандарту.
По смыслу вышеуказанных норм налогового законодательства во взаимосвязи с положениями Закона о недрах, возникновение объекта обложения НДПИ в определенных случаях связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения технологических операций, включенных в технический проект разработки месторождения полезных (горнодобывающая промышленность) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 N 375-О).
В условиях же переработки добытого полезного ископаемого возникает продукция обрабатывающей промышленности, не признаваемая объектом обложения НДПИ в силу вышеуказанных положений статьи 337 НК РФ.
При этом основополагающим критерием разграничения технологических операций, входящих в технологический комплекс по добыче конкретного полезного ископаемого и закрепленных в техническом проекте (горнодобывающая промышленность), от технологических операций, составляющих суть перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, является неизменность основного характера продукта.
Результатом переработки полезного ископаемого, как комплекса сложных механических, физических и химических процессов с применением особых технологий и специального оборудования, выступает качественно новый продукт с иным минеральным, химическим составом и физико-механическими свойствами (постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.03.2005 N 12742/04, от 22.01.2008 N 4822/07, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2021 N 309-ЭС21-1456).
Судами установлено, что такой вид полезного ископаемого как "камень строительный", добытый недропользователем ООО "Груберский щебеночный завод" на Груберском месторождении габбро, соответствует ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" (раздел 2.6 "Характеристика полезного ископаемого") и является первичной продукцией разработки Груберского месторождения, первой по своему качеству, соответствующей государственному стандарту.
При этом наличие ГОСТа 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" и соответствие ему полезного ископаемого, добываемого ООО "ГЩЗ", исключает необходимость разработки стандарта самим обществом (СТО 08.11-001-60797766-2018 "Камень строительный").
Соответственно, при наличии информации в техническом проекте о соответствии добываемого полезного ископаемого государственному стандарту, разработка заявителем отдельного стандарта качества не требуется.
Из пункта 1 статьи 337 НК РФ следует, что только в случае отсутствия национального стандарта, регионального стандарта, международного стандарта для добытого полезного ископаемого его качество должно соответствовать стандарту организации.
Поскольку, стандарт качества ГОСТ 8267-93 "Щебень из природного камня для строительных работ" существует и действует и на него имеется ссылка в техническом проекте Груберского месторождения, то именно ему и соответствует добытое полезное ископаемое после определенной обработки (дробления, грохочения, сортировки).
Согласно разделу B "Добыча полезных ископаемых" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает: добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства и изготовления памятников, такого как мрамор, гранит, песчаник и т.д.; дробление и измельчение декоративного и строительного камня; и т.д.
В случае если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня в результате осуществления операций по первичной обработке, дроблению и измельчению строительного камня, которые в соответствии с ОКВЭД относятся к операциям по добыче строительного камня, то для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытым полезным ископаемым является строительный камень (щебень).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 340 НК РФ предусмотрено, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (п.п. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ).
При этом, оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализованного добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого (п. 3 ст. 340 НК РФ).
Исходя из указанных положений и фактических обстоятельств дела, суды пришли к законному и обоснованному выводу, что отнесение налоговым органом в своем расчете к полезному ископаемому строительного камня (щебень), учет его количественного объема, и расчет по этому виду полезного ископаемого стоимости единицы и общей стоимости добытого полезного ископаемого (налоговой базы) с применением цены реализации строительного камня - щебня произведено правомерно.
Приведенные налогоплательщиком доводы о том, что вторым добытым полезным ископаемым является песок из отсевов дробления щебня, который первым по качеству соответствует требованиям ГОСТ 31424-2010, и получается не в результате переработки щебня, а непосредственно при его производстве, то есть одновременного со щебнем, в связи с чем в указанном случае для расчета налога следует использовать весь объем добытого строительного камня, согласно справкам маркшейдера, и при расчете стоимости добытого полезного ископаемого следует учитывать не только цену реализации щебня, но и цену реализации песка-отсева, рассмотрены судами.
В целях исчисления НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту. Вышеуказанные положения Налогового кодекса РФ исключают применение стандартов на продукцию, которая хронологически возникает позднее (п. 1 ст. 337 НК РФ).
Песок и отсев являются различными продуктами горнодобывающей промышленности. Различные понятия "песок" и "отсев" заложены положениями государственных стандартов.
Так, согласно ГОСТу 8736 - 2014 "Песок для строительных работ" под понятием "песок" понимается песок природный (ст. 3 данного ГОСТ).
Данный стандарт распространяется на пески природные и их смеси, предназначенные для применения в определенных видах строительных работ.
При этом настоящий стандарт не распространяется на пески из отсевов дробления плотных горных пород.
Соответственно, песком следует называть только пески природные и их добыча производится только на песчаных месторождениях. Груберское месторождение габбро не относится к песчаным месторождениям.
Понятие "отсев" содержится в ГОСТе 31424 - 2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня" (ст. 3 данного ГОСТ).
Область применения этого стандарта - строительные нерудные материалы из отсевов дробления, получаемые при производстве щебня из плотных скальных горных пород, гравия и валунов.
Соответственно, несмотря на схожесть зернового состава, отсев не является природным материалом, его месторождений не существует в природе.
Поскольку способом его получения является дробление строительного камня (щебня), а не фактическая добыча (извлечение) из недр, учитывая условия разработки северного участка Груберского месторождения габбро, отсев как продукт дробления щебня, является продуктом его переработки (п. 3.1 данного ГОСТ) и не может являться добываемым полезным ископаемым.
При этом песок природный, который может быть добытым полезным ископаемым, согласно ГОСТу 8736 - 2014 "Песок для строительных работ", налогоплательщик не добывает.
Соответственно, как правомерно заключили суды, включение цены реализации отсева в расчет стоимости добытого полезного ископаемого (как в количественном выражении, так и при расчете стоимости единицы) противоречит указанным нормам Кодекса, поскольку цена реализации отсева - это цена продукта переработки, а не добытого полезного ископаемого - строительного камня (щебня).
Довод общества о том, что если для целей налогообложения принимать во внимание только одно добытое полезное ископаемое - щебень, то для расчета НДПИ из объема добытого строительного камня следует исключать объем добытого песка-отсева, получаемого одновременно со щебнем из одной горной массы и составляющего его значительную долю (до 50%), отклонен судами, поскольку такой подход противоречит положениям НК РФ, а также данным справки маркшейдера об объемах добытого полезного ископаемого (строительного камня).
При этом суды отметили, что справки маркшейдера об объемах песка и объемах щебня, на которые ссылается налогоплательщик в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные замеры осуществляются и справки составляются после всех технологических процедур дробления.
Отказываясь учесть выводы экспертизы, назначенной судом по ходатайству заявителя в целях определения добываемого полезного ископаемого на Груберском месторождении габбро и проводимых на месторождении технологических операций по его добыче, проведенной в рамках настоящего дела, суды отметили, что классифицируя горные работы, эксперт не учел нормы Закона о недрах и "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 N РД-07-261-98 (далее - Методические указания), рекомендованных, в том числе, для учета геолого-маркшейдерских данных полезных ископаемых.
Согласно пункту 9 Методических указаний для твердых полезных ископаемых под их первичной обработкой понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренными проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др.).
В силу пункта 10 Методических указаний к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам. Под технологической схемой понимаются проектные решения, предусмотренные технологической частью проекта предприятия по переработке минерального сырья, определяющие последовательность процессов и операций по обогащению и переделу добытых полезных ископаемых.
Эти же положения предусмотрены ст. 23.3 Закона о недрах.
Эксперт руководствовался понятиями "добыча" и "первичная переработка", приведенными в Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, принятом 07.12.2002 Постановлением N 20-8 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
При этом вышеуказанный законодательный акт СНГ является актом рекомендательного характера, принятым в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств - участников Межпарламентской Ассамблеи по вопросам, представляющим общий интерес (п. 1.2 Положения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества независимых государств).
Согласно пункту 1 статьи 240 Модельного кодекса порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых определяется в соответствии с горным законодательством государства.
Совместным распоряжением МПР РФ N 9-р и Правительства Свердловской области N 01-49-142 от 16.03.2006 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области" магматические породы габбро отнесены к общераспространенным полезным ископаемым.
Так, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029 - 2014 (КДЕС Ред. 2) к разделу "В" "Добыча полезных ископаемых" отнесена группировка "добыча строительного камня" 08.11, которая включает дробление и измельчение строительного камня.
Данный раздел включает: добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород, а также дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья к реализации: дробление, измельчение, сортировка. Перечисленные виды работ обычно выполняются хозяйствующими субъектами, которые сами занимаются добычей полезных ископаемых и/или расположены в районе добычи полезных ископаемых. Некоторые технологические процессы, относящиеся к данному разделу, могут также осуществляться специализированными предприятиями по заказу третьих сторон в качестве производственных услуг.
Исходя из буквального толкования ОК 029 - 2014, в том случае, если организация осуществляет одновременно дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче, то процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены общероссийскими классификаторами к видам добычных работ. В том случае, когда дробление строительного камня не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией, оно относится к обрабатывающему производству.
Суды установили, что налогоплательщик непосредственно занимается добычей полезных ископаемых (горной породы или строительного камня), осуществляет дробление и сортировку строительного камня, технический проект разработки месторождения включает технологическую схему переработки сырья путем дробления горных пород и доведения до стандарта качества (ГОСТ 8267 - 93). Включение этих операций в общий технологический процесс разработки Груберского месторождения габбро позволяет отнести в данном случае дробление к операциям по добыче полезных ископаемых.
Давая оценку выводам экспертизы о том, что строительный камень (габбро) является скальным грунтом со ссылкой на ГОСТ 25100-2011 "Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация" суды обоснованно исходили из того, что все вопросы, вынесенные для экспертизы, требуют ответов только в рамках документов, относящихся к добычной деятельности общества.
В имеющейся технической документации на разработку северного участка Груберского месторождения габбро отсутствует ссылка на вышеуказанный стандарт. В целях характеристики полезного ископаемого (раздел 2.6 технического проекта (стр. 24)) строительный камень месторождения оценивался на соответствие только тем стандартам, которые в этом разделе перечислены. И в этом списке оценочных стандартов отсутствует оценка строительного камня на соответствие ГОСТу 25100-2011 "Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация".
При составлении технического проекта дана оценка соответствия качества полезного ископаемого ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
При этом суды отметили, что ГОСТ 25100-2011 не может быть положен в основу определения вида добытого полезного ископаемого, поскольку, указанный стандарт устанавливает лишь принципы классификации грунтов.
Относительно выводов экспертизы о том, что песок является побочным продуктом, получаемым при дроблении исходного материала со ссылкой на технологическую схему производства продукции, судами учтено, что согласно разделу 2.6 технического проекта (стр. 24) оценка качества полезного ископаемого производилась, в том числе, на соответствие ГОСТу 31424 - 2010 "Межгосударственный стандарт. Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия". Согласно ст. 1 этого стандарта область его применения - это строительные нерудные материалы из отсевов дробления, получаемые при производстве щебня из плотных скальных горных пород.
Согласно разделу 9.3 технического проекта (стр. 69) "... дробленые пески имеют неоднородное качество, но соответствуют требованиям ГОСТа 31424 - 2010 и их рекомендуется использовать для дорожного строительства в качестве песчаной смеси N 9.".
Из совокупности данных технического проекта организации и установленных стандартов, отсев является продуктом дробления щебня, самостоятельным видом продукции.
На основании изложенного суды обоснованно признали решение инспекции соответствующим НК РФ, а заявителю в удовлетворении требований отказали.
Юридические факты, имеющие значение для разрешения данного спора, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2020 по делу N А60-11461/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Груберский щебеночный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что налогоплательщик непосредственно занимается добычей полезных ископаемых (горной породы или строительного камня), осуществляет дробление и сортировку строительного камня, технический проект разработки месторождения включает технологическую схему переработки сырья путем дробления горных пород и доведения до стандарта качества (ГОСТ 8267 - 93). Включение этих операций в общий технологический процесс разработки Груберского месторождения габбро позволяет отнести в данном случае дробление к операциям по добыче полезных ископаемых.
Давая оценку выводам экспертизы о том, что строительный камень (габбро) является скальным грунтом со ссылкой на ГОСТ 25100-2011 "Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация" суды обоснованно исходили из того, что все вопросы, вынесенные для экспертизы, требуют ответов только в рамках документов, относящихся к добычной деятельности общества.
...
При составлении технического проекта дана оценка соответствия качества полезного ископаемого ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
При этом суды отметили, что ГОСТ 25100-2011 не может быть положен в основу определения вида добытого полезного ископаемого, поскольку, указанный стандарт устанавливает лишь принципы классификации грунтов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2021 г. N Ф09-3739/21 по делу N А60-11461/2020